Монгольский экономический форум - 2018. Итоги
В Монголии истоки экономического кризиса кроются не в экономике, а в политике.
В 2010 году был учрежден Монгольский экономический форум (МЭФ). Цель форума - обсуждение с представителями власти, частного предпринимательства, гражданского общества, учеными и исследователями актуальных вопросов развития Монголии. Тогда же премьер-министр С.Батболд, советник президента П.Цагаан, министр минеральных ресурсов и энергетики Д.Зоригт, министр науки, культуры и образования Ё.Отгонбаяр, министр внешних отношений Ж.Занданшатар, министр финансов С.Баярцогт, председатель национального комитета развития и обновления Ч.Хашчулуун, государственный секретарь министерства иностранных дел Ц.Цогтбаатар, члены Великого государственного хурала Ч.Сайханбилэг, Д.Энхбат, С.Оюун, а также представители частного сектора: глава финансового объединения "Тэнгэр" Ч.Ганхуяг, исполнительный директор компании “Хас лизинг” Д.Жаргалсайхан создали негосударственную организацию за регистрационным номером 9071012038, в функции которой входит оказание содействия работе МЭФ. Устав МЭФ закрепил, что его председателем является премьер-министр Монголии и что критерием отбора членов МЭФ должен служить не занимаемый официальный пост, а личность кандидата.
Итоги форума
Форумы прошлых лет проходили под руководством правительства и лишь мероприятие 2017 года стало исключением из этого правила. Организовать МЭФ помогли деньги спонсоров и средства от взносов за участие. Открытие МЭФ состоялось в доме правительства, там же проходили и пленарные заседания. Форум не принимал каких-либо решений, а использовался в качестве площадки для озвучивания призывов, выработки предложений и рекомендаций по обсуждаемым вопросам.
Руководство форума менялось вместе со сменой правительства. За 8 лет у нас поменялось 5 премьер-министров. Форум становится все более ярким и величественным по форме мероприятием, но реализация выдвинутых идей и связанная с ней отчетность всегда оставляет желать лучшего. Результаты работы МЭФ должны отражаться на показателях конкурентоспособности Монголии. Для того, чтобы их повысить, требуется качественное улучшение по крайней мере трех следующих факторов: защиты собственности, свободных цен и общественной власти.
Защита собственности
Собственность-фундамент рыночной экономики. Частную и общественную собственность надлежит защищать в равной мере. “Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom)-это численная оценка, которая отражает уровень экономических свобод и состояния рыночных отношений, обеспечиваемых в отдельной стране. В “Индексе”, рассчитываемом Heritage Foundation, в 2010 году Монголия получила 60 баллов и заняла 88-е место среди 179 стран мира; в 2018- 55.7 балла, опустилась на 37 пунктов и заняла 125-е место среди 180 государств.
За последние 8 лет государственный сектор Монголии значительно вырос, в экономике преобладает горнодобывающая отрасль, но все равно подавляющая часть государственных компаний остается убыточной. Финансовая подпитка госкомпаний проводится в ущерб расходам на решение актуальных социальных проблем. На примере горных падей Богдо Уул, возвышенности Яармаг и береговой зоны реки Туул мы видим, как власть “осваивает” общественные земли.
В Монголии возникла необходимость защищать природу от самого Министерства природоохраны.
Это стало неким правилом нашей жизни – открываются и постепенно затихают десятки громких коррупционных дел. Для властьимущих закон не писан, нарушается принцип верховенства права. Судебная власть продолжает напрямую зависеть от политики. Не работает механизм взаимоконтроля и система “сдержек и противовесов” ветвей власти: судебной, исполнительной, законодательной. Одна четвертая часть наших парламентариев носят “двойные одежды”, то есть являются членами правительства. Две политические партии, попеременно сменяющие друг друга у руля государственной власти, становятся идейно однотипными.
Свободные цены
Цены – это “сердце” свободной рыночной экономики, но у нас их регулирует государство. Более того, разрастается государственный аппарат, сокращается свободная конкуренция, процветает коррупция.
В любой стране цены на товары широкого потребления и динамика их изменений являются барометром надежности экономики. В странах, где высок риск потери капитала и кражи имущества, граждане прячут собственность. Прирастить деньги можно, лишь пустив их в оборот, приведя в движение их самовозрастающую стоимость, то есть надо, чтобы они находились во взаимовыгодном обращении. Исходя из того, кто и как устанавливает цены в нашей стране, можно судить о справедливости или уровне коррумпированности данной системы.
Справедливое, без вмешательства властей, основанное на спросе и предложении ценообразование послужит правильным сигналом для экономических субъектов, включая инвесторов и потребителей. Реальный ценовой сигнал поможет им определить наличие дефицита и избытка, без излишней подозрительности видеть новые перспективы.
Государственное сдерживание и установление цен под "благовидными" предлогами “защиты интересов народа”, “поощрения бизнеса” выгодны лишь начальству, лицам близким к власти, так как оно дает им уникальную возможность присваивать общественные средства.
В Монголии растет число популистов, которые якобы путем регулирования цен на ширпотреб защищают простой народ от богачей, а в действительности же они реализуют свои корыстные цели.
Общественная власть
В Монголии истоки экономического кризиса кроются не в экономике, а в политике.
В Индексе восприятия коррупции, составляемом международной организацией “Transparency International”, в 2010 году Монголия набрала 2.7 баллов из 10 и заняла 116-е место среди 178 стран мира; в 2017 году-36 баллов из 100 и заняла 103-е место среди 180 стран.
В государствах, где присутствует коррупция невозможно устойчивое экономическое развитие, кризис бесконечен и частный сектор не конкурентоспособен. В таких странах не сокращается пропасть между богатыми и бедными, растут расходы на внутреннюю безопасность.
Участие состоятельных предпринимателей в политике устраняет свободную конкуренцию. Сегодня в Монголии, алкогольной, табачной, горнодобывающей, строительной индустрией и банковским бизнесом владеют законодатели и руководители правительства. Постепенное исчезновение в этих отраслях свободной конкуренции мешает проникновению в нашу страну крупных иностранных фирм.
Пройдя 25-летний путь демократических преобразований, пережив несколько политических выборов, мы наконец-то поняли, что коррупция является раковой опухолью монгольского общества и самым сильным тормозом в развитии государства, и что у ее истоков стоят партийные финансы.
К причинам не снижающегося уровня коррупции можно причислить: коррумпированность политических партий; проникновение взяточничества во властные структуры по вине правящих партий; некомпетентность и организационная нестабильность госаппарата; зависимость деятельности правовых органов от политиков; недостаток свободы и самостоятельности у СМИ.
Члены Великого государственного хурала (парламента) хорошо знают, что ряд законов: о всеобщих выборах; о политических партиях; о государственной службе требуют обновления, но они продолжают тянуть время и не спешат с началом их обсуждения. Действующий закон четко не прописывает процесс и процедуру отчетности, надзора, привлечения к ответственности и подведения итогов. Политические партии используют такие лазейки в законе для привлечения огромных спонсорских сумм, а после прихода их к власти, перед спонсорами открывается возможность компенсировать свои расходы путем получения высоких должностей и бюджетных тендеров.
Страной поочередно правят “политические фракции”, в действительности же группировки бизнесменов-политиков, отличающиеся друг от друга лишь размерами пожертвований в пользу партий.
От степени доходности инвестиций в партию зависит расклад сил внутрипартийных группировок. Баланс сил или соблюдается, или нарушается. Нарушение соотношения этих сил, как правило, приводит к отставкам правительств под различными предлогами и к приходу к власти очередной фракции.
Публичное обсуждение вышеперечисленных трех важных проблем, достижение их общего понимания, обеспечение контроля и прозрачности деятельности правительства помогут повысить конкурентоспособность нашей экономики.
А пока что, главной задачей МЭФ является ежегодное его проведение и старательное претворение в жизнь озвученных на нем идей.