Китайско-австралийская торговая война наносит ущерб окружающей среде Монголии
В прошлом году Китай отказался от австралийского угля и восполнил дефицит углем из Монголии. Это было хорошей новостью для крупного бизнеса в Монголии и плохой - для местных жителей.
В октябре таможенники Китая начали отказываться от поставок коксующегося угля из Австралии. Пекин утверждал, что отказы были вызваны проблемами “качества окружающей среды”, но рассматривать эти действия следует в контексте продолжающейся дипломатической ссоры между странами.
Это оказалось плохой новостью для обеих экономик. В одночасье австралийские угольные операторы потеряли доступ к одному из своих самых прибыльных экспортных рынков и понесли убытки в размере 10,4 млрд долларов в прошлом году. В последующие месяцы резкий рост цен на электроэнергию оставил большую часть юго-востока Китая без отопления и электричества.
Хотя решение об отказе от австралийского угля нанесло ущерб как Австралии, так и Китаю, многие третьи стороны выиграли от этого, поскольку именно они восполнили дефицит угля в Китае. Например, Колумбия и Южная Африка изо всех сил старались отправить уголь на материк; более солидные партнеры, включая Индонезию, Россию, Канаду и Соединенные Штаты, также резко увеличили существующие поставки. Но с учетом того, что северные сталелитейные центры Китая требовали коксующегося угля, Пекин не мог позволить себе ждать месяц или даже больше, пока уголь доставят по Индийскому океану, поэтому обратился к Монголии для решения проблемы краткосрочного спроса.
По причинам, которые остаются неясными, это решение осталось в силе и в 2021 году. В марте экспорт монгольского угля в Китай вырос на 4270,5% по сравнению с предыдущим годом. Это при том, что с 2019 года монгольская правительственная политика была прямо направлена на то, чтобы сломить зависимость страны от угля. С учетом того, что ежедневно в Китай направляется до 1000 грузовиков, похоже, что у руководства страны приоритеты теперь стремятся к противоположному.
С тех пор как Китай начал замораживать австралийские поставки, угольный бизнес в Монголии процветает. Монгольская энергетическая корпорация объявила в прошлом месяце, что удвоила свою прибыль за год, а Монгольская горнодобывающая корпорация объявила, что удвоила объем экспорта угля во второй половине 2020 года. Доверие инвесторов было настолько велико, что акции Aspire Mining Ltd, которая добывает уголь исключительно в Монголии, взлетели в два раза на Австралийской фондовой бирже (ASX).
Однако мало кто в Монголии празднует это событие. Столица страны Улан-Батор неизменно занимает первое место в списке самых загрязненных городов мира, и с октября прошлого года резко увеличился уровень загрязнения воздуха из-за выбросов угольных шахт, расположенных на окраинах города.
“Чтобы дать вам представление о масштабах проблемы, - говорит Анхбаяр Ганболд, директор по охране природы Монголии, - угольная шахта Багануур, расположенная в черте города, произвела 4600 тонн CO2 в декабре 2019 года. За тот же месяц прошлого года она произвела целых 18 400 тонн".
“Угольная шахта Налайх в одном из районов Улан—Батора официально прекратила свою деятельность в 1990-х годах. С начала декабря она снова заработала. Фактически, в настоящее время она является основным местным источником выбросов CO2 и твердых частиц (ТЧ) 2,5”.
В летнее время качество воздуха в Улан-Баторе часто колеблется вокруг уровней, считающихся безопасными в соответствии с принципами ВОЗ. Но зимой, когда температура регулярно опускается ниже минус 40°C, уровень загрязнения в среднем в 27 раз ниже контрольного уровня безопасности. Неудивительно, что в октябре качество воздуха в Улан-Баторе снова стало худшим в мире.
Пандемия и снижение транспортной активности из-за COVID-19 привели к тому, что небо над некоторыми из самых загрязненных городов мира очистилось . Но “это просто не относится к Улан-Батору”, - говорит Дмитрий Соков, руководитель отдела международного развития Монгольского консорциума природы и окружающей среды. “На самом деле, благодаря увеличению экспорта угля, это был нетипично плохой год с точки зрения качества воздуха — уровень ТЧ 2,5 вырос на 132% в течение зимнего периода”.
Как и Пекин, Улан-Батор расположен в долине, из-за чего смог долго висит над городом. Кроме того, жители юрточных районов монгольской столицы, живущие в юртах-палатках без доступа к электричеству, вынуждены жечь дешевый уголь, чтобы приготовить еду и согреться. В среднем в одной такой юрте сжигается три тонны необработанного угля в год.
Хугалу Алтан, текстильщик, живущий в западном Толгойтском районе, сказал, что прошлая зима была заметно хуже, чем в предыдущие годы. “Здесь ужасно жить, особенно в этом году, - сказал он. - Холодным утром я смотрю, как серый дым движется к холмам. Вот почему многие молодые люди уезжают...”
Местные политики уже много лет обещают решить эту проблему. Они утверждают, что запрет на сырой уголь и субсидия на очищенные угольные брикеты привели к снижению уровня загрязнения воздуха на 60% в 2019 году. Но эти достижения, по словам Хугалу, не перенеслись на 2021 год. “Никто не мог позволить себе купить даже дешевый [нелегальный] уголь в этом году, - сказал он. - Причиной стало закрытие города из-за пандемии. Вместо угля люди жгли мусор”.
В каком-то смысле ему повезло больше, чем другим. Живя и работая на западной окраине города, Хугалу находится далеко от угольных электростанций, которые окружают восток города. Многие из них, говорит Соков, также извлекли выгоду из избыточной добычи угля, предназначенного для Китая.
“Увеличение добычи было резким, поэтому вполне естественно, что произошла некоторая степень внутреннего переноса. Я думаю, что отчасти именно поэтому мы наблюдаем такой высокий уровень загрязнения в этом году, который не совсем соответствует картине последних двух лет”.
“Это трехсторонняя проблема,-говорит он, - но правительство фокусируется только на ограничении внутреннего потребления, позволяя угольной промышленности процветать”.
Фото: gogo.mn
Источник: supchina.com
В сюжете: МонголияКНРКитаймеждународная торговляугольугольная промышленностьэкологиязагрязнение воздуха