Юрий Скуратов о евразийстве
АРД представляет статью известного российского ученого-правоведа, политика, уроженца Бурятии Юрия Скуратова о правовых аспектах евразийства из книжной серии «Университет Байкальской Азии».
В связи с введением на территории Бурятии ограничительных мер по охране здоровья населения от COVID-19 презентации книг серии “Университет Байкальской Азии” переносится на сентябрь 2021 года.
Серия состоит из трех томов:
- I том – мемуары ректора БГУ (1995-2015 гг.) Калмыкова С.В.
- II том – статьи, очерки, воспоминания руководителей подразделений БГУ
- III том – статьи, очерки, воспоминания известных выпускников БГУ
Из книги: «Университет Байкальской Азии: статьи, очерки, воспоминания», II том, Улан-Удэ, 2020
Доктринальное евразийство как фактор внешней политики России
…Евразийский концепт, связанный с пониманием России-Евразии как особого, самостоятельного культурного мира, является важным фактором внешнеполитической деятельности современной России. Именно евразийцам принадлежит ряд важных для современного международного права подходов относительно понимания роли культуры как фактора цивилизационного развития. Речь идёт о ценности самобытных культур всех народов, об отсутствии иерархии в оценке этих культур, об опасности утраты культуры народов и их духовной деградации при попытках насильственного приобщения «отсталых народов» к благам «цивилизации» в процессе «европеизации» и т.д. (1)
Соответствующий методологический подход позволил евразийцам развить концепцию Н.Я. Данилевского и славянофилов о полицентризме мира. Согласно этой концепции мир состоит не из мирового центра (как правило, Западной Европы) и остальной периферии, а ряда равноправных центров-цивилизаций, к числу которых относится и Россия-Евразия. Идея полицентризма отрицает и существование универсального процесса, а так же ... исторического развития. В дальнейшем она была развита в трудах Л.Н. Гумилева, обосновавшего концепцию «этногенеза», т.е. этнического развития цивилизаций (этносов, суперэтносов).
Синтез географического и геополитического подходов в осмыслении роли России-Евразии в истории, в исследованиях её месторазвития и особенностей культуры дал евразийцам основания вести речь о существовании на ее просторах особой цивилизационной общности. Стержнем этой цивилизационной общности выступает внутреннее единство и целостность культуры.
Цивилизационный подход в оценке потенциала России-Евразии должен лежать в основе определения масштабов и характера внешней политики современной России. Отсюда следует, что по своему историческому масштабу Россия определенно не может рассматриваться как «региональная держава». Даже несмотря на проблемы и трудности современного государственного строительства.
Одним из важнейших положений евразийской доктрины является тезис об особой роли русского народа, русской культуры в России-Евразии. Недобросовестные критики евразийства приписывают ему недостаточную «русскость», недооценку значимости великорусского начала в основных постулатах этой концепции (2). Между тем особая роль русского народа и его культуры выступает отправной точкой теоретических построений и практических выводов классического евразийства.
«Определяя русскую культуру как евразийскую, - отмечает П.Н. Савицкий, - евразийцы выступают как осознаватели русского культурного своеобразия. В этом отношении они имеют ещё больше предшественников, чем в своих чисто географических определениях. Таковыми в данном случае можно признать всех мыслителей славянофильского направления, в том числе Гоголя и Достоевского (как философов-публицистов). Евразийцы в целом ряде идей являются продолжателями мощной традиции русского философского и историософского мышления» (3).
Поэтому, с одной стороны, без определяющей, стержневой роли русского народа бессмысленны все евразийские «построения» и конструкции. С другой стороны, без евразийства невозможно адекватно оценить роль русского народа, русского начала в мировой истории. Отсюда следует, что современные внешнеполитические доктрины России («Русский мир», «Русская доктрина» и д.р.), ориентированные на придание нового «импульса» развитию русского этноса, также имеют «евразийские корни».
Для выстраивания модели внутренней и внешней политики современной России крайне значимую роль играют евразийские подходы к формированию нового типа межнациональных и межконфессиональных отношений в пределах России-Евразии. «Важнейшей стороной евразийской концепции помимо географичности является ее этнологичность. Основоположники евразийского учения не только уделяли большое внимание этническим проблемам России, но и превратили этническую составляющую в один из стержней своей концепции» (4).
Важнейшим фактором, благодаря которому в пределах евразийского пространства был накоплен уникальный опыт межнационального и межконфессионального сотрудничества, стала русская культура. «Русская культура, - справедливо отмечают авторы фундаментального труда «Русская доктрина» - это высочайшая культура усвоения социальных ценностей. Русские, усваивая культурные богатства различных традиций, предпочитают ни от чего не отказываться, ни от чего не отрекаться. Благодаря этому качеству нашей культуры в России может ужиться все ценное, что выработало человечество» (5). Введённая евразийцами задолго до современных научных разработок категория российская (евразийская) «многонародная нация» в концентрированном виде отражает высочайшие стандарты межнационального согласия, взаимного учета интересов. Поскольку внешняя политика есть, по сути, продолжение внутренней, то очевидно стремление России культивировать эти же ценности и принципы в своих международных делах, во взаимоотношениях с другими народами и государствами.
Вполне очевидно, что названые выше постулаты евразийской теории при желании вполне легко и органично могут быть трансформированы в систему принципов внешней политики современной России. В этой связи в научной литературе справедливо отмечается, что исключительно актуальная сегодня проблема состоит в том, в какой мере евразийский проект подходит для решения конкретных задач, стоящих перед РФ.
Для первого этапа развития Российской Федерации как самостоятельного субъекта международного права был характерен явный крен в сторону некритического заимствования западных либеральных ценностей (вариант описанной евразийцами европеизации России). Поскольку Россия вступила на рыночный путь со значительным опозданием, её конкуренты не просто ушли далеко вперёд в области развития общественных институтов, они создали ситуацию, при которой массовое использование их моделей развития в прошлом зачастую делало невозможным успешное следование этим моделям в настоящем.
В последние годы наметилась тенденция выравнивания одностороннего уклона к западным либеральным ценностям, постепенного осознания исторической традиции и поиска идентичности страны во внутренней и внешней политике. Перестройка на «евразийские рельсы» происходит не всегда последовательно, общественно-политическое сознание меняется не столь быстро, как хотелось бы. Даже в важных концептуальных оценках наблюдаются спорные, не вписывающиеся в классическую евразийскую концепцию тезисы.
При этом, конечно, крайне осторожно нужно отнестись и к получившему достаточно широкое распространение у политологов тезису о «Великой Европе от Лиссабона до Владивостока», который, по сути, «стирает» Евразию с политической карты мира.
Именно в этом направлении подталкивает Россию и небезызвестный З. Бжезинский: «Для России единственный геостратегические выбор, в результате которого она смогла бы играть реальную роль на международной арене и получить максимальную возможность трансформироваться и модернизировать своё общество, - это Европа. И это не просто какая-нибудь Европа, а трансатлантическая Европа с расширяющимися ЕС и НАТО. Такая Европа ... по-прежнему тесно связана с Америкой» (6).
Вместе с тем, следует констатировать, что за последние годы евразийский вектор внешней политики России становится все более очевидным. Утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года Концепция внешней политики Российской Федерации «достаточно широко восприняла евразийские идеи и принципы» (7).
Концепция внешней политики, оценивая современное состояние мира, отмечает, что он «переживает период глубоких перемен, сущность которых заключается в формировании полицентричной международной системы. Структура международных отношений продолжает усложняться. В результате процесса глобализации складываются новые центры экономического и политического влияния. Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион. Сокращаются возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике. Отчетливо проявляются многообразие культур и цивилизаций в мире, множественность моделей развития государств».
Данный тезис полностью соответствует исповедуемой евразийцами идее полицентричености мира. Более того, он в значительной мере актуализирует давний замысел евразийцев о необходимости «поворота на Восток», развитии всесторонних экономических и культурных связей с этим цивилизационным полюсом.
В соответствии с евразийскими установками о цивилизационной значимости России-Евразии, о полицентричности мира Концепция позиционирует Россию в качестве «одного из влиятельных центров современного мира» и ставит задачу «по обеспечению безопасности страны, сохранению и укреплению ее суверенитета, и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе для роста её политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала».
Евразийские «мотивы» ощутимы и вположении Концепции о восточном направлении внешней политики России: «В контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации важное и всевозрастающие значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся району мира, заинтересованностью в использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью укрепления регионального сотрудничества в сфере противодействия терроризму, обеспечения безопасности и налаживания диалога между цивилизациями. Продолжится активное участие России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона - форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», механизмах партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включая региональный форум АСЕАН».
Одним из ключевых факторов использования потенциала классического евразийства во внешней политике является интенсивное наращивание сотрудничества с Китайской Народной Республикой. В современных условиях нарастания противоречий с Западом, попыток с помощью различного рода санкций оказать экономическое давление на Россию сотрудничество с Китаем является не просто проявлением желаемого евразийцами «исхода к Востоку», но и фактором сохранения внутриполитической и экономической стабильности страны, обеспечения национальной безопасности.
Евразийский подход можно проследить и в других позициях Концепции внешней политики России. Развивая евразийскую концепцию полицентризма многополярного мира, Российская Федерация отвергает претензии на мировое господство США и Северо-Атлантического альянса, отстаивает принцип суверенного равенства государств в международном сообществе. В этих целях Россия будет наращивать взаимодействие в таких форматах как «группа восьми», «тройка» (Россия, Индия, Китай), «пятерка» БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), а также с использованием других неформальных структур и диалоговых площадок. Очевидно, что Россия с точки зрения и географического, и цивилизационного принципа вписывается в систему коллективного лидерства ведущих государств мира.
Евразийскую природу имеет и установка Концепции о том, что «Россия как многонациональное и многоконфессиональное государство способствует диалогу и партнерству между культурами, религиями и цивилизациями, последовательно проводит эту линию в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы и других международных и региональных организаций, в контексте с Организацией Исламская конференция; поддерживает соответствующие инициативы гражданского общества, активно взаимодействует с Русской православной церковью другими основными конфессиями страны». С учётом идей евразийской интеграции в концепции внешней политики России определены региональные приоритеты внешней политики страны: Союз России-Белоруссии, ЕАЭС, СНГ, ШОС и др. В контексте поддержки «Русского мира» сформулированы подходы к взаимодействию с русскоязычной диаспорой. Предусмотрены механизмы участия республик и других регионов России во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности и т.д.
Оценивая в целом Концепцию внешней политики России как важнейшего доктринального документа международно-правового характера, можно утверждать, что евразийство составляет одну из стержневых идей этого акта. Принципиально важно не утратить данный евразийский фактор-потенциал, закрепить и развить его в системе международно-правовых договоров, заключаемых на двусторонней и многосторонней основе и, что не менее важно, реализовать в повседневной внешнеполитической практике.
Евразийская доктрина, ее основные постулаты и принципы дают возможность найти правильные подходы при решении современных проблем мирового развития, ставших весьма актуальными за последние десятилетия. Речь идёт о таких вызовах для современной России, как глобализация, модернизация, всплеск идеологии национализма.
Евразийскому подходу вполне соответствуют и предлагаемые в литературе методы противодействия либеральной глобализации. «Имперский мирохозяйственный уклад, который идеологически обслуживали доктрины рыночного фундаментализма, уступает место интегральному, чьей идеологической основой является системный подход к достижению гармонии интересов на базе роста общественного благосостояния и теория устойчивого развития» (8). Идеологическим фундаментом для нового миропорядка может стать концепция социально консервативного синтеза, объединяющая систему ценностей мировых религий с достижениями социального государства и научной парадигмой устойчивого развития (9).
Одновременно с экономической глобализацией отчётливо наблюдаются процессы глобализации права, или юридической глобализации (10), которые требуют комплексной разработки. При этом происходит не только своеобразное давление норм международного права на национальные правовые системы, но и наоборот, международно-правовые стандарты формируются на базе наиболее эффективных и передовых норм и механизмов внутригосударственного права.
Оценка роли правового фактора в контексте евразийского подхода не сводится только к его задачам применительно к процессам глобализации. Речь идёт о правовом обеспечении евразийского внешнеполитического курса России в целом. Представляется, что эта задача является комплексной, масштабной по своему объёму и включает:
а) обеспечение стабильности существующего международного правопорядка, исключение попыток ряда государств сломать сложившуюся систему международного права за счёт переформирования ее на базе собственных, национальных правовых традиций;
б) активное участие в выработке универсального общецивилизационного правового порядка, приемлемого не только в области регулирования международных отношений, но и в качестве общепризнанного инструмента разрешения неизбежных коллизий на уровне межрегиональной кооперации;
в) активную роль в создании прочной международно-правовой основы для обеспечения интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического Союза;
г) обеспечение гармонизации международно-правовой базы евразийского вектора внешней политики России с внутренним национальным законодательством страны;
д) создание международно-правовой инфраструктуры для усиления восточного вектора международной политики России.
Часть важных задач в вопросе сохранения стабильного миропорядка была сформулирована Концепцией внешней политики России. Определена линия России на «укрепление правовых основ международных отношений, добросовестное соблюдение международно-правовых обстоятельств». Поддержание и укрепление международной законности - одно из «приоритетных направлений» деятельности нашей страны на международной арене. «Верховенство права в международных отношениях призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их интересов, а так же гарантировать стабильность мирового сообщества в целом».
Акцент на сохранении и укреплении международно-правовых основ миропорядка со стороны России вполне оправдан, поскольку его фундамент закладывался при существовании сверхдержавы - Советского Союза и сейчас отражает геополитические интересы современной Российской Федерации, пока не имеющей такого веса и влияния в мире. Вместе с тем, существующая международно-правовая основа для внешней политики страны даёт определённую временную фору России для раскрытия её огромного цивилизационного потенциала и обретения большего влияния на мировую политику.
«На сегодня, - отмечает В. Видеманн, - основными несущими каркасами всей системы глобальных отношений являются интенсивно формирующиеся институты международного публичного и торгового права, причём если в первом случае (т.е. системе международных политических договоренностей) доминирует евро-континентальная правовая модель писаной нормы, то во втором - англо-саксонская традиция прецедента. Если внимательно присмотреться к политике проатлантистских режимов, то несложно заметить, что именно торговая политика является в их руках средством формирования всемирной империи Левиафана на базе «американских ценностей» (напр. ползучее распространение американских юридических норм). Особую роль в этом процессе играет интенсивно развивающееся в последнее время патентное право, представляющее собой один из главных инструментов атлантистского олигархического неоколониализма. Апологеты последнего пытаются одновременно выйти из традиции фиксированных договоров также и в сфере международной политики, активно творя новые «прецеденты» (напр. война в Югославии, договор о ПРО, Киотские соглашения)» (11).
Евразийская правовая интеграция, обеспечивающая континентальную модель торгового общества, основанную не на спекулятивном подходе, а на обязательных и повсеместных инвестициях в базисную эколандшафтную инфраструктуру, должна дать симметричный ответ на вызов правовой традиции атлантизма, олицетворяющей систему хищнической эксплуатации отдельных народов. Ориентация на такую политику предполагает налаживание универсального институционального механизма согласования интересов и возможностей отдельных эколандшафтов, регионов и транзитных пространств в рамках совместных интересов долгосрочного устойчивого развития.
Активизация восточного вектора евразийской политики России связана с её активным участием в региональной юридической глобализации на азиатском направлении. Безусловно, наиболее высокого уровня юридическая глобализация достигла в Европе, но эта общемировая тенденция неуклонно охватывает и азиатский континент. Наглядным показателем этого является как возрастающая роль стран Азии в мировой политике, так и интеграционные процессы внутри региона: создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), создание Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), активизация АСЕАН и т.д.
Поэтому задача внешнеполитического курса России обеспечить участие в глобализации на базе евразийства, реализовать в первую очередь интересы своего многонационального народа, а так же стран евразийского мира, задача же юристов ответить на вопрос: каким образом Российскому государству выстроить наиболее оптимальную систему правоотношений с азиатским странами, их организациями. Необходимо так же создать соответствующую законодательную базу для обеспечения экономического, политического и гуманитарного сотрудничества.
Изменение вектора во внешней политике требует соответствующего правового оформления на уровне международно-правовых, межгосударственных документов, правительственных и межправительственных решений, межведомственных соглашений, договоров о межрегиональном сотрудничестве территорий. Создание этого многоуровнего международно-правового механизма невозможно без глубокого знания особенностей азиатской правовой семьи, национального законодательства, правовой культуры, обычаев и правовых традиций стран Азии, вовлеченных в орбиту сотрудничества с Россией на многосторонней и двусторонней основе.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость резкой активизации юридических исследований правовых систем и институтов стран Азии, являются потребности правового обеспечения бурно растущего экономического сотрудничества. Согласно официальной российской позиции, значений Азии можно оценить в качестве «локомотива» мировой экономики (12).
Россия производит перераспределение потоков энергетических ресурсов из Европы в Азию (проекты «Сахалин - I» и «Сахалин - II», строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО); проектирование и строительство газопроводов «Алтай», «Сила Сибири», «Сила Сибири-2»). Расширяется сотрудничество с КНР: двусторонний товарооборот с Китаем в 2018 году превысил 107 миллиардов долларов. В 2015 году стороны подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского Экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. При этом Китайская сторона заявила о поддержке активных усилий России по продвижению интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и начале с ним переговоров о заключении соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. С Японией и Южной Кореей заключен ряд взаимовыгодных торгово-экономических контрактов, достигнуты соглашения об инвестировании Россией значительных ресурсов в газо- и нефтедобычу Индонезии и т.д.
Географическое положение России, размеры ее территории, уже существующая и планируемая инфраструктура объективно делают нашу страну связующим звеном, своеобразным, транспортным мостом между Европой и Азией. Транзитные коммуникации России - это не только кратчайшее расстояние для доставки грузов. Не менее важным их преимуществом является то, что в этом случае основную часть пути грузы проходят через единое административное пространство, пересекают наименьше число границ. Все это упрощает транзитные процедуры, сокращает время и документооборот, связанный с перевозкой, и, следовательно, значительно экономит средства грузоотправителей и грузополучателей.
Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры России связывается, прежде всего, с созданием целостной мультимодальной транспортной сети, основу которой составляют евроазиатские транспортные коридоры. Крупным шагом в развитии транспортной инфраструктуры Азиатско-Тихоокеанского региона стал Делийский план действий по развитию инфраструктуры АТР на 1997-2006 годы, поддержанный Россией. Наша страна приняла участие в 31 проекте в рамках этапа Делийского плана, в том числе в 25 проектах по транспорту. Их реализация, несомненно, будет способствовать развитию торгово-экономических связей между странами АТР и остальным миром.
Одной из главных задач для России является развитие транспортной системы Сибири и Дальнего Востока. Этим объясняется интерес нашей страны к большинству транспортных проектов, реализуемых под эгидой ООН. В первую очередь следует отметить проект комплексного развития инфраструктуры наземного транспорта в Азии, в реализации которого наиболее активно участвует Россия. Его конечной целью является интегрированная азиатская сеть наземного транспорта, а также обеспечение евроазиатских транспортных связей. Дальнейшая реализация этого проекта предполагает согласование автомобильных, железнодорожных и автомобильно-железнодорожных маршрутов Азиатской шоссейной дороги (АШД) и трансазиатской железной дороги (ТАЖД), их формализацию, в том числе и на основе разработки соответствующих международных соглашений.
Россия потенциально могла бы переключить на себя значительную часть евразийских товарных потоков: при 50% российской доли в доходности транспортных систем, доход составит 1,5 - 2–5 трлн. долл. – сумму, превышающую объем ВВП. Сегодня Россия обслуживает не более 5-7% потенциального объёма евразийского рынка транспортно-логистических услуг. Утверждение России как ключевого транспортно-логистического «звена» единой евразийской инфраструктуры позволило бы сблизить её сырьевые и промышленные регионы, способствовало бы развитию производственных комплексов и социально-экономической сферы на обширных восточных территориях (13).
Все сказанное выше требует первоочередного развития исследований по правовому обеспечению внешнеэкономической деятельности, подготовки специалистов в сфере таможенного, инвестиционного, налогового, торгового, предпринимательского права, хорошо ориентированных в национальном законодательстве экономической сферы азиатских стран.
Важные задачи российской юридической науки, науки международного права связаны с оптимизацией роли России в международных организациях, функционирующих на азиатско-тихоокеанском направлении, с повышением эффективности их деятельности. Как уже отмечалось, Россия является полноправным членом таких организаций, как Содружество независимых государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Евразийский экономический Союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Кроме того. Россия активно участвует работе регионального форума АСЕАН по безопасности и азиатско-тихоокеанскому экономическому сотрудничеству.
Необходима единая линия России в работе этих организаций; координированность усилий ее представителей в них; правильное определение возможностей каждой организации в реализации внешнеполитических, экономических и правовых задач, стоящих перед Россией в странах Азии; обеспечение своей активной, инициативной роли в текущей деятельности организаций и т.д.
Одна из задач российской юридической науки, науки сравнительного права связана с разработкой нормативно-правовой базы для осуществления основных направлений деятельности соответствующих международных организаций; чтобы их организационный механизм был гармонизирован с национальными правовыми системами. Практическая реализация Россией евразийского проекта потребует внесения серьезных коррективов и в дипломатическую, международную деятельность страны. Необходимо обеспечить разновекторность, баланс в дипломатической, политической, гуманитарной, правовой и иных сферах.
--------------
1. См. Трубецкой Н.С. Европа и человечество, с. 27
2. Нарочницкая Н., Мяло К. Еще раз о евразийском соблазне//Наш современник. 1995, №4. С. 128-137
3. Савицкий П.Н. Утверждения евразийцев//Континент Евразия. С. 44
4. Россия на пороге XXI века, с. 26
5. Русская доктрина (Сергеевский проект)/ Под ред. А.Б. Кабанова и В.В. Аверьянова. М., 2008, С. 29-30
6. Бжезинский З.Б. Важная шахматная доска. М., 1998. С. 142-143
7. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г.//http:www.kremlin.ru/acts/news/785
8. Глазьев С. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственных уделах. – М. Книжный мир. 2018, с. 264-265
9. См. Глазьев С. Социалистический ответ либеральной глобализации. М. 2006
10. Овчинникова С.П. Российская правовая государственность: евразийский проект, с. 13
11. Видеман И.В. Континентальная интеграция: евразийская правовая модель. //vazvaz.ru/arhiv/texts/videman1.html
12. См. Доклад рабочей группы СГС РФ при МИД России по вопросам участия субъектов Российской Федерации в международных организациях. №21-22. 2005
13. Глазьев С. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. С. 661-662
Справка
Об авторе: Юрий Ильич Скуратов – советский и российский ученый, юрист, общественно-политический деятель, заместитель заведующего отделом по законодательным инициативам и правовым вопросам ЦК КПСС (1990-1991), директор НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ (1993-1995), генеральный прокурор РФ (1995-2000), кандидат в президенты РФ (2000), член Совета Федерации РФ – представитель Народного Хурала РБ (2001), руководитель Фонда «Правовые технологии XXI века», действительный государственный советник юстиции РФ, доктор юридических наук, профессор, почетный профессор Бурятского государственного университета, автор научных и публицистических книг.