Отходы БЦБК угрожают Байкалу: мнение английского ученого
Профессор Шеффилдского университета Дэйв Петли полагает, что должны быть произведены срочные работы по очистке и стабилизации русел возможных селевых потоков в целях минимизации риска разрушения отстойников БЦБК.
После моих недавних публикаций о высоком риске, связанном с отстойниками, мои друзья из коалиции «Реки без границ» (Rivers without Boundaries) связались со мной, чтобы привлечь мое внимание к действительно интересной и очень тревожной ситуации в г.Байкальск в России, который расположен на берегу озера Байкал. Как вы, возможно, знаете, озеро Байкал - самое большое пресноводное озеро на Земле, вмещающее в себя около 22% поверхностных пресных вод в мире. Как таковой, это очень важный ресурс.
Проблема в нескольких резервуарах-хранилищах, построенных на берегу озера на окраине города Байкальск. Эти резервуары были сооружены для хранения отходов производства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, закрытого еще в 2013 году. В Google Earth представлено хорошее изображение участка - расположение 51,480 ; 104,232.
На снимке видны не менее 13 отстойников для хранения отходов в трех кластерах. Три расположены в непосредственной близости от берега озера, три более крупных объекта расположены на востоке, а остальные расположены на склоне холма. Это можно рассмотреть более четко ниже:
Потенциальная угроза здесь заключается в расположении резервуаров. Как видно на первом изображении, объекты расположены на активном конусе выноса, питаемом потоком, спускающимся с гор. Исходя из морфологии местности, вполне разумно предположить, что этот сток подвержен внезапным наводнениям и селям. В этих условиях можно ожидать, что в случае наводнения сток пойдет через конус выноса. В случае такого развития, первый сверху резервуар будет подвергнут высокому риску затопления. Эта угроза весьма существенна. В Интернете есть статья (Stupin et al. 2018 - NB PDF), в которой рассматривается поведение этих систем и отмечается, что:
«Особое внимание должно быть уделено риску возникновения больших селевых потоков, вызванных небольшими речными бассейнами Большой и Малой Осиновки, впадающими в озеро Байкал к востоку от города Байкальск, и последующим разрушением отстойников и сбросом ядовитых отходов в озеро Байкал в случае необычайного подъема уровня воды (на 5 м и более)… Это почти произошло во время наводнения в 1971 году, когда только благодаря чрезвычайным мерам отстойники были защищены от затопления.»
Потенциальные последствия такого развития событий представляются ясными. Исходя из изображения, представленного выше, высока вероятность того, что в случае попадания селя в самый высоко расположенный резервуар, он может быть разрушен. При разрушении этого отстойника, вероятно, произойдет затопление и разрушение следующего ниже по склону и так далее. Таким образом, вполне возможно, что семь или более хранилищ могут быть разрушены, а токсичные отходы попадут в озеро. Конечно, три восточных отстойника также уязвимы.
Сообщается, что в 13 резервуарах для хранения отходов содержится около 6,2 млн. тонн отходов.
Трудно установить истинный уровень угрозы на этих объектах размещения отходов, но его следует считать очень высоким. Наихудший сценарий - тот, который я описал выше, но, конечно же, загрязнение может произойти ввиду разрушения удерживающих сооружений на любом из 13 отстойников.
(29 и 30 июля из района уже идут сообщения об “откачке вод из переполненных отстойников”. Из подтопленных карт-накопителей переливают отходы в соседние полупустые. Это делается для того, чтобы не допустить схода отходов в Байкал. Сообщается, что обстановка на накопителях стабильная, экологической угрозы нет. – прим. ред. АРД)
Мне представляется, что, как минимум, объекты нуждаются в срочной оценке целостности каждой из удерживающих структур (если это еще не было предпринято) и необходимо произвести работы по очистке и стабилизации русел потоков, в целях минимизации риска разрушения отстойников.
Необходимо обратить внимание и на то, что «исторически рассматриваемая территория характеризуется многочисленными сходами селевых потоков с высокой частотой, но неясной периодичностью. Последний катастрофический селевой поток имел место в 1971 и 1973 годах, и с тех пор на данной территории наблюдается относительное затишье, что неблагоприятно, поскольку, чем больше интервал между селевыми потоками, тем они сильнее и опаснее.»
Риски, угрожающие хранилищам отходов БЦБК, явно неприемлемо высоки, и последствия крупной аварии в Байкальске с выбросом отходов в Байкал будут поистине катастрофическими. И стоит отметить, что это не единственные резервуары для хранения отходов в этой зоне.
Послесловие от коалиции «Реки без границ»:
Сегодняшние ливни –последний звонок для тех, кто усердно делит миллиарды, отпущенные на рекультивацию территории Байкальского ЦБК, без дееспособного плана решения проблем и при полной закрытости процесса для общественного контроля.
Коалиция «Реки без границ» призывает власти провести немедленный публичный аудит (независимую оценку) состояния и шламонакопителей, и промплощадки БЦБК с тем, чтобы незамедлительно принять решения о максимально эффективных мерах по снижению рисков и ликвидации накопленного экологического ущерба.
Источник: blogs.agu.org
В сюжете: БЦБКБайкальскотходыэкологияэкология Байкалаохрана Байкала