Быт кочевника
АРД продолжает публикацию серии статей об армии Чингисхана и армиях его преемников – исключительном явлении в мировой истории.
В процессе эволюции конические шалаши кочевников превратились в юрты с вертикальными стенами. Войлочная разборная юрта – «гэр» стала постоянным жилищем монголов. Юрта всегда ставится входом на юг, в центре ее располагается очаг. Стеновые решетки, основа крыши, стойка и верхнее кольцо изготавливаются из тонких палок. Покрытием для стен и крыш служат войлочные кошмы, скрепленные волосяными веревками и кожаными ремнями.
Жилища вождей отличались просторным размером и богатым убранством. Огромные юрты, вмещающие десятки, сотни и даже тысячу людей, были настоящими дворцами и назывались по-монгольски «урд», по-бурятски «урдá» – голова, центр, ставка, пéред, отсюда «Алтан Урд» – «Золотой Центр» или Золотая Ордá. У них имелись юрты, поставленные на колеса. Большие те-леги с юртой тащили волы или верблюды, а легкие кибитки – лошади. Чингисхан имел громадную повозку, в которую впрягали пятьсот быков.
Пища, которую употребляли кочевники, позволила им выжить в суровых природных условиях. Монгольские народы широко используют внутренности животных и кровь, конину, верблюжатину, свинину, мясо диких животных. Печень поедается в сыром виде, но в небольшом количестве, тугоплавкий конский жир – «арбúн» является деликатесом. Суп из баранины, особенно, бульон из нее считается целебным.
В поход брали два кожаных меха с молоком для питья и глиняный горшок для варки мяса, также маленькую палатку на случай дождя. Каждый боец брал около 10 фунтов сушеного молока. Готовят его так: кипятят молоко, снимают жир на масло и выставляют молоко на солнце, чтобы высохло. В походе утром клали около 0,5 фунта (250 грамм) сухого молока в кожаную фляжку – бурдюк и наливали воды, во время езды молоко сбивалось и употреблялось в пищу. Сушеный творог – хурууд в виде пластинок, был консервированной белковой пищей в походах. На марше им приходилось питаться на ходу, не слезая с коня. Благодаря неприхотливости и способности долго ехать верхом, они совершенно неожиданно оказывались перед противником.
Зимой мясо замораживали, для длительного хранения летом применяли копчение и сушку. Соль представляла редкость, и ее было мало. Для сушения разрезанное на ленты мясо вялили, затем смалывали в порошок – пеммикан, по-бурятски «борсó», по-монгольски «борц». Борц представляет собой необычайно калорийный концентрат, его щепотка заменяет 1 килограмм мяса. Для питья используется напиток, представляющий круто сваренный зеленый чай с коровьим молоком, куда кладется борц, замбà – яч-менная мука, соль, немного масла, вместо которого обычно ис-пользовался бараний жир.
Гостеприимная калмычка в маленькой юрте угостила Александра Пушкина подобным коктейлем во время его путешествия в турецкий Арзрум. По его мнению, никакая кухня в мире не могла придумать ничего более гадкого на вкус. Опасаясь продолжения угощения, как он выразился «калмыцкого кокетства», выскочил из юрты и, наверное, долго плевался. Казаки – первопроходцы с подозрением отказывались от предложенного сибирскими аборигенами зеленого чая с молоком, в своих отчетах они небрежно отзывались о нем. Пьют они какую-то дрянь, писали они.
Зеленый чай является калорийным, утоляющим жажду и голод напитком, и, кроме того, обладает иммуностимулирующими свойствами за счет большого содержания антиоксидантов. Оксиданты, свободные радикалы ОН2, СН2, NH3 и прочие, постоянно образуются в крови в процессе жизнедеятельности и употребления пищи. Вдыхание различных газов, нечистого воздуха тоже способствует образованию их в организме.
Эти реактанты, вступая во взаимодействие с другими веществами, в силу активных центров образуют тромбы и бляшки в кровеносных сосудах, способствуют сужению сосудов, повышению артериального давления, инфарктам и инсультам. Зеленый чай хорошо адсорбирует оксиданты. Относительно низкий уровень заболеваемости гипертонией азиатских народов обязан большему употреблению зеленого чая.
Несмотря на то, что употребляем чай каждый день, чуть ли не с рождения, мы очень мало знаем об этом продукте. Чайный кустарник в диком состоянии не растет в Китае, поэтому полагают, что чай пришел туда из Индии. Особо остановимся на технологии изготовления зеленого чая. Зеленый и черный чай получают с одного куста, различие между ними заключается в способе обработки. Зеленый чай готовят так: собранные листья высыпают на 2 – 3 часа для провяливания на циновки. После этого их слегка подогревают на сковородах, непрестанно перемешивая и переворачивая.
Под влиянием тепла листья лопаются, становятся влажными и мягкими от сока. Их раскатывают, при этом часть сока отжимается, а листья свертываются. Затем их выдерживают некоторое время на открытом воздухе в тени. Далее поджаривают, постоянно помешивая примерно в течение одного часа. Затем следует просев через серию сит и сортировка.
Черный чай готовят иначе: сначала провяливают на воздухе в течение 12 – 20 часов. За это время в листьях возникает легкое брожение. Раскатывают листья более энергично, чтобы отжать из них больше сока. После раскатывания листья высушивают на воздухе два–три дня. Основная разница в приготовлении зеленого и черного чая заключается в этом. Черный чай получил широкое распространение в Англии и России из-за его легкости при транспортировке. В кожаных тюках – цыбиках, перевозимых на кораблях, верблюдах и лошадях, продолжался процесс его ферментации и высыхания.
Впервые чай завезен в Европу португальскими мореплавателями в 1517 г., где его употребляли только в королевском дворе. В 1610 г. голландцы завезли напиток, но дальше узкого круга ам-стердамской знати чай не пили. В 1664 г. Ост-индская компания привезла из Индии обычай пить его при британском королевском дворе.
В начале ХVІІІ века чай перестал быть в Англии придворным напитком. В Россию чай привез в 1717 г. Петр I из Голландии. В ХІХ веке его употребляли только при царском дворе и завозили из Англии. Лишь в ХХ веке чай стал общеупотребительным питьем в России, но только лишь черный чай и не для всех. Ванька Жуков из рассказа А. Чехова (109) писал «на деревню дедушке»: … а чтобы чаю или щей, то хозяева сами трескают. Убеждение, что зеленый чай, употребляемый сибиряками, представляет собой совершенно другой продукт, сохранилось у российских обывателей до сих пор.
Самым вкусным и питательным блюдом монгольских народов являются буузы, приготовленные на пару из мясного фарша или мелкорезаного мяса в пресном тесте в специальной посуде. Название бууз в русском языке превратилось в «позы». Мнение, распространяемое средствами массовой информации, что буузы заимствованы монголами у других народов, опровергается тем, что посуду, похожую на пароварки, находили в гуннских раскопках.
Из мучных блюд западные монголы широко употребляли саламат из поджаренной муки и сметаны. Кумыс – кислое конское молоко, обеспечивал организм витаминами и обеззараживал желудочно-кишечный тракт. Молочная пища кочевников очень разнообразна и насчитывает свыше 30 продуктов.
Нижняя одежда монголов была из чесучи, дикого шелка, она хорошо сохраняла тепло и защищала тело от паразитов. Впрочем, не только от них, стрела, вонзившаяся в тело кочевника, одетого в чесучу, легче вынималась оттуда, поскольку ее наконечник застревал в прочных волокнах. Ткань в большом количестве поступала из Китая в обмен на лошадей и скот.
Верхняя одежда представляет собой одеяние, называемое по-монгольски «дэли». Оно создано веками кочевой жизни и мало изменилось с древних пор. Это полустеганый халат из прочной тка-ни с длинными рукавами, зимой подбивается мехом. При этом рукава удлинены специальными козырьками, закрывающими кисти рук от холодного ветра при езде на коне.
Дэли застегивается в области шеи и подпоясывается длинным кушаком или прочным надежным ремнем. Но самое интересное устройство дэли заключается в том, что пазуха его является одно-временно карманом и рюкзаком. Предметы и вещи могут поместиться в таком кармане в огромном количестве, если использовать дополнительное пространство на боках и спине. Халат имеет надежные застежки, так что из него ничего не выпадает, даже при быстрой езде. Когда нагруженный таким образом арат слезает с коня, он выглядит довольно комично, потому что кушак опускается на бедра.
Однако смех и восторг родных относится не к внешнему виду арата, напротив, чем он толще, тем лучше. Все терпеливо ждут, когда он зайдет в юрту, встанет на ковер, развяжет кушак, и из него посыпятся несметные гостинцы и подарки. Такое устройство требует очень крепкого подпоясывания, поэтому длина кушака достигает 3 метров. Современные араты предпочитают широкий кожаный ремень с двумя пряжками – застежками.
Фото: gobelenrai.ru