Киберкультурное наступление
Известный публицист Д.Жаргалсайхан о цифровых технологиях и доступности интернет услуг в Монголии.
Человечество шагнуло в эпоху четвертой индустриальной революции и движется на III волне цифровых технологий. Страны переходят от модели развития, основанной на интернете к модели, основанной на цифровых данных. В результате перехода на цифровые технологии (определение как “электронный” не полностью передает значениe) формируется цифровая экономика и цифровое общество.
Искусственный человек (robot), способный думать, учиться и принимать решения (AI artificial intelligence, ИИ, искусственный интеллект) заменяет труд людей. Каждый день из мировых новостей мы узнаем о развитии робототехники: о беспилотном автотранспорте, об автоматизированных гостиницах без персонала, супермаркетах, в которых нет касс и продавцов. Интернет вещей (Internet of Things, IoT)-сеть физических предметов (вещей), подключенных к интернету для взаимодействия друг с другом, совершает революцию в производительности труда и повышает жизненный комфорт человека.
Крупнейшими в мире являются Airbnb-платформа для аренды жилья, онлайн гостиничная сеть, Uber-специализированный сервис по автомобильным перевозкам, не имеющий автопарка, Netflix- производитель фильмов и сервис-провайдер потокового мультимедиа. Самой многочисленной является “нация фейсбука”, которая насчитывает 2.2 млрд.”граждан”, а Китай с населением 1.4 млрд. человек находится на втором месте.
В конце прошлого года в Улан-Баторе прошла конференция “Цифровая Монголия 2018”, на которой обсуждались вопросы влияния цифровизации на ситуацию в стране и на что при этом следует обратить особое внимание.
Цифровая инфраструктура
На сегодняшний день население Монголии составляет 3.1 млн человек, 73% из них живет в городах и населенных пунктах. Социальные сети активно используют 2.3 млн жителей, из 4 млн. владельцев сотовых телефонов 2.8 млн являются пользователями мобильного интернета.
По данным Координирующего комитета по телекоммуникациям Монголии, жители этой страны пользуются услугами 4-х операторов сотовой связи (Mobicom, Unitel, Skytel, G-Mobile). За первое полугодие 2018 года объем трафика сетей 3G, 4G составил 27.3 Тб и эта цифра ежегодно растет в среднем на 25%. Передача данных из монгольских сетей за рубеж осуществляется 3-мя отечественными операторами связи (Mobicom, Gemnet, Государственная информационно-коммуникационная компания) со скоростью 140 Гб/сек.
Важно обеспечивать сохранность, защиту всех данных (data) и возможность их обмена, а также четко разграничивать их на открытые (государственные и иные виды служб) и закрытые (персональные). А также необходимо создавать условия для безопасного хранения информации, гарантировать конфиденциальность персональных данных граждан и не допускать их использования государственными органами без ведома пользователей. В этой сфере должна вестись постоянная работа по совершенствованию инфраструктуры, разработке единых стандартов, обеспечению здоровой конкуренции.
Компания Facebook инициировала метод оценки степени развития цифровой инфраструктуры в разных странах, который базируется на учете как ее объектов, так и способов подключения к сетям (www.connectivity.fb.com). Анализ наличия препятствий при подключении к сети интернет, основанный на трех оценочных показателях: доступность (availability), стоимость (affordability) и осведомленность (awareness) способствует приобщению каждого пользователя к достижениям цифрового прогресса.
Интернет доступность
Растет актуальность понимания, что монголам выгодно быть цифровой нацией, так как это повышает уровень и качество жизни. Недавно был обнародован международный индекс цифрового развития стран мира, который отражает рейтинг Монголии по уровню развития цифровизации.
В индексе инклюзивного интернета “The Inclusive Internet Index “ (3i), публикуемом компанией Facebook на протяжении последних двух лет, Монголия заняла 42-е место из 86 стран. Индекс инклюзивного интернета оценивает страны по четырем показателям: наличие (availability); доступность (affordability); актуальность (relevance); готовность (readiness). По показателю наличия интернета Монголия находится на 50-м месте, по доступности – на 10-м; по актуальности - на 38-м; по готовности – на 72-м. Средний показатель для Монголии составляет 42. Показатель готовности делится на 3 группы: первая – цифровая грамотность; вторая – доверие и безопасность; третья – политика государства. По первой группе показателей наша страна заняла 59-е место; по второй-86-е; по третьей-48-е.
Изучая причины, почему наша страна по показателю “доверие и безопасность” оказалась на последнем месте, следует обратиться к данным сайта https://theinclusiveinternet.eiu.com/. Они показывают, что по регулированию конфиденциальности интернета Монголия занимает 71-е место; по конфендициальностn в онлайн-сфере – 85-е; по доверию к правительственным вебсайтам и приложениям – 15-е; по доверию к неправительственным вебсайтам и приложениям – 82-е; по доверию к информации из социальных сетей – 60-е; по безопасности электронной коммерции – 81-е.
По данным исследований, проведенных ООО “ММСG” в 2017 году, из 1,7 млн монгольских пользователей интернета 81% использовали социальные сети. Это в два раза больше, чем в 2014 году. 80% пользователей используют Facebook; 75%- Facebook messenger; 39% – Youtube; 18% – Instagram; 17% – Yahoo; 14% – Wechat; 8% - Twitter; 4% – Viber, 4% – приложение Skype.
Монгольские пользователи используют эти приложения преимущественно для общения, обмена информацией, чтения новостей, для распространения сплетен и слухов, но для ведения бизнеса и в качестве платежного средства они в Монголии мало востребованы. В Китае же почти каждый житель активно использует Wechat – приложение, позволяющее отправлять голосовые и текстовые сообщения, фотографии и видео. Китайцы через приложения заказывают такси, доставку еды и продуктов, бронируют гостиницы, покупают билеты на развлекательные мероприятия. Заказы и покупки в интернет-магазинах можно сделать и с помощью приложения Alipa. На улицах Шанхая даже попрошайки просят милостыню, сидя с табличками, на которых изображен QR-код.
Наступательная кампания
Если Монголии удастся устранить все, отмеченные в “3i отчете” недостатки, тормозящие ее прогресс, то кроме расширения применения существующих приложений, у монголов появится возможность создания новых для доступа к электронным государственным услугам.
В Эстонии мобильный номер абонента является номером цифрового удостоверения личности. Получив двойной код, подтверждающий электронно-цифровую подпись, эстонцы могут голосовать при помощи мобильного телефона на выборах и участвовать в анкетировании. Все это экономит эстонскому государству десятки миллионов евро. Например, если бы информация о деятельности нашего правительства находилась в свободном доступе, то у чиновников не появилась бы возможность расхищать средства Фонда развития малого и среднего бизнеса.
Подобно тому, как в 1959 году монгольское государство в преддверии 40-летия Народной революции пропагандировало по всей стране чистоту и соблюдение личной гигиены и развернуло культурное наступление, так и сегодня монголам необходимо начать киберкультурное наступление.
Фото: jargaldefacto
Источник: jargaldefacto
В сюжете: цифровые технологииинтернетроботискусственный интеллект