Демократия по-монгольски: у власти "крёстные отцы" и "паразиты"
Известный публицист Д.Жаргалсайхан о перекосах смены формы правления государством и путях выхода из политического тупика.
Систему общества с экономикой, опирающейся на частную собственность, мы называем капитализмом, а опираюущуюся на государственную собственность – социализмом. Государственная власть в капиталистическом обществе имеет демократическую структуру или диктатуру большинства. В социалистическом обществе говорят об установлении диктатуры бедных и рабочего класса, но на самом деле власть переходит к узкому кругу руководителей одной партии, а в большинстве случаев - в руки одного человека на всю его оставшуюся жизнь.
Прошло уже более 25 лет как Монголия, наряду с СССР и другими странами Восточной Европы, перешла из социализма в капитализм. Она поменяла однопартийную власть с централизованной плановой экономикой на многопартийную, демократическую систему с рыночной экономикой. Даже поменяла старое название «Монгольская Народная республика» на Монголию, убрала некоторые слова из государственного гимна страны.
Но, по содержанию, Монголия стала наполовину капиталистической, наполовину социалистической страной с ненормальной демократией и преобладающей государственной собственностью.
До сегодняшнего дня государство принимало слишком активное участие в вопросах экономики, старалось регулировать рынок в целом. Политические партии, получившие власть благодаря демократическим выборам, стали служить не обществу, а определённым бизнес-группам, вследствие чего экономика страны постоянно находилась в состоянии кризиса.
“Захваченная власть”
Исследователи активно обсуждают вопрос о том, как выйти Монголии из продолжающего политического и экономического кризиса. Все согласны с тем, что без верного определения главной причины и ее корректировки или устранения, экономика не сможет возродиться, а, значит, не поднимется уровень жизни населения. Если мы не сможем выйти из кризисного состояния, многие, у кого есть силы и возможности, умения и знания, будут уезжать из страны, а оставшиеся будут заниматься политизированием всего подряд, будут менять одну власть на другую, и обманывая себя таким образом, могут потерять ещё 25 лет.
Аналогичная монгольской, ситуация в политике и экономике создалась и в некоторых посткоммунистических государствах. Профессор пражского университета Метрополитен Михаил Клима в своей книге “Из тоталитаризма в ненормальную демократию” пишет, что в посткоммунистическом пространстве с низким уровнем развития гражданского общества широкое распространение получила рабская культура, где безмолвно слушаются хозяев политических партий.
Такая культура ослабляет внутренний контроль политической элиты и государственных организаций и приводит в дальнейшем к их недееспособности.
Ситуацию, когда теневые бизнес-группировки берут под своё подчинение политические партии, заставляют их выносить государственные решения в своих интересах, он назвал “захваченной властью” /state capture/.
М.Клима особо выделил установление “ненормальной демократии” /defective democracy/, при которой госорганы, захваченные хозяевами теневых бизнес-группировок и их подельниками во власти, пронизаны активизировавшейся коррупцией, а политические партии оторвались от своей основной обязанности - быть мостом, соединяющим государство и гражданское общество, и стали обслуживать своих “специальных клиентов” /теневой бизнес/. И Монголию можно привести в качестве классического примера этой “ненормальной демократии”.
Паразиты
В Чехии политические партии, сотрудничая с теневым бизнесом, проводят, хотя и убыточную для общества, но доходную для себя деятельность, перейдя к отношениям “клиент-клиент” /clientelism/. Государство, оказывая таким образом услугу более привилегированной политической партии и теневым бизнес-группировкам, даёт политической элите и хозяевам теневого бизнеса возможность жить в качестве паразитов на общественных богатствах, считает профессор М.Клима. В Монголии число таких паразитов становится всё больше от выборов к выборам.
Процесс “захвата власти” происходит путём “приватизации” политических партий снизу и “колонизации” сверху, отмечает М.Клима.
За вознаграждения члены политических партий переходят на сторону теневого бизнеса, боссы и “крёстные отцы” теневого бизнеса, устанавливая свой контроль над местными партийными органами, “приватизируют” их снизу. А “колонизация” сверху – это когда руководство теневого бизнеса или его представители устанавливают свой контроль над лидерами политических партии.
В Монголии, в зависимости от уровня её общественного сознания и культуры, два вышеназванных процесса имеют свои особенности. Все политические партии, особенно поочередно стоящие у власти МНП и ДП, уже давно “колонизировались”. Только их “колонизаторы” - это преуспевшие в своём теневом бизнесе председатели партий или группировки, взявшие их путём взяточничества под свой контроль.
Неависимо от того, откуда он берёт своё начало, теневой бизнес в Монголии процветает, “захватывая” госвласть. Победив на выборах, пришедшие к власти забывают свои предвыборные обещания и делят государственную власть между своими родными, близкими и партнёрами по бизнесу, развивают теневую власть. Меняют людей, работавших при предыдущей власти, на своих “рабов”. Партийное руководство от имени партии собирает немалые средства, оставляя большую их часть себе, а благодаря распределению должностей, предоставлению льготного права на госзакупку и так далее, возвращают долги.
Граждане стали понимать, что кризис в экономике Монголии – это скорее кризис политических партий, чем самой экономики.
Так как источники финансирования политических партий засекречены, а сами партии обходятся ложными отчётами, партийная верхушка под видом “пожертвований для нужд партии”, собирает немалые средства, и в скором времени сами превращаются в “крёстных отцов” теневого бизнеса.
С приходом к власти партии “крёстных отцов” открываются широкие возможности для высасывания общественных богатств, рождаются новые миллиардеры от госвласти. С сокращением внутренних резервов и финансовых источников, когда уже нечего присваивать в своей стране, государство начинает брать иностранные кредиты, реализовывать различные программы и проекты под видом социального обеспечения населения. И через различные финансовые и экономические организации партия снова начинает присваивать эти немалые средства. Судебная власть также находится под контролем “крёстных отцов”, поэтому установились такие каноны, что при раскрытии дела, связанного с коррупцией, виновный не выплачивает ущерб, ему грозит лишь несколько лет тюрьмы, откуда он может выйти гораздо раньше положенного срока благодаря очередной амнистии.
Как выйти из кризиса
Экономику развивает не государство, а частный сектор. Повышать уровень своей жизни человек должен сам, а не ждать этого от государства.
Государство - не работодатель, но оно обязано гарантировать частному сектору свободную конкуренцию и рабочие места.
В Монголии растёт число компаний с госдолей, чьи убытки возмещаются из бюджета. Кредиты таким компаниям выдаются на льготных условиях. Это, наряду с присвоением государством функций частного сектора, является одним из способов подкормки своих паразитов на средства, предназначенные для решения актуальных проблем, стоящих перед обществом. Всё более активным становится участие государства в экономике, оно стало устанавливать и ограничивать цены на товары широкого потребления. Такие программы, реализуемые со стороны правительства, как выдача льготных кредитов на жилплощадь, стабилизация цен на топливо, - не могут продолжаться долго, ведь они обходятся бюджету слишком дорого.
Баланс рынка обеспечивают не решения властей, а реальные цены, система доходов и расходов. Только в такой экономике существует низкая вероятность возникновения кризиса.
Сегодня мы не сможем выйти из кризисного состояния, не изменив структуру экономики Монголии, не дав рынку возможность самому устанавливать цены, не сделав полностью гласной и открытой общественную власть.
В сюжете: демократиякризисполитикаМонголия