Монгольские президенты - камни преткновения
Известный публицист Д.Жаргалсайхан о разделении власти, поправках в Конституцию Монголии и демократии.
Люди рождаются равными и заслуживают счастья. Каждый человек должен работать, кормиться плодами своего труда, учиться и развиваться, свободно путешествовать, жить и растить детей. Как учит нас история, для такой жизни необходимы свобода, равенство и верховенство закона.
Все люди отличаются происхождением и имущественным положением, традициями и привычками, у них разная производительность труда, а несхожесть в мнениях заставляет их по-разному влиять на друг друга.
Человек не может в одиночку защищать свои безопасность, свободу и имущество, поэтому сообща обсудив люди создали над собой социальную организацию-государство.
Закон регламентирует право государства что и как защищать, устанавливает границы его полномочий. Расходы государства оплачивают налогоплательщики, поэтому оно является собственностью народа. Только государство имеет право применять силу и ограничивать свободу граждан, поэтому его действия должны быть лимитированы и находиться под неусыпным контролем гражданского общества.
От того, насколько монгольское государство и его граждане уважают законы, зависит уровень развития и благополучия страны, наша жизнь, счастье и несчастье.
Бесконечный ремонт режима
25 лет назад, впервые в истории у нас появилась возможность обеспечить верховенство легитимного закона. Это и есть Демократия. Согласно принципу большинства, который применим в условиях недостижимости в принятии решений идентичности мнений всех граждан, на определенный срок у руля государства становится одна из политических партий. Партия может быть заменена, если не будет справляться с задачей. Этот демократический режим смены правящих политических партий человечество изобрело более 200 лет назад.
Разными способами, на “монгольский лад” мы тщетно пытаемся построить демократию у себя в стране. В 1992 году мы приняли основной закон нашего государства-Конституцию, по примеру демократических стран разработали три ветви государственной власти-законодательную, исполнительную и судебную. Однако, вскоре государственная машина начала давать сбой, несмотря на разделение властей на независимые друг от друга ветви и их субъекты. Великий государственный хурал (ВГХ) принимает решение большинством (54) проголосовавших депутатов. Правящая партия получила 50 из 76 мест в парламенте (ВГХ), но в течении некоторого времени была не в состоянии сформировать правительство. В 2000 году были сделаны поправки к 7 статьям Конституции Монголии.
Сегодня для ратификации закона достаточно 20-ти голосов, если 39 парламентариев и членов постоянных комитетов обеспечат необходимую для проведения сессии явку. 1\4 часть всех 76 законодателей Монголии являются одновременно представителями исполнительной власти, занимая посты в правительстве.
Границы между законодательной, исполнительной и судебной властями постепенно размываются, нарушается их взаимобаланс, а не успевший еще укрепиться механизм взаимоконтроля не работает. Мы не замечаем, что совмещение работы депутатом и министром не вносит дисбаланс между отдельными ветвями власти в западных странах, где парламенты двухпалатные и многосоставные (400-500 человек).
Из-за того, что полномочия монгольского президента разрастаются, постановления судов не исполняются, а государственная власть “тонет” в коррупции, нынешняя власть собирается внести 40 поправок в Конституцию. До конца 2017 года планируется провести всенародный референдум по вопросу о конституционных изменениях.
Перед монгольским обществом стоит вопрос: что нужно сделать, чтобы после очередного “перекраивания на монгольский лад” государственная машина работала бесперебойно? Для этого необходимо детально изучить причины прошлых ошибок, тщательно их проанализировать и обобщить, чтобы не повторять в будущем.
Уроки прошлого
Основной причиной сбоев в функционировании государственного аппарата является то, что мы не можем создать условия для четкого разграничения, баланса и взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Сосредоточение безграничной власти в одних руках или узкой группе лиц притесняет и ущемляет права остальных людей. В демократических странах разделение властей на ветви предотвращает злоупотребления, и дает возможность защищать права и свободы граждан.
Из-за того, что мы не вполне различаем разделение властей, отдельные ее субъекты не могут осуществлять взаимоконтроль, взаимодействие и сохранять соотношения. Из-за этого в стране не устанавливается власть закона, законы не работают, вера в справедливость уменьшается и возникает угроза демократии в целом.
Только ВГХ должен наделяться компетенцией принятия законов и контролировать их исполнение. Надзор за исполнением законов находится в компетенции Судебной и Исполнительной властей. К субъектам Исполнительной власти относятся правительство, армия и полиция. Защита справедливости в обществе, независимое и беспристрастное разрешение любых споров и конфликтов является обязанностью Судебной власти. Судебная власть несет ответственность за законность всех общественных отношений.
Правительство за все свои действия отчитывается перед ВГХ, так как законодатели контролируют исполнительную власть. Сегодня не ясно, на ком лежит исполнительная ответственность, так как ВГХ превратился в придаток исполнительной власти.
Президент обладает правом контролировать и если в этом возникнет необходимость, распускать парламент. Судебная власть в Монголии подчиняется президенту, поэтому вероятность неисполнения судебных приговоров стало негласным правилом. ВГХ осуществляет контроль над Судебной властью путем принятия строгого регламентирующего ее действия закона.
Конституционный суд обладает правом аннулировать любой закон, если признает его несоответствующим Конституции. Однако, конституционный суд напрямую зависит от ВГХ и стал исполнителем его заказов. Например после того, как Конституционный суд вынес по одному и тому же вопросу два разных решения исчезла система пропорционального представительства в парламенте.
Деятельность властей в демократическом государстве должна быть гласной. В Монголии и по сегодняшний день остается закрытой темой деятельность и информация о финансировании политических партий, в результате победы на выборах получивших в свои руки всю власть в стране. Следовательно, власть в нашей стране переходит к тем, кто пополняет партийные кассы. Партиям, имеющим в парламенте меньшинство, не удается стать политической оппозицией, контролирующей использование государственной власти.
Без четкого разграничения, равноправия, взаимоконтроля и равновесия всех трех ветвей государственной власти невозможно укреплять демократию в Монголии.