Кто такие хори-буряты: история, наследие и потенциал
Мы привыкли, что буряты являются маленьким сибирским народцем, который якобы теряет язык. Но это не так.
Всего одно десятилетие назад хори-буряты не считали, что принадлежат к этнониму Хори. Они ощущали себя лишь членами бурятской общности - народца, находящегося в Восточной Сибири, и многие из них до сих пор придерживаются такой точки зрения. По сути, обладая громадным духовным наследием своих предков, они по сей день остаются неким хребтом, на котором стоит, на мой взгляд, наскоро и неумело слепленное понятие “бурятский народ”.
Однако, несмотря на официально декларируемое единство бурятского народа, в Бурятии существует сильное хорифобство. Зачинателями хорифобских движений, начиная со дня образования Бурят-Монгольской АССР, оказались иркутские буряты, а вернее - республиканская элита, сформированная по родоплеменной принадлежности. И одна из причин выбранной ими позиции в том, что культурное, интеллектуальное и численное влияние хори может подорвать сформировавшееся общественное устройство в регионе. Именно из-за этого принципа в советской бюрократической системе региона представители хори не допускались к руководящим должностям. При этом, как мне представляется, такие опасения были сильно преувеличены. С каждым разом, с каждым новым этапом советской эпохи влияние хори-бурят ослабевало.
Тем не менее, в определенных кругах существующий аспект не угасает до нынешних дней, и многие представители бурятской элиты реагируют на понятие “хори” как на элемент угрозы. Следовательно, эти посылы разжигаются с целью использования в своих интересах десятилетиями заложенные в сердца и души людей инстинкты хорифобства.
А сами хори-буряты к своей идентичности относятся с некоей, будем говорить, осторожностью. Однако в вопросах культурной принадлежности, исторического наследия и сохранения традиций (ёhо заншал) они показывают особое внимание и бережное отношение. И как раз этот фактор в современной Бурятии стимулирует противодействие противоположной среды. Людям не нравится, что хори-буряты начали собираться вместе на традиционные праздники и ведут дискуссии по возрождению культурно-исторического наследия. Более того, в последнее время началась целая кампания по дискредитации хоринского диалекта – дескать, он оказался сложным для выговаривания и из-за этого буряты перестают говорить на родном языке.
Теперь хори-бурят хотят сделать “козлами отпущения” и стараются возложить на них ответственность за гуманитарную катастрофу в виде исчезновения языка. Позже, по всей видимости, настанет очередь предъявления претензий за все экономические невзгоды. И к таким посылам относится искажение результатов дипломатической миссии хори-бурят к Петру I – дескать, люди пошли на поклон, отдали землю колонистам и прочая чепуха. На самом деле, этот фрагмент истории обладает абсолютно иным содержанием и благодаря акту 1703 года территория с востока Байкала до Даурии в тот период получила мощнейший толчок в развитии...
Таким образом, нынешнее противодействие стало причиной начала социального объединения всех хори-бурят. Не будь этого противодействия, вопрос возрождения национальной идентичности хоринцев в сегодняшней повестке практически не стоял бы.
Данные обстоятельства у многих пробудили национальное чувство: я - хори-бурят. Они начали понимать, что пришло время развивать в себе собственное самосознание в интересах нормального сосуществования с другими группами бурятского общества. К людям пришло осознание, что хори-буряты - это неотъемлемая часть реальности, будь то здесь, в Бурятии, или в Забайкальском крае, в Монголии или в Китае и Корее. В условиях современности племенная принадлежность становится единственной возможностью сохранения уникальности и моральной стойкости, обретения большего достоинства и искоренения рабского мышления.
Психотип раба
Когда я слышу выражения “агинский народ”, “кижинский народ” или ещё что-то в этом роде, у меня не получается сдержать приступ грусти.
Что, по сути, означает эта пресловутая формула? Выходит, есть некая территория, когда человек перестает быть бурятом (хори-бурятом)? Наверное, нет. На деле за этой формулировкой стоят два постулата наших деятелей: во-первых, он не желает иметь ничего общего со своими бедными собратьями; во-вторых, он хочет, чтобы в нем видели не сына народа, а всего лишь администратора территории. Честно ли это? И может ли народ уважать таких лицемеров?
По моему убеждению, такое поведение деятелей выталкивает развитие народа из пространства времени (историческое наследие), зажимая его в короткий отрезок нескольких десятилетий. Народу дается сигнал о его ущербности и несостоятельности - что у него нет истории, а его будущее зависит от абстрактных господ.
Тем не менее, любовь к истине и познанию, которые окрыляли наших предков, сохранили для современника огромное духовное наследие.
Историческое наследие хори
Хори остаются одним из немногих монгольских этносов, которые неизменно присутствуют на всём протяжении монгольской истории. То есть, на этом огромном временном пространстве появлялось и исчезало множество племен, а народ хори оставался неизменным игроком этого пространства на всём протяжении времени. Они были в дочингисовский период (Алан-гуа), были, естественно, во времена Чингисхана и потом после его смерти - с Хубилай ханом. Юаньский период хори был наиболее активным - тесные отношения с корейцами, обширная торговля на азиатском континенте и близость к императорскому дому Юань (времена Бальжин-хатан).
В российской истории у хори-бурят были прекрасные отношения с императорским домом Романовых (от Петра I до Николая II).
Хори-буряты торговали с Китаем и активно участвовали в геополитических процессах царской России (прим. автора: на рубеже XVII-го века хори-буряты оказали ключевое содействие при урегулировании конфликта с Цинами (Китай) после подписания Нерчинского договора и получили от Петра I право бессрочного владения землями от восточного берега Байкала до Даурии). После, следуя сложившейся традиции, у хори были хорошие отношения с другими императорами и императрицами русского двора. В период правления последнего императора дома Романовых Николая II здесь появилась целая плеяда высокообразованных и целеустремленных деятелей. Именно эти люди основали Бурнацком (Бурят-Монгол улс), которая впоследствии ими же была сформулирована в виде Бурят-Монгольской АССР. Однако ХХ-й век для хори оказался периодом “ста лет унижения”.
Сто лет унижения
После образования Б-МАССР и МНР, в создании которой значительную роль играли лучшие представители хори-бурят, мы оказались в роли эксплуатируемого элемента. После 1923 года Агинский бурятский округ практически сразу же был обложен двойным налогом, из-за чего значительная часть населения была вынуждена уйти в Монголию. Но вскоре начались более масштабные невзгоды. И в годы сталинских репрессий хори-буряты оказались зажатыми в тиски. На этой территории первые массовые репрессии начались именно с хори-бурят. Людей для каторжных работ увозили целыми эшелонами в Красноярский край. Яркой иллюстрацией прошедших событий являются появившиеся в Красноярском крае целые населенные пункты, например станция “Уяр” (в переводе с бурятского - “горе”).
В Монголии творились еще более страшные вещи. “Дело Лхумбы” (“Лхумбын хэрэг”- пер. с монг.), сфабрикованное в 1933 году, затронуло каждую бурятскую семью. В конце террора, учиненного Х.Чойбалсаном, в бурятских сомонах не оказалось мужчин - остались лишь дети и женщины. Выражение руководителя МНР, ставшее потом крылатым: “на лам и бурят пуль не жалеть”, оставило глубокую рану на теле народа. Кстати говоря, в 1941 году Хорлогийн Чойбалсан, как бы зафиксировал момент “абсолютной победы”, переименовав столицу Дорнод аймака г. Баян-Тумэн в свою честь - г. Чойбалсан.
Начало ХХ-го века было ознаменовано временем колоссального возбуждения ненависти в отношении хори-бурят. И эта ненавистническая и дискриминационная политика помогала сохранять власть небольшим, но невероятно агрессивным группам.
Позже хорифобство в Бурятии, а в Монголии - бурятофобство продолжало существовать как психологический и социальный феномен. Такая данность еще раз доказывает существование какой-то выразительной особенности этой группы бурятского общества. Так что же это такое - хори-бурят?
Хори-буряты - кто они
Члены всякой национальной группы, обитающие в инонациональной среде, поддерживают более тесные связи внутри своей группы, нежели с остальным населением. По такому принципу действуют азербайджанские, армянские, таджикские и кыргызские диаспоры в России. Главным функционалом таких групп является поддержание постоянного контакта с родиной, культурное взаимодействие, правовая и организационная поддержка.
С развалом Советского Союза подобная модель “сетевого сервиса” была внедрена в Бурятии. Здесь появились организации, выстроенные на основе административных единиц региона - землячества. По формальному функционалу землячества практически не отличаются от национальных диаспор в России. Но на практике носят абсолютно примитивный характер, который ограничивается совместным просмотром выходцев с одной местности концерта во время “Сагаалгана”.
Тем не менее, этот “вирус” засел глубоко в общественном подсознании, вследствие чего в Бурятии на полном серьёзе говорят про существование “селенгинских бурят”, “агинских бурят”, “еравнинских бурят” как об отдельных народностях. В результате потенциал бурятского общества сейчас сведен до минимума и политический дискурс ограничивается какими-то воспоминаниями о “строительстве молочных ферм” в советское время или об использовании специальных стиральных порошков, защищающих экологию. Поэтому можно утверждать, что произошла кастрация всего культурного пространства народа и буряты как общество очень быстро теряют потенциал (от слова потенция - лат. potentia, возможность).
В этом плане поднимающееся движение хори-бурят по восстановлению утраченного сказывается во всех сферах деятельности и наиболее явно это проявляется в борьбе отдельных групп за свои идеалы и чаяния. И это движение организовывается не столько как ответ хорифобству, а как стремление создать другое общество - более устойчивое, эффективное и с большим потенциалом для роста.
В связи с этим напрашивается вопрос: каковы характеристики хори-бурятской группы? Что в первую очередь свойственно хори?
На этот вопрос очень сложно ответить быстро. Несколькими годами раньше наиболее очевидным ответом мог бы стать следующий: хори - это личность, исповедующая буддизм, говорящая на бурятском языке и проживающая в каком-нибудь из хоринских районов. Но этот ответ носит слишком поверхностный характер - такой же неаргументированный, как понятия “агинский бурят”, “селенгинский бурят” или “кижингиский народ”...
Узы, связывающие хори на протяжении тысячи лет и объединяющие их поныне - это, в первую очередь, идеалы социального порядка и справедливости вкупе с идеалом взаимопомощи и терпимости в отношениях между всеми людьми. Для хори хаос неприемлем в любом его проявлении, поэтому все аспекты его жизни подчинены строгим ритуалам. И в этом плане данный фактор оказал мощное воздействие на все бурятское общество. Личности, подобные Бальжин-хатан, Цыбену Жамцарано и Агвану Доржиеву, сколь бы несхожими они не были, проявились как носители социальной справедливости.
Другой характерной особенностью хори-бурят является глубокое уважение к любой форме интеллектуального труда и духовного усилия. Каждая семья делает максимум усилий для того, чтобы их дети получили хорошее образование, а люди, достигшие в различных познаниях выдающихся результатов, пользовались особым уважением в обществе. Следует отметить, что такого несоразмерного культа спортивной борьбы как сейчас, в нашем обществе не было и этот “новодел” требует более внимательного осмысления.
Вышеназванные стандарты и идеалы проявляются в делах малых и в больших вопросах одинаково. Они передаются от родителей к детям; в беседах в кругу друзей и обменах мнениями; ими полна каждодневная деятельность и они накладывают особый отпечаток на всю жизнь сообщества.
И, если говорить про Бурятию с ее неоднородным составом, по-моему убеждению - это очень привлекательное место для её эффективного развития. Сейчас в бурятском обществе практически сформировалось несколько крупных общественных групп и хори остаётся его стержневой составляющей.
Политика и общественное устройство Бурятии
Сейчас общие убеждения и задачи, сходные интересы в современном бурятском обществе формируют несколько крупных групп, действующих по принципу союзов - так происходит в любом сложном обществе, каковым является и Бурятия. Между ними всегда будут возникать те же трения и то же соперничество, какие существуют в отношениях с людьми.
В этом плане нынешнее становление бурятского социума напоминает процесс образования классических политических партий. Ведь без участия в политике интересы граждан несомненно увязнут. Личность оказывается в изоляции и не может отстаивать свои убеждения.
И именно поэтому отделения крупных политических партий в Бурятии носят, будем говорить, ярко выраженный “этнический” формат.
Я глубоко убеждён, что складывающаяся общественная конструкция носит исключительно положительный характер. Более того, различие взглядов будет создавать условия взаимной стимуляции и критики, которая неминуемо приведет к усилению общества. И в этой связи хори-бурятский фактор остается одним из главных движущих элементов современности, потенциал которого пока никем не осмыслен и не реализован.
Потенциал хори-бурятского общества
Можно предположить, что усиление хори-бурят происходит не только благодаря бережному отношению к собственной традиции, но главным образом из-за переживших притеснений и антагонизма, с которыми сталкивались в Бурятии и, вполне вероятно, в Монголии на протяжении всего прошлого столетия.
Сегодня хори-бурят примерно 250 тысяч в России, около 100 тысяч в Монголии, несколько тысяч в Китае. Одновременно с этим, в Южной Корее есть очень близкая по разным, в том числе генетическим признакам, народность, которая живо интересуется историей касательно своего происхождения и проживают они в автономной провинции Чеджудо (единственная автономная провинция Южной Кореи).
Таким образом, получается, что хори разбросаны в России по нескольким субъектам, а в юго-восточной Азии - по нескольким странам. Из-за большой размежеванности их значение как политического фактора в общероссийском формате - ничтожно. Они никак не смогут объединиться и это означает, что они не способны ни к какому радикальному действию в какой бы то ни было сфере.
В этой связи хори как группа бессильны, но совокупность исторических и современных достижений членов этой группы в разных областях значительна. В одной только Монголии перечень крупных государственных деятелей и ученых весьма впечатляет. В России - большое количество видных деятелей в сфере культуры, искусства и науки. Кроме всего, в современном Китае поднимаются множество предпринимателей, способных продвигать крупные проекты. И все эти впечатляющие результаты отдельных членов этой группы были достигнуты на фоне неимоверных лишений. Групповое сознание, память о предках и былой истории мобилизовывает потенциальные ресурсы и стимулирует усилия личности.
В современном бурятском обществе возросло справедливое недоверие к чрезмерным обобщениям. И когда подобные обобщения господствуют над разумом человека, от внимания легко ускользают конкретные причинно-следственные связи, размываются исторические параллели, столь важные для восточного человека. Из-за этой причины мы перестаем видеть реальное многообразие событий и мир видится в искаженном состоянии.
Сейчас на наших глазах рушится замаскированное понятие “единый бурятский народ”, целью которого являлось политическое и духовное господство меньшинства путем скрытого контроля над средствами производства. Её сторонники уже пытались использовать в своих целях оружие хорифобства, равно как ненависть к другим группам (русским). Вполне возможно, они повторят свою попытку в будущем и в очередной раз будут терпеть крах благодаря устойчивому политическому инстинкту хори-бурятского сообщества.
В этой связи хори-бурятская группа может оказаться гарантом стабильности в регионе (самый многочисленный среди бурят этнос), а также основным движителем культурных и экономических связей с Монголией, Китаем и Южной Кореей не только в межрегиональном формате, но в межгосударственных отношениях России с этими тремя азиатскими странами. Вся эта история, связанная с мировой пандемией коронавируса, будет требовать максимальной концентрации и моральной стойкости, которые присущи этому древнему и мудрому сообществу.
P.S.
Возвращаясь к прошедшему столетию - если нам, хори, суждено извлечь урок из прошлой мрачной эпохи, то главным образом необходимо понять, что ненавистническая позиция очень хрупка и потенциально ущербна. Однако, такое проявление в отношении к себе желательно пресекать незамедлительно. Второе: все мы связаны единой участью. Этот факт легко и охотно забывается во время покоя и безопасности. Мы слишком привыкли подчеркивать различия, разделяющие хори-бурят не то что разных стран, а даже различных районов. Мы часто забываем, что ненависть и несправедливое отношение к хори могут коснуться каждого из нас.