Ойраты в Предбайкалье
От Лены до Волги рассеялись потомки народа, некогда державшего в страхе всю Центральную Азию.
Согласно легендам бурят, несшим персонифицирующий характер, когда все племя именовалось от легендарного первопредка, таковым был Барга-баатар, т.е. лидер племени баргутов.
Его сыновьями были Илюдэр, Буряадай и Хореодой. От первого произошли олеты (ойраты), от второго – буряты (эхирит-булагаты), от третьего – хори-монголы. Легенда эта появилась гораздо позже другой, согласно которой бурятские племена появились от животных-тотемов. Так или иначе, любопытен тот факт, что олеты в этом мифе про трех братьев, неотделимы от бурят, коими тогда считались только эхириты и булагаты, и хори-монголов. И этому есть причины.
XVII и XVIII века были драматичными и трагическими для народа ойрат, или джунгаров. Они пережили битвы в казахских степях, несколько миграций, вплоть до берегов Каспия и обратно, братоубийственные войны с халхасцами, геноцид от цинского императора.
Сегодняшние калмыки составляют лишь часть народа ойрат, составлявшего некогда войска левой руки Их Монгол улс (зуун гар, или джунгар).
Не собираясь затрагивать всю историю этого народа, хотелось бы остановиться на ойратах, поселившихся на западной стороне Байкала.
Основную волну миграции джунгаров в Предбайкалье (территория нынешнего Усть-Ордынского округа и ряда районов Иркутской области) историки датируют временами ойрат-халхасской войны 1688 года. Времена «Сайн-хана смятенья, Бушагты наступленья». Тогда, спасаясь от кровопролития, на север ушли многие рода как халхов, так и джунгаров. И если халх-монголы в основной массе своей осели на территории нынешней Южной Бурятии, то ойраты ушли дальше, на земли реки Куды, Лены и Киренги. По направлению миграционного потока, это были в основном выходцы с Саяно-Алтая, что называется истинные «ой арад» - лесной народ. Они отличались от степных джунгар Галдан Бошогт-хана, воевать не хотели, и при первой возможности бежали.
Сбором и систематизацией родовых легенд в начале – середине XX века занимался ученый-этнограф Сергей Петрович Балдаев. Многие данные, собранные им у информаторов, зачастую противоречивы, несут печать либо совершенно архаических культов, либо наложившихся друг на друга мифов, легенд, и исторических заблуждений. Работать с этим материалом нелегко, и на многие вопросы до сих пор нет однозначных ответов.
Сэгэнуты – «третья сила» Предбайкалья
В родовых преданиях булагатов и эхиритов часто встречаются рассказы о набегах, боях и целых битвах этих племен с сэгэнутами. Это было сильное и многочисленное племя, часто сэгэнуты нападали на соседей, грабили, убивали, похищали скот и женщин. Они могли выставить более трехсот человек конного войска. Позже, когда племя сэгэнут ослабло, эхириты и булагаты стали нападать на них, мстя за прежние грабежи и насилия. Жили сэгэнуты в долине реки Лены и устье реки Киренги, примерно на территории нынешнего Байкало-Ленского заповедника.
По одной из легенд, с сэгэнутами сталкивались еще молодые Булагат и Эхирит. По другой – они пришли в долину Лены с южных берегов Байкала, убив своего родового нойона. Еще одно предание гласит, что путь сэгэнутов был довольно долгим, и шел по маршруту Саяно-Алтай – долина реки Хэм (Енисей, район нынешнего Канска), долина Ангары – долина реки Зулхэ (Лены). На происхождение сэгэнутов указывает не только время их миграции (ойрат-халхасская война) и место их проживания (Саяно-Алтай). Указывает также и то, что информаторы Балдаева часто называли их «цэгэнуты»,
Часть сэгэнутов позже переселилась на остров Ольхон, часть ушла в район дельты Селенги, Байкало-Кудару, где поселились в селах Корсаково и Дулан. Еще одна группа сэгэнутов ушла из дельты Селенги в село Романовка Еравнинского района и село Чесан Кижингинского района Бурятии.
Сэгэнуты полностью ассимилировались среди булагат и эхиритов. Но родовая память хранит образы вождей, часто носивших почетные звания «баатар», «мэргэн», «бухэ».
По легенде, из Монголии сбежали три семьи и одна беременная женщина, Дулагай. Муж ее, Сулма, был убит преследователями. Она родила сына Уха Шара, который стал первым предводителем сэгэнутов. От него пошел I Сэгэнутский род, от трех семей – II род.
По другому преданию, первый вождь сэгэнутов, Уха Шара, родился от женщины-сэгэнутки в плену у эхиритов. Она сбежала из плена, но родичи не принимали мальчика, называли его чужаком. Со временем, он стал знаменитым охотником, борцом и наездником, возглавлял облавные охоты и был провозглашен баатаром.
У него были железные кольчуга и шлем, бухарский лук и скакун из конюшни самого Сэцэн-хана.
Во время одной из охот – зэгэтэ аба, Уха Шара победил трех эхиритских борцов из рода Шоно, которые потом устроили ему засаду и убили вождя сэгэнутов. Есть любопытная легенда о том, что сэгэнуты ведут свою родословную от самого Сэгээн Сэбдэг тэнгэри, некогда бывшего «третьей силой» между западными и восточными тэнгриями. Такой же силой выступали сэгэнуты.
Родственники сэгэнутов – икинаты и зунгары
Ближними родами сэгэнутов, были еще несколько самостоятельных подразделений. Всех их связывало общее предание о выходе из предгорий Саяно-Алтая, и время этого исхода – ойрат-халхасская война.
Икинаты к XVII веку занимали довольно обширные территории, примерно в треугольнике нынешних городов Братск, Канск и Нижнеудинск. К появлению русских икинаты находились на стадии племенного формирования, как и их соседи ашаабагаты. Между этими племенами происходили постоянные стычки. В итоге ашаабагаты заручившись поддержкой русских служилых людей из Красноярского острога, нанесли икинатам поражение. Со временем племя совершенно ослабло, и рассеялось по унгинским и аларским степям, примкнув к булагатам.
По легенде, Икинат был племянником Сэгээна и пришел с ним к Ангаре с реки Хэм (тюрк. – Кем, рус.- Енисей). Икинат решил остаться и кочевать между реками Ангара, Ока и Бирюса, а дядя ушел дальше, в сторону Лены (Зулхэ мурэн).
По другому преданию, племянником Сэгээна был некто Барта. Когда они поселились возле Зулхэ мурэн, они приумножились, стали нападать на соседей – эхиритов и булагатов. Те, объединившись, истребили сэгэнутов, в живых остались только Сэгээн и Барта. Как-то Барта ушел на охоту, а его дядя тем временем, проголодавшись, съел единственную овцу. Родственники поссорились, и Барта откочевал. От него пошел зунгарский род.
Зунгары считают себя выходцами с запада, и соответственно, потомками западных тэнгриев. По одной из зунгарских легенд, их род, как и рода сэгэнутов и икинатов, произошли от небесного посланника Сээжин Сагаана и дочери некоего Аюхан-хана. От них родился первый вождь племени – Сэгээдэй мэргэн. Эта легенда любопытна также и тем, что Сээжин Сагаан спускается с неба в сопровождении Буха-нойона, который, по некоторым легендам, забодал пестрого быка и украл дочь Тайжа-хана.
Так, неперсонифицированно, у булагатов назывались ойратские правители, то есть от титула «тайж».
По еще одному преданию, племянником Зунгара был Икинат. Они жили на южно й стороне Алтая, и ушли оттуда из-за войны Галдан-Бошогту хана. Кочевали по реке Уде (Нижнеудинский район Иркутской области), из-за стычек с местными были вынуждены откочевать в район Балаганска у Ангары. Позже часть зунгаров ушла в Байкало-Кудару, близ дельты Селенги.
Естественно, в первую очередь напрашивается тождественность названия рода зунгар с джунгарами. А также любопытное имя правителя – Аюхан. Не калмыцкий ли это Аюка-хан?
«Рассыпались, как стрелы из саадака…»
Война 1688 года была страшной. Голод, люди умирали тысячами, некому было хоронить мертвых. Воздух до небес был наполнен смрадом гниющих трупов людей и животных, пишет Балдаев.
«Детей на коней сажали, женщинам луки давали…».
От войны спасались целыми родами как халхасцы, так и ойраты. Первенство в неформальной иерархии ушедших к Байкалу ойратов было у племени сэгэнутов. Достаточно крупными были племя икинат и род зунгар. Помимо них также существовали и другие ветви ойратов.
В Осинском районе Иркутской области проживает небольшой род мунхалют. Жена одного из сэгэнутов, не стерпев жестокого обращения, бежала с сыном в сторону реки Осы, где ее нашли булагаты янгутского рода. Сын этой женщины, Мунхалют, с детства был метким охотником.
Хайтальский род также жил близ реки Зулхэ (Лена) вместе с сэгэнутами, по преданию, они имеют одни корни и вместе бежали от войны. Когда русские стали продвигаться по Верхоленью, хайтальцы ушли на остров Ольхон, затем ряд из них позже переселился в дельту Селенги. Оттуда несколько семей ушло в село Ильинка Заиграевского района и село Эгита Еравнинского района Бурятии. Также хайтальцев можно встретить в Нукутском районе Иркутской области. Сохранились упоминания об обогольском роде, родственном хайтальскому, ныне вымершем.
Также из сэгэнутов выделился род боронут. Ныне из них мало кто остался, так как род рассеялся по разным селам в Качугском, Аларском, Эхирит-Булагатском, Баяндаевском районах Иркутской области.
По Зулхэ мурэн кочевал род торгоут. Часть из них перешла Байкал, и также поселилась в дельте Селенги. Их великий шаман Буйдан принял ламскую веру, и молился родовым божествам «с указаниями от Далай-ламы, с поручениями от Богдо-гэгээна, с внушениями от Хамбо-ламы». Тут все понятно – торгоуты есть и в нынешней Калмыкии.
Курумчинский род, по легенде появился в долине реки Лены во время разгрома Джунгарии. У Балдаева приход Хурэмшэ датирован XVII веком, что скорее всего, ошибочно, так как ханство ойратов было уничтожено в 60-х годах XVIII века. В итоге, непонятно, мигрировали ли они вместе с сэгэнутами и прочими, либо веком позже. Они, как и другие осколки ойратов, расселились довольно широко, в Качугском, Баяндаевском, Эхирит-Булагатском районах Иркутской области, Кабанском, Иволгинском и Баргузинском районах Бурятии.
К ойратским, возможно, относятся рода букотский, шаранутский, дурлайский, ехэнутский, зодский, замотский, шэбхэнский, наратский. Сведения о них, у Балдаева, к сожалению, довольно скудны и обрывочны.
Устные предания не сохранили для нас сведений об особенностях ойратских родов – об их быте, костюме, языке. К концу XIX века, когда в Предбайкалье стали работать первые этнографы и фольклористы, эти рода уже были полностью ассимилированы западными бурятами, сохранив лишь общую память о том, откуда и почему они пришли.
PS: Тесные связи западнобурятских и ойратских племен отразились во многих легендах, мифах, родовых преданиях и сказаниях. Соперничество Буха-нойона и быка Тайжа-хана, кровное братство трех – ойратов, эхирит-булагатов и хори-монголов...
Совместным памятником двух народов является эпос «Шоно баатар». Шоно был младшим сыном ойратского Хунтайж Цыбен Рабдана. Старшим братом Шоно-баатара был Галдан Цырен, правитель Джунгарии до 1745 года. Их мать, Налхан-хатан, была дочерью Аюка-хана.
Падение ойратов было воистину трагическим. Империя Цин жестоко расправилась с непокорным народом, за один 1763 год было убито до миллиона ойратов. Оставшиеся рассыпались, как стрелы из колчана.
Вариант эпоса, записанный в 1936 году фольклористом Хамгашаловым у сказителя из села Бильчир Осинского района Иркутской области Шанаршеева, стал составной частью духовного наследия бурят-монгольского народа.
См. также – “Байкальские джунгары”.