Тупиковый путь? Почему культура кочевников мешает развитию демократии в Монголии
Известный публицист Д.Жаргалсайхан о главных причинах политического и экономического кризисов в "Оазисе демократии Азии".
Демократия хотя и плохая форма правления, но является самой лучшей среди форм, испытанных человечеством. Ровно 70 лет назад У.Черчиль высказал эту мысль. Из этих семидесяти последние 26 лет монголы испытывают на себе эту демократию. Но “чудом” демократии наслаждается лишь узкий круг людей, проникших во власть, нежели сам народ.
На первых порах своего развития демократия имеет представительскую форму, а затем постепенно переходит в форму участия. Граждане Монголии думают, что если выбрали своего представителя, то решили все политические и экономические вопросы. Но эти представители стали в любое им угодное время менять законы, порядки и структуру власти в соответствии со своими интересами, а не в интересах избирателей. Путём гласного и негласного сговора они начинают растрачивать общественные средства, в конце концов даже позарились на наши будущие доходы.
Граждане с самого начала должны были контролировать исполнение своих обязанностей народными избранниками, оценивать их действия и корректировать их при необходимости. Вместо этого монголы просто стали ждать следующих выборов, чтобы отдать свои голоса другой партии.
Только сейчас жители Монголии начали осознавать и обсуждать, что потеряли много драгоценного времени и много возможностей, замедлив своё развитие, и начали поиски путей выхода из этого положения.
Самое главное, все осознали, что надо остановить коррупцию, проникшую во все слои власти. Для борьбы с коррупцией необходимо распространить по всем государственным учреждениям новую культуру, информирующую изнутри руководство организации или общественность о нарушении общественных интересов.
На политическом языке распространение информации о действиях, направленных против интересов общества или его безопасности, называют “свистеть в свисток”.
Шаблон культуры
Внутри государственных организациий, а также в организациях частного сектора борьба с противозаконными действиями является обязанностью каждого. Такие нарушения можно пресечь и остановить только основываясь на подтверждённых фактах.
К примеру, Монголия из-за коррупции постоянно находится в состоянии экономического кризиса, увязла во внутренних и внешних долгах, пытается любой ценой получить из-за рубежа кредиты. Коррупция начала угрожать национальной безопасности.
Но у монголов развились чувство отвращения к коррупции и стремление сделать информацию о ней гласной. За этим кроются особенности цивилизации и историческая причина.
Кочевническая и оседлая цивилизации резко отличаются друг от друга. Кочевник придерживаются мнения, что несчастье, коснувшееся кого-либо, не случится с ним. Поэтому для кочевников изменить или скорректировать неправильные действия других не является главной задачей. Люди, ведущие оседлый образ жизни, наоборот, считают, что всякое событие, произошедшее с их соседями, также касается и их. Поэтому у них высоко развито стремление защищать общественные интересы. Монголы, наблюдая за нарушением общественных интересов, вместо того чтобы восстановить справедливость, говорят “төрийн төлөө оготно боож үхлээ”, что в дословном переводе означает “мышь задавилась за государство”. Другими словами, они считают, что вмешиваться необязательно.
Даже став свидетелем какого-нибудь серьёзного проишествия, вместо того чтобы дать показания, говорят “амьд хүний гэрч болохоор үхсэн хүний дэр бол”, то есть считают, что лучше пройти мимо ничего не заметив. В монгольском обществе стало обычным явлением уйти от всего, сказав “никого не трогаю, никому не мешаю, пусть другие скажут и исправят”.
В Монголии, после установления коммунистического режима, многие люди были репрессированы, арестованы и подверглись пыткам. Их силой заставляли давать ложные показания против себя и других людей, что глубоко проникло в сознание общества. Поэтому до 1990-х годов к людям, распространявшим внутреннюю информацию организации, относились с отвращением и называли “доносчиками” или “информаторами внутренних дел”.
Настало время сделать вывод из этих вредных привычек и эгоистичной культуры, тянущих назад развитие нашей страны, обнадёживающих растратчиков общественного имущества, чтобы каждый гражданин принял участие в ежедневной деятельности демократии.
Уважение и защита
После перехода к демократии и рыночным отношениям, наряду с правом иметь частную собственность, у граждан понемногу появляется и укрепляется обязанность защищать общественное имущество. Если не трогают частную собственность, то по-прежнему мало желания бороться с растрачиванием общественной собственности.
В монгольском обществе пока ещё не созрело осознание того, что весь общественный капитал через налоги связан с каждым из нас. Причиной тому то, что человек платит налоги не сам лично, а через работодателя.
Хотя обстановка в основном такая, как описано выше, но есть в обществе и те, кто иногда “свистит в свисток”. СМИ, как бы сговорившись, иногда вдруг разом умолкают и избегают некоторых тем. Но в вопросе загрязнения воздуха в Улан-Баторе, когда ситуация из положения бедствия переходит в трагедию, они начали говорить об этом и искать как и куда делись 200 миллиардов тугриков, выделенных на борьбу с загрязнением воздуха. СМИ начали давать информацию о людях, которые, всю жизнь проработав на государственной службе, владеют домами за границей, начали говорить и о миллиардерах, родившихся благодаря власти.
“Свистеть в свисток” – это проявление гражданского мужества.
Человек, делающий это, обращается сначала к руководству организации, и, если положение не меняется, то может обратиться в СМИ и правоохранительные органы.
В большинстве случаев тот, кто “свистит в свисток”, сталкивается с угрозами и запугиваниями, местью со стороны обвиняемой стороны. Против него открывают уголовное дело на основании дескредитации достоинства и репутации личности, наблюдаются отвращение со стороны коллектива, понижение в должности, увольнение.
Со стороны общества или коллектива необходимо создать культуру, направленную на понимание важности и ценности действий этого человека. В особых случаях даже необохдимо обеспечить его беопасность. Полиция и судебные органы должны работать независимо от заинтересованных лиц.
В последнее время в Монголии о делах, связанных с коррупцией, сенсационно заявляют, создавая вокруг них большую шумиху. Но как только дело доходит до суда, о нём забывают и в конце концов прекращают.
В странах с развитой демократией существует закон, защищающий “свистящих в свисток”. Он был принят в США в 1863 году, в Англии в 1998 году, в Индии в 2002 году, а в Канаде – в 2007 году. В Голландии были созданы центр для консультаций “свистящих” (Adviespunt klokkenluiders) и специальные помещения для их охраны. Также в 2013 году несколько крупнейших СМИ совместно создали информационный сайт со специальной защитой для “свистящих”.
Без контроля со стороны гражданского общества, без «свистка», без приостановления коррупции в Монголии никогда не будет развиваться демократия, страна не выйдет из экономического кризиса и не будут установлены принципы рыночных отношений.
Источник: baabar.mn
В сюжете: демократиякоррупцияобществоМонголия