"Учите матчасть". Что может стать главным фактором политического поражения главы Бурятии
"Можно завоевать империю, сидя на коне. Но с седла управлять империей нельзя!"
Главными причинами отставки Вячеслава Наговицына эксперты назвали конфликт с элитами и национальный вопрос. И это выглядит вполне правдоподобно. Бурятия ненамного отличается от других российских регионов в смысле своего экономического благополучия. Значит, у Кремля Вячеслав Наговицын начал вызывать недовольство как политик. И внутренние противоречия уже в среде собственно бурят могли стать причиной его стремительной отставки. Так ли это? Вполне возможно. Особенно на фоне растущих процессов поиска идентичности в среде бурятского этноса.
Объяснений тому несколько. Кочевники, спешно рекрутированные советской властью в колхозники, возможно, оценили прелести новой жизни, но в душе меньше кочевниками не стали. Более того, бурят буряту, как выясняется, рознь.
Тому есть причины. Из протобурятских племен (хори, хонгодоры, эхириты, булагаты, сартулы и др) триста пятьдесят лет назад искусственно создалась общность под единым названием «буряты». И природа этнонима до сих пор вызывает споры. Отторжение земель русскими казаками у западнобурятских племен и вечное состояние войны за территории на востоке с Цинской империей, где кочевали племена хори, «сгруппировали» протобурятские племена на землях, которые сегодня называются республикой Бурятия.
Между тем, если хори все же были классическими кочевниками, то «западные» буряты вели большей частью оседлый образ жизни. Согласно этому и миропонимание у представителей западных и восточных бурят разное. Разность, если не сказать конфликт, менталитетов мы наблюдаем и сегодня.
Поскольку «кочевники, как самые подвижные категории населения Евразии, были подвержены частым передвижениям в поисках лучших пастбищ для скота и являлись основными проводниками культурных связей между кочевыми, охотничьими и оседлыми народами. В отличие от оседлого земледельца, укоренившегося на своей земле, кочевник-степняк находился в постоянном движении, поэтому для пастуха-кочевника пространство было безгранично и в этом смысле географический кругозор земледельца гораздо ограниченнее, в отличие от пространственной осведомленности кочевника». И это ни хорошо, ни плохо. Так случилось. Исторически.
В этом контексте совершенно неслучайным видится факт похода именно представителей племени хори к Петру I. Осведомленность и знания племени хори об устройстве мира обуславливаются именно кочевой ментальностью и бесконечными передвижениями, которые, кстати, давали возможность наблюдать падение Великой империи Чингисхана, а потому вызывали необходимость думать о дальнейшей судьбе соплеменников. Просить покровительства Белого царя или незамедлительно оказаться перед угрозой тотального поглощения и скорого уничтожения протобурятских племен, отойди их территории Цинской империи.
По некоторым предположениям исследователей, делегация хори представляла интерес для Петра I в большей степени как носитель информации о состоянии дел в соседней Поднебесной, кстати, не оставлявшей претензий на земли до Байкала вплоть до заключения Буринского договора.
Какое это имеет отношение ко дню сегодняшнему? Как ни странно, прямое. До сих пор поход хори к русскому царю на бытовом уровне расценивается как предательство хоринцев по отношению к всему бурятскому народу. Причина – отсутствие необходимой информации, поскольку до сих пор в школах и ВУЗах Бурятии не преподается внятная версия истории родного для всех нас края.
Как и нет оценки роли бурят в истории российского государства.
Масштабная акция устрашения под названием «панмонголизм», процесс территориального разделения на субъекты, длительный процесс обращения бурятского этноса в «советский народ». Как итог - значительная утеря идентичности: культуры, языка, традиций. Какое это имеет отношение к социально-экономической сфере? Прямое.
Сегодня мы имеем дело с незавершенным процессом превращения бурятских племен и родов в единый этнос. А значит, неразрешенные конфликты менталитетов разных по происхождению племен. До сих пор не утихают споры ученых о происхождении бурят: омонголившиеся тюрки или все же северные монголы, имеющие очень отдаленное отношение к современным халха-монголам.
«Великий хан! Можно завоевать империю, сидя на коне. Но с седла управлять империей нельзя!» - эти слова приписывают буддийскому монаху, попавшему в плен к Чингисхану. Говорят, именно это стало поводом создать при его дворе штат советников из учёных, мудрецов, священников разных религий. В случае с Наговицыным именно попытка «управлять с седла» привела Бурятию к тому, к чему привела.
Пресловутая история с бурятским языком - яркий пример недальновидности Наговицына – политика, не преуспевшего в своем обещании ни на слово. Еще один подвох, не имевший казалось бы значения, - его министры. Как на подбор не владеющие родным языком. Это лишь усилило «месседж» от Наговицына - ему плевать на «этнические» болячки.
А болячки болят. Будучи руководителем национального региона, надо быть способным «запрыгнуть» в шкуру каждого жителя и спинным мозгом прочувствовать его чаяния. И, кажется, это просто для понимания: процессы глобализации все стремительнее уничтожают народ с его языком и культурой. А каждый все еще говорящий на родном языке бурят, особенно во власти – это маячок благополучия этноса. Это снимает страхи, делает людей уверенней. А что еще нужно для дрейфующей экономики Бурятии? Уверенные в себе люди.
Недовольство годами копилось. Медленно, по-буддийски. Но властью это расценивалось как согласие. Устраивало и соглашательство.
Региональная политика, особенно в случае назначений, всегда нуждается в качественном сопровождении местных спикеров высокого уровня.
Запрос общества на ораторов, людей, понимающих суть процессов, способных убедить, увлечь, повести за собой, особенно силен сейчас. И доказательством служат воспоминания о Владимире Саганове, Лидии Нимаевой - политиках, по которым скучает народ. Первый – жесткий в заявлениях, решительный в действиях хозяйственник, который мог одинаково хорошо на русском и бурятском говорить и с трибуны правительства и на чабанской стоянке. Лидия Нимаева – исключительно гуманитарного толка руководитель, которая, при всей неоднозначности, вызывала немой восторг, в том числе у своих оппонентов.
Исходя из понимания, что гуманитарная составляющая имеет значение, важно, наряду с решением проблем экономических, оценить и то, что сфера культуры все эти годы оставалась «дамой, предоставленной самой себе».
Подвергалось ли анализу хоть раз, что культура как сфера вполне способна в некотором смысле стать катализатором экономических движений? Сомнительно. Очевидная необходимость в создании тандема «культура и туризм» очевидной ни для Наговицына, ни для его кабинета не стала.
Поскольку только при наличии запроса культура станет величиной экономической, а значит появится спрос на культурный продукт.
Это обстоятельство мгновенно повлияет на качество этого самого культурного продукта, а «по ходу пьесы» порешает и проблемы обретения национальной идентичности народов, проживающих в многонациональной Бурятии. У бурят это снимет часть вопросов с проблемой языка. Потому что качественный турист потребует качества культуры. Настоящей, не покрытой толстым слоем «советскости» и попсы. Пока этим (вопреки, а не благодаря) занимается театр «Байкал».
Постановки «Дух предков» и «Эхо страны Баргуджин токум» ввели в когнитивный диссонанс думающую часть общественности республики, которая в лице тонкого слоя интеллигенции негромко признала в этом политическую составляющую в процессе самосознания «титульных».
Еще в ресурсе культура западных бурят, кардинально отличающаяся от той, что мы наблюдаем здесь в Бурятии. Она вызывает жуткий интерес, но посекундно, вместе со стариками, уходит в небытие. В этой связи вспоминается китайский город Хайлар, который в конце 2016 года объявил курс на становление себя центром Музыки. Бог с ними – подумаем мы. Бог- то конечно с ними, но китайцы, с присущей им мудростью и прагматизмом, из минуса мгновенно извлекают плюс. Своих нацменов северных территорий - монголов разных мастей, эвенков, бурят, дагуров и прочих - они превращают в национальный бренд и одновременно решают вопросы экономики и национальной политики. Уже объявлено строительство «Алтан театр» и «Мунгэн театр» и, через мгновение, мы, почесывая затылки, будем слушать в этих театрах песни баргутов, которые, на поверку, окажутся родовыми песнями эхиритов. И возьмут их они здесь, у нас, на берегах Байкала.
История протобурятских племен, пусть размытая, не собранная - она славная. Вряд ли слюнтяям от природы достались бы волшебные места для проживания на берегу самого большого, чистого и сильного озера на земле. Думается, сила и величие озера сегодня всем нам дают способность понять, что только мир рождает благополучие. Осталось без истерик вспомнить прошлое, чтобы продвинуться к общему благополучному будущему. И видится оно в блистательном движении культуры народа Бурятии. Во всех ее смыслах и проявлениях.