Драма Банка развития
Неужели собственность БР и Фонда поддержки среднего и малого бизнеса станет добычей кучки жалких мошенников?
На днях в столичной гостинице “Туушин” состоялись жаркие дискуссии вокруг “плохих” кредитов в кредитном портфеле Банка развития (БР). Обсуждения прошли под девизом “Заставим должников оплатить долги! Объединяться и требовать!”. В них приняли участие депутаты Великого государственного хурала (ВГХ), министры, представители общественности и почти все монгольские СМИ. Мероприятие широко освещалось многими телеканалами и в социальных сетях, поэтому информация вызвала волну общественного недовольства и возмущения граждан.
Об ухудшении качества кредитов БР не раз сообщали СМИ. Еще полтора года назад в своей статье я предупреждал о надвигающемся техническом банкротстве банка. Тема получила широкий общественный резонанс, поэтому необходимо, чтобы граждане были в курсе событий и знали о способах решения данной проблемы.
Руководство правящей Народной партии МАН не в состоянии самостоятельно решить вопрос о задолженностях и нуждается в поддержке общества. Многолетняя коррупция в монгольском государстве; слабость судебной системы, состоящей на службе у коррупционеров и олигархов являются отображением нашей действительности и причиной того, что некачественные кредиты сегодня занимают более половины кредитного портфеля БР.
Сейчас необходимо всеми доступными методами погашать некачественные задолженности, но для этого нам следует вступить в борьбу с организованной, властной политико-экономической группировкой, которая находится под защитой действующей судебной системы.
БР должен всеми силами стремиться к тому, чтобы в следующем году самостоятельно рассчитаться с задолженностью по бондам в $1млрд, так как наше правительство, выступающее в качестве гаранта, не располагает средствами для их погашения. Причина такого безденежья кроется в бюджетных затратах, соизмеримых с годовым бюджетом Монголии и направленных нашими властями на борьбу с пандемией коронавируса, на восстановление экономики.
По-видимому, власти начали понимать, что отечественная коррупция достигла очень больших масштабов, и если ее не уничтожить, то банкротство будет угрожать не только БР, но и государству в целом. Если же мы не победим коррупцию, то народная МАН вероятно потерпит поражение на всеобщих выборах 2024 года. Итак, в чем суть драмы БР?
Начало
Монгольский Банк Развития был создан в 2011 году по образцу многих стран и с целью использования его как источника финансирования долгосрочных проектов развития. Особое внимание уделялось инфраструктурным проектам и программам, направленным на стимулирование и поддержку отечественного экспорта. Для работы была приглашена команда опытных менеджеров из Южной Кореи. Банк выпустил бонды и выручил за них $600 млн. 10 августа 2012 года был образован кабинет министров во главе с Н.Алтанхуяг. Б.Батбаяр взял на себя руководство Министерством экономики. Вскоре правительство заработало на выпуске международных облигаций (Чингис бонды) первые $1.5 млрд. Неожиданно разбогатевшее правительство намеревалось тратить деньги исключительно по своему усмотрению, но этому препятствовала команда корейских управленцев, строго соблюдающая законы и финансовую дисциплину. Поэтому трудовой договор с ними власти решили расторгнуть.
С этого момента и начинается история внешних долгов демократической Монголии. За прошедшие 10 лет монгольское правительство не только не оплатило ни одной задолженности, а наоборот продолжало влезать в новые долги, чтобы погашать ими старые. Премьер-министр открыто заявил, что рассчитываться с долгами будут будущие поколения. Все последующие правительства назначали своих людей на ответственные должности в БР и с выгодой для себя выдавали многомиллиардные кредиты, тем самым на практике подтверждая старую истину: “государственное – значит ничье”.
Кульминация
За 10 лет в Монголии сменилось 6 правительств и 6 директоров БР, а доля некачественных кредитов в его портфеле достигла 50%. Банк не в состоянии взыскивать долги с заемщиков, и это неудивительно, так как его менеджмент не устойчив, он не имеет фонда кредитного риска, его услугами пользуются в большинстве своем лица, связанные с высокопоставленными политиками.
Должниками БР являются 66 юридических лиц, 14 из предоставленных им кредитов относятся к категории нормальных, 10 – проблемных, 42 – некачественных, то есть ₮1.8 млрд от общей суммы кредитования в ₮2.6 млрд представляют собой некачественные кредиты. На 30 из 42 заемщиков заведены дела. Из них 22 дела находятся на рассмотрении в судах первой инстанции, 2 дела – в апелляционной инстанции, по 6 делам вынесены судебные постановления. Судебные разбирательства длятся в среднем по 5 лет.
10 февраля 2017 года в закон “О БР” было внесено изменение, согласно которому перечень целей кредитов стал утверждать не ВГХ, как это было ранее, а БР самостоятельно, при этом процедуру выдачи утверждает Совет директоров. Это не что иное, как узаконивание определенной группой лиц злоупотреблений бюджетными средствами.
Нецелевое использование кредитов; прокручивание бюджетных денег ради получения прибыли через небанковские финансово-кредитные организации; неправомерный вывод имущества из-под залога-это далеко не полный список преступных действий, совершаемых чрезмерно политизированным руководством БР. Этому способствует отсутствие системы контроля за надлежащим использованием средств и специальной структуры, которая бы следила, исправляла ошибки и привлекала виновных к ответственности.
Установилась порочная практика, когда клиенты БР получают льготные кредиты и в то время, пока идут многолетние судебные разбирательства, начисление процентов по ним останавливается. В это же время эта сумма в виде вклада продолжает капитализироваться в другом банке. До недавнего времени от общественности тщательно скрывался факт получения самым крупным монгольским частным Банком торговли и развития (БТР) дешевых кредитов в БР для выдачи их своим клиентам под высокие проценты. Кроме того, руководство БР за ₮27 млрд (по цене в несколько раз превышающей рыночную) выкупил в новом здании БТР два этажа под свой офис, хотя стоимость всего здания составляет ₮25 млрд.
Власти, конечно же, в курсе этих событий, но руководство и чиновники двух поочередно сменяющихся у руля государства ведущих политических партий продолжают договариваться, так как находятся в заложниках друг у друга. Время от времени действующими лицами в драме вокруг БР становятся депутаты ВГХ и члены правительства.
На днях правящая МАН заявила, что привлечет к ответственности и наложит взыскание на партийцев, нарушивших этические нормы, а тех, чью виновность докажет суд, исключит из своих рядов. Одно дело заявить, а другое – осуществить. Представляется маловероятным, что можно одолеть всесильных партийных олиграхов, в руках которых находятся СМИ.
После “Цагаан сар” (Лунный Новый год) монгольское государство открыто признало, что БР является препятствием на пути развития страны.
Окончание
В подобной ситуации обычно применяется практика банкротства, закрытия или реорганизации проблемного банка. Однако премьер-министр заявил, что власти банкротить БР не будут, а преобразуют в монгольский Eximbank, ориентированный на поддержку проектов по увеличению отечественного экспорта и импортозамещения. Подразумевается реорганизация и восстановление деятельности БР. Данная процедура может быть осуществлена 3 способами:
- Создание отдельной компании (ACM or asset management corporation), занимающейся управлением портфелем некачественных банковских кредитов;
- Срочная продажа залогового имущества для обеспечения возврата задолженностей;
- Принятие мер по увеличению собственного капитала и срочного полного возврата проблемных задолженностей;
Однако правительство, которому принадлежит БР, не располагает бюджетными возможностями для реализации способов №1 и №3. Монгольским коммерческим банкам в свою очередь просто не хватит на это собственных средств. К тому же власти ограничили проектную деятельность Монголбанка (ЦБ), поэтому остается лишь один выход – срочная реализация банковских залогов.
Судебная система Монголии далека от совершенства. В стране почти нет юристов по спорам, связанным с выводом имущества из-под залога и специалистов по его продаже. К тому же, к таким делам зачастую бывают причастны крупные политики. Как показывают данные деклараций о доходах и имуществе, уровень доходов депутатов ВГХ, руководителей государства, работников правоохранительных органов несоизмеримо высок по сравнению со средним уровнем доходов населения.
Ребрендинг и восстановление деятельности БР не уберегут организацию от нового банкротства, если не будет устранена его главная причина – коррупция. События вокруг БР являются одним из ее ярких проявлений.
Наличие государственного, а по сути ничейного имущества, стало главным фактором, приведшим к такому развитию событий. Необходимо акционировать принадлежащие государству хозяйствующие субъекты, передавать их в руки собственников. Другими методами победить системную коррупцию невозможно. Политические партии, по итогам демократических выборов пришедшие ко власти, получают право распоряжаться государственной собственностью, но партии еще полностью не институционализировались, поэтому нести ответственность перед обществом за все, что происходит в стране, они не способны.
Власть имущие расхищают бюджетные средства под предлогом финансирования несбыточных проектов (например, “Программа по стабилизации цен”). Многие из них становятся парламентариями и их, получивших депутатскую неприкосновенность, закон защищает от преследований. Однако те немногие, кто все же подпадает под статью УК, освобождаются от уголовной ответственности по причине истечения сроков давности. Бывает так, что на обвиняемых в отмывании денег распространяется часто провозглашаемая властями налоговая амнистия. Другими словами, они помогают правонарушителям обелять свои имена.
Мы сможем побороть коррупцию только в том случае, если изменим эту порочную ситуацию. Здесь важную роль играют активное участие и требовательность рядовых граждан. Свобода и ответственность являются взаимосвязанной сущностью демократии. Государства, граждане которых ответственно, активно противостоят коррупции и стремятся избавиться от нее, достигают наиболее успешного демократического развития и процветания.
Неужели собственность БР и Фонда поддержки среднего и малого бизнеса станет добычей кучки жалких мошенников?
Фото: jargaldefacto.com
Источник: jargaldefacto.com