Образование - право, а не привилегия
Известный публицист Д.Жаргалсайхан о частных образовательных учреждениях Монголии, превратившихся в доходный бизнес, и об образовательной политике государства.
Прошло 25 лет с тех пор, как в демократической Монголии появились первые частные образовательные учреждения. Сегодня 7% всех школьников и 46% всех студентов обучаются в частных общеобразовательных школах (ООШ) и ВУЗах соответственно. Из 803 ООШ 160 являются частными, из 34 университетов – 20; из 48 ВУЗов – 44.
В Монголии образование превратилось в доходный бизнес и сегодня трудно представить образовательную сферу без участия частного капитала.
Какие последствия для страны может иметь появление частных образовательных услуг? Какой образовательной стратегии придерживаться и как понимать задачи образовательной деятельности? Настало время задуматься над этими вопросами, и сделать выводы.
Влияние частных образовательных учреждений на общество
Рынок образовательных услуг является разновидностью товарного рынка, поэтому его расширению способствуют рост количества частных школ и ВУЗов и ужесточение конкуренции между ними. Особенно это касается Улан-Батора с большими возможностями выбора, где проживает более половины всего населения Монголии.
Качество товара зависит от цены. Хорошие школы – дорогие. По состоянию на 2019 год, стоимость одного года обучения в частных ООШ колеблется от 1 до 58 млн. тугриков и составляет в среднем 8 млн. Растет число частных дошкольных учреждений и детсадов.
По сравнению с государственными, наполняемость классов в частных школах в два-три раза ниже, а зарплата учителей в несколько раз выше. Коммерческие ООШ предлагают изучение иностранных языков с носителем, условия обучения также соответствуют стандартам развитых стран. Эти преимущества обеспечивают качество образования, позволяют большинству выпускников частных ООШ поступать в престижные ВУЗы мира.
Далеко не каждая семья может себе позволить отдать ребенка в частную школу, поэтому образование в нашей стране становится привилегией.
Большинство монгольских детей (93%) учится в государственных ООШ, но для улучшения качества обучения власти не вкладывают в них достаточно средств. Монголия расходует 4.2% ВВП, то есть 12.4% госбюджета на нужды образования (по состоянию на 2015 год), но ООШ все равно не хватает. Дети вынуждены учится в три смены, а классы комплектуются по 50 человек.
Вызывает удивление то, что власти осуществляют подушевое финансирование дорогих частных образовательных учреждений, тогда когда не хватает денег на содержание государственных. В развитых странах государство, выделяя средства частным школам и ВУЗам, устанавливает для них верхний предел стоимости обучения и обязывает коммерческие школы принимать детей по месту жительства из прикрепленного района. Дети монгольских высокопоставленных чиновников как правило, посещают частные школы.
Руководители государства и политики Монголии являются учредителями частных школ и ВУЗов, поэтому они заинтересованы в выделении им бюджетных средств и это законодательно утверждено.
В статье 41.1 Закона об образовании Монголии говорится, что “источником финансирования негосударственных образовательных учреждений являются: средства учредителей; нормативное подушевое бюджетное финансирование в расчете на одного обучающегося; доходы от осуществления платной образовательной и предпринимательской деятельности; льготные кредиты; пожертвования”. Перерасчет подушевого норматива финансирования образования производится не ежегодно, а лишь от случая к случаю. Интересно, кто это лоббирует? Наше Министерство образования вместо обеспечения равного доступа к образованию по всей стране, занимается выделением в особую категорию так называемых школ-лабораторий и ООШ с кембриджской системой обучения. Им из бюджета предоставляются дополнительные субсидии, а работающим там учителям выплачивается увеличенная на 30% зарплата.
Частные ВУЗы, обещая высокие оклады, привлекают на работу на полную или половинную ставки лучших преподавателей из государственных ВУЗов. Коммерческие ООШ комплектуются не только детьми из состоятельных семей, но и одаренными учениками, прошедшими вступительные испытания. На частные школы территориальный принцип не распространяется, они устанавливают свои правила приема детей.
В результате происходит обострение социальных различий в стране. Образование превратилось в высокодоходный бизнес, и наше общество стремительно разделяется на два полюса-богатых и бедных людей. Неравенство в образовании сохраняется на протяжении всей жизни. Наблюдается тенденция дискриминации детей по материальному признаку.
Подушевое финансирование ведет к тому, что некоторые частные ВУЗы гонятся за количеством студентов, а не за качеством образования. Выпускники не могут найти работу, а квалификация тех, кому удалось устроиться, не соответствует требованиям работодателей. Растет число дипломированных безработных и работников, для которых необязательно высшее образование.
Образовательная политика
Мы привыкли считать, что показателями качества обучения и эффективного капиталовложения являются высокие оценки. Однако в Монголии концепция преодоления бедности и повышения уровня жизни через образование не работает. Появление частных Вузов и школ не решают проблему бедности и усугубляет социальное неравенство.
Многие страны придерживаются другой образовательной политики. В Финляндии рождение “звезд” не является задачей образования. В этом государстве образование рассматривается как фактор преодоления социального неравенства.
Задачей школьной реформы 1980-х было создание в финских школах для детей безопасной и защищающей среды и организация бесплатного питания. В финских школах применяется индивидуальный подход к детям, вплоть до составления индивидуальной программы обучения для ученика, проводятся медосмотры и консультации психологов.
С 2000 года Финляндия находится на лидирующих позициях списка PISA - тест грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской. За первенство в рейтинге PISA соревнуются Сингапур и Южная Корея.
Источник: jargaldefacto
В сюжете: образованиешколыобразование в Монголии