Соёмбо на бурятском флаге как указатель пути
Цвета бурятского флага – неверные, вернее - расположены не в той последовательности, шутит «МК в Бурятии». Печальная последовательность уже привела Украину (к сходству с флагом которой в последнее время особо внимательно все приглядываются) к революциям, Майдану и гражданской войне. А соёмбо настолько урезано, что не отражает всей смысловой нагрузки, заложенной в него монголами.
Перевернуть флаг
Народный депутат Украины от «Блока Петра Порошенко» Евгений Рыбчинский предложил перевернуть украинский флаг и тем изменить негативный ход истории, пишет «МК в Бурятии». Нынешний украинский флаг выглядит как блакитно-жовтый (сине-желтый, причем синий цвет — вверху), но так было не всегда. В далеком 1917 году цвета флага были расположены наоборот, жовтый над блакитным. Перевернул украинский флаг гетман Скоропадский, и с той поры украинский народ, по мнению народного депутата, преследуют неудачи.
По понятиям востока, синий над желтым есть худшее из возможных комбинаций, обозначает нерешительность, деградацию, печаль, а вот желтое над синим, наоборот, символизирует расцвет, развитие и рай. Майданы, в конце концов, довели Украину до войны, однако весь ужас заключается в том, что, случайно взглянув на развевающийся над площадью Советов флаг Бурятии, мы обнаружим практически то же самое и там.
Доподлинно неизвестно, как отреагировал на предсказание художницы тогдашний заместитель министра экономики Украины, а позднее премьер-министр Украины Юрий Ехануров, стоявший у истоков украинской приватизации и фонда государственного имущества Украины. Неизвестно, где есть сейчас Юрий Ехануров, закончивший в свое время школу в селе Буй Бичурского района Бурятии, и как на нем отразилась война на Украине. Возможно, ему было бы что сказать своим землякам по этому поводу, ибо бурятский флаг, хоть и трехцветный, но голубая волна на нем тоже расположена выше желтой.
Причем, если на Украине блакитный и жовтый занимают равные пропорции, то в Бурятии голубая полоска аж в два раза больше желтой (между ними вклинилась еще и белая полоса), а значит, и последствия могут быть на порядок круче. После того, что произошло на Украине, вчерашние толкования школьных учителей про мирное небо (синий) и золотую пшеницу (желтый) на нашем флаге отчего-то такими уже не кажутся. После репортажей из телевизора, денно и нощно показывающих нам ужасы войны, куда больше верится в то, что синий над желтым означает «вода заливает солнце», а синий — это непременно цвет депрессии, неуверенности и печали.
Как иначе объяснить, почему в Бурятии стали происходить события, которые до того здесь невозможно было и представить? Как рядовые выборы ректора БГУ вдруг переросли в митинги и демонстрации, приправленные откровенно политическими лозунгами, никакого отношения к учебному заведению дотоле не имеющие?
Как депутат Госдумы Вячеслав Мархаев, взобравшись на высокую трибуну, додумался заявить о том, что самое главное качество будущего ректора в Бурятии — это то, что он бурят, а не крупный ученый, управленец, красавец-мужчина или выдающийся общественный деятель? Кто еще вчера мог подумать, что спикер Гершевич, другой красавец-мужчина, до последнего демонстрировавший всю силу и мощь своих мускулов, согласится уйти в добровольную отставку и даже сам назначить ее день и час?
Всем понятно, что в Бурятии надо что-то срочно предпринимать, и чем скорее, тем лучше. Когда все попытки, начиная от «умного правительства» и заканчивая институтом проектных менеджеров, перепробованы, не пора ли просто перевернуть флаг вверх ногами, сделать этот жовтый над блакитным и просто посмотреть, что будет. Хуже не будет уж точно.
Недосказанная символика
Соёмбо, расположенное на государственном флаге Бурятии, представляет собой только часть соембо монгольского мира, в чем некоторые историки видят ошибку. Сегодня мы приводим два мнения на этот счет.
Батор Егоров, кандидат исторических наук:
— Я косвенным образом был свидетелем создания флага Бурятии в 1992 году, поскольку мой научный руководитель доктор исторических наук В.Н.Абаев входил в творческую группу, готовившую новую символику для республики. Мы долго разговаривали на эти темы. Ничего не могу сказать в отношении цветов, я не специалист по геральдике, но в отношении знака соембо, расположенном в левом верхнем углу флага, мнение у меня есть. Соембо — это старинная идеограмма, закодированная программа всего монгольского народа, которая берет свое начало еще со времен гуннов.
В Монголии соембо вошло в государственную символику с 17-го века и включает в себя три языка пламени, венчающие эмблему, — символ процветания народа в прошлом, настоящем и будущем, ибо огонь у монголов издревле означает продолжение семьи, рода. Под огнем изображены солнце и месяц — древние тотемы монголов, о которых в старинных преданиях говорится: «Мы народ, чей отец — молодой месяц, чья мать — золотое солнце».
Два треугольника вверху и внизу обозначают наконечник копья или стрелы, обращенные острием к земле, символизируют победу и готовность народа отстаивать свою свободу и независимость. Прямоугольник является символом прямоты, честности и благородства. Две геометрические фигуры в верхней и нижней части соембо говорят: «Пусть каждый — и низы, и верхи — будет честен и прямодушен в служении родине».
В центре соембо находится древний знак, изображающий двух рыб, бесконечно вращающихся по замкнутому кругу, как символ бдительности, разума и мудрости. Две вертикальные полосы по бокам эмблемы обозначают дружбу и стойкость, и смысл их таков: «Пусть весь народ будет дружен, сплочен, и тогда он будет подобен нерушимой каменной крепости».
На бурятском же флаге вынесены только три элемента монгольского соембо — языки пламени, солнце и месяц. Эти же три элемента соембо изображены на флаге Внутренней Монголии, на флаге бывшего Агинского автономного округа, что вызывает огромное недоумение в монгольском мире. Может, на уровне правительства Монголии этот вопрос и не поднимается, но все, кто имеет контакт с монголами, знают: «половинчатое» соембо на бурятском флаге вызывает у них откровенное неприятие.
Также следует отметить, что каждый монгол, от мала до велика, знает наизусть значение всех элементов символа соембо. Это не просто значок, он передает дух народа, что внушает только уважение к государственной символике. Считаю, что на бурятском флаге и гербе следовало изобразить полную символику соембо, либо не изображать его совсем.
Эрдэм Дагбаев, доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии БГУ, вице-президент Всебурятской ассоциации развития культуры:
— Размышления украинского политика очень интересно и полезно для нас, позволяет перекинуть мостик и к символике нашего флага, поскольку очевидно, что в Бурятии мы видим те же самые цвета. Причем полезно оно не с точки зрения: давайте все менять, а с точки зрения понимания, почему у нас так, а не иначе. Даже если в результате таких дискуссий жители Бурятии лишний раз просто поднимут голову вверх и посмотрят на флаг, который десятилетиями развевается над их головами, в конце концов, запомнят порядок расположения цветов на нем, — уже великое дело.
Флаг Бурятии был утвержден в 1992 году как символ новой государственности, авторы объясняли свой выбор цветов так. В бурятском мифологическом пантеоне, где боги и духи делятся на добрых и злых, ведущее место в ряду покровительствующих людям добрых сил занимают Хухэ Мунхэ Тэнгри («Синее Вечное небо») и Улгэн Дэлхээ Эхэ («Необъятная Мать-Земля»). Вечное синее небо — это и есть верхняя синяя полоса, потому оно и наверху, над желтым. Тогда законодатели видели эти символы так, и, наверное, были правы.
У бурят никогда не было своего государства, чтобы говорить о многовековых традициях и их преемственности, соответственно, не было и символических государственных цветов. Мы выбрали эти цвета (синий, белый, желтый) исходя из особенностей развития своего народа. Если в Китае желтый цвет считается императорским цветом, до определенного времени только император мог ходить в одеждах такого цвета, то для нас это цвет буддизма. На нашем флаге этот цвет обозначает именно это, хотя это тоже спорный вопрос, поскольку Бурятия не всегда была буддийской.
Особенности нашей истории таковы, что мы никогда не жили, как монголы, в своем отдельном государстве, не решали тех вопросов, которые решали они (вечная борьба с Китаем и тому подобное), потому и сугубо монгольское соембо не может нести для нас всех тех значений, которые они имеют для представителя Монгольского государства. В их глазах мы люди не самостоятельные, и это вполне объяснимо. Ведь даже полосы на бурятском флаге расположены в соответствии с европейскими канонами, а не азиатскими, то есть на бурятском флаге они располагаются горизонтально, а на монгольском вертикально.
Понятно и почему даже по прошествии двадцати лет «возвращения к истокам» мы лучше знаем, что такое Кремль и Красная площадь, чем значение цветов на флаге Бурятии, не говоря уже о половинчатом соембо в левом верхнем углу. Эти три элемента соембо — языки пламени, солнце и месяц — являются нашей общей монголоязычной символикой, потому и были перенесены на наш флаг, а все остальные элементы в монгольском соембо отражают историческую ситуацию в Монгольском государстве 17-го века.
Этот момент хорошо вписывается в дискуссию в среде этнических бурят на тему, в каком контексте должна развиваться Бурятия. Либо следует сближаться с монголами, поскольку мы одной крови и так далее, либо буряты не монголы, как украинцы сегодня говорят, что они не русские.
Мне ближе позиция, что при наличии общих корней мы все же сформировались, выросли, обрели самостийность в составе Российского государства. Поэтому у нас очень много нюансов, которые отличают нас от остального монгольского мира. Эти нюансы надо знать и уметь их объяснять, и не бояться говорить на эти темы, которые сами по себе чрезвычайно интересны.
Фото: egov-buryatia.ru/