Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
6 июля 2018 28124

Монгольский Шаманизм: прошлое и настоящее

Автор: Майдар Сосорбарам

На ранних стадиях он был неразрывно связан со всеми аспектами общественной жизни и с племенной организацией монгольского общества. Затем на него повлиял буддизм, произошло смешение. В социалистические годы 20-го века он был сильно репрессирован и возродился позже.

Реклама

Монгольский шаманизм, именуемый монгольской народной религией, а иногда и Тэнгэризмом, относится к анимистической и шаманской этнической религии, которая практикуется в Монголии и ее окрестностях (включая Бурятию и Внутреннюю Монголию), по крайней мере, с момента начала истории. Монгольский эндоним - это Бөө Мөргөл (поклонение шаманам).

Желтый шаманизм (Шарын бөө) - это термин, используемый для обозначения конкретной версии монгольского шаманизма, который принимает выразительный стиль буддизма. «Желтый» указывает на буддизм в Монголии, поскольку большинство буддистов принадлежат к тому, что называется гелугом или «желтой сектой» тибетского буддизма, члены которого носят желтые шляпы во время службы. Этот термин также служит для того, чтобы отличить его от формы шаманизма, на которую не влияет буддизм (по словам его приверженцев), называемый черным шаманизмом (Харын бөө).

Черный шаманизм (Харын бөө) - это своего рода шаманство, практикуемое в Монголии и Сибири. Он специально противоположен желтому шаманизму, который включает в себя ритуалы и традиции из буддизма. Буддизм вошел в Монголию в 16-м веке после преобразования Алтан-хана. В 1691 году, после того как Внешняя Монголия была аннексирована династией Цин, буддизм стал доминирующей религией всего района, и шаманизм начал включать буддийские элементы. Насильственное сопротивление в 18-м  веке охотничьих племен Северной Монголии против (буддийской) правящей группы, халх-монголов, привело к созданию черного шаманизма.

Монгольский шаманизм сосредоточен на поклонении тэнгри (богам) и высшему Тэнгэру (Небеса, Бога Небес, Бога) или Хормуст Тэнгэр. В монгольской народной религии Чингисхан считается одним из вариантов Тэнгэра, если не основным. Мавзолей Чингисхана в Ордосе, во Внутренней Монголии, является важным центром этой традиции поклонения.

Монгольский шаманизм - это всеобъемлющая система веры, которая включает в себя медицину, религию, почитание природы и поклонение предкам. Центральным элементом системы были действия мужских и женских заступников между человеческим и духовным миром, шаманами (Бөө) и шаманками Удган).

Они были не единственными, кто мог общаться с духовным миром: вельможи и руководители кланов также выполняли духовные функции, как и простые люди, хотя иерархия монгольского кланового общества отражалась и в способе поклонения.

Клаус Гессе описал сложную духовную иерархию в клановом монгольском обществе, основанном на источниках, которые восходят к 13 веку. Самая высокая группа в пантеоне состояла из 99 тэнгри (55 из них доброжелательных или «белых» и 44 страшных или «черных»), 77 надигаев (начигай) или «земляных матерей», помимо прочих.

Тэнгри были призваны только лидерами и великими шаманами и были общими для всех кланов. После этого доминировали три группы предков.

«Властелины-духи» были душами лидеров кланов, к которым любой член клана мог обратиться за помощью. «Защитники-духи» включали души великих шаманов и шаманок. «Хранители-духи» состояли из душ более мелких шаманов (Бөө) и шаманок (удган) и были связаны с определенной местностью (включая горы, реки и т. д.) на территории клана.

Различие между большим и маленьки, белым и черным (в шаманах, тэнри и т. д.) также формировалось в классовом разделении трех дальнейших групп духов, состоящих из «духов, которые не были введены шаманскими обрядами в общение с духами предков", но которые, тем не менее, могут быть вызваны на помощь, их называли "трое, принимающие мольбы" (залбиралын гурван). Белые были из дворян клана, черные - простолюдинов, а третья категория состояла из «злых духов рабов и нечеловеческих гоблинов».

Белые шаманы могли только поклоняться белым духам (если они призывали черных духов, они «теряли свое право поклоняться белым духам»), черные шаманы - только черным духам. Ранг черный или белый присваивался духам по социальному статусу и шаманам «в соответствии со способностью и назначением своего предкового духа».

Почитание Чингисхана

Общенациональное почитание Чингисхана существовало до 1930-х годов, в центре которого находилась святыня, в которой сохранились мистические реликвии Чингисхана, расположенные в Ордосе региона Внутренняя Монголия в Китае. Японцы во время оккупации Китая пытались завладеть мощами, чтобы катализировать про-японский монгольский национализм, но они потерпели неудачу.

В пределах Монгольской Народной Республики (1924-92) монгольская национальная религия была подавлена, а святыни Чингисхана разрушены. Во Внутренней Монголии, в остальном, поклонение культурному герою сохранялось; там остались наследственные хранители святынь, сохранившие древние рукописи ритуальных текстов, написанные частично на непонятном языке, называемом «языком богов».

С созданием Китайской Народной Республики китайцы объединили монгольский национализм в новое государство и построили Храм Чингисхана (или Храм Господа, как его называют на монгольском языке) в городе Ордос, где они собрали старое святилище, назначили смотрителей и субсидировали ежегодные выплаты.

Во время советского господства в Монгольской Народной Республике все виды шаманизма были подавлены; после 1991 года, когда эпоха советского влияния была закончена, религия (включая буддизм и шаманизм) вернулась.

Недавние исследования антропологов показали, что шаманизм по-прежнему является частью монгольской духовной жизни; например, Агнес Бирталан записал серию призывов и песнопений важному божеству Даяну Дээрху в 2005 году в аймаке Хубсугул.

В июне 2017 года профессора психологии Ричард Нолл и Леонард Джордж провели полевые работы среди монгольских шаманов и отправили на YouTube семь коротких видеороликов «Летнее солнцестояние» (Улан-Тэргэл) или «огненный ритуал», который проходил около полуночи примерно в 20 км от Улан-Батора. Мероприятие было организовано Жаргалсайханом, главой Корпоративного союза монгольских шаманов, и было закрыто для туристов.

Территория бурят, живущих вокруг Байкала, была захвачена Российской Империей в 17-м веке и начала принимать буддизм в 18-м веке, в то же время они признавали себя монголами. В какой-то степени бурятский шаманизм, смешанный с буддизмом, является предметом спора среди ученых.

Разделение 19-го века между черно-белым шаманизмом, где черный шаманизм призывал злых божеств, чтобы принести людям несчастье, а белый шаманизм призывал добрых божеств к счастью и процветанию, полностью изменилось к 20-му столетию. Сегодня черный шаманизм вызывает традиционных шаманских божеств, тогда как белый шаманизм вызывает буддийских божеств и рассказывает буддийские заклинания, но делает черные шаманские обряды. Белые шаманы поклоняются Сагаану Убгэну и Бурхану Гарбалу («Предки Будды»).

Распространение бурятских шаманов в период с 1990 по 2001 годы анализируется как один из аспектов исторического и генетического «поиска корней» среди маргинализированных бурятских народов Монголии, России и Китая, считает Иппей Шимамура, доцент кафедры культурной антропологии и монгольских исследований  Университета префектуры Сига в Японии.

Предаваемая забвению в течение 70 лет при коммунистическом правлении, древняя практика шаманизма была защищена конституцией Монголии с 1992 года. Теперь считается, что в Монголии насчитывается более 10 000 шаманов.

В начале июля текущего года в Национальном музее Монголии в Улан-Баторе открылась выставка под названием «Монгольские традиционные кумиры и убеждения». Выставка продлится до 25 августа.

На выставке представлены головные уборы, которые применяются как инструменты, позволяющие духам использовать тела и голоса шаманов. Важный атрибут для монгольских шаманов разделяют все другие шаманизмы Внутренней Азии.

Монгольские шаманские бубны могут включать в себя Онгон или шаманский предковый дух, как в бубне, описанном Кэрол Пегг, где рукоятка бубна представляет этот Онгон. Кожаная мембрана бубна часто была сделана из кожи лошади, сам бубен был вроде «седла, на котором едет шаман, или горы, несущей призванный дух шаману».

В сюжете: шаманизм в Монголиишаманышаманизм в Бурятиишаманизм в Азиишаманский обряд

Похожие материалы

2 июня 881

В Туве пройдёт IV Международный фестиваль шаманизма «Дунгур»

Мероприятие состоится в конце июня и будет посвящено 100-летию Монгуша Кенин-Лопсана.

13 января 35534

Шаманский дух, приходящий из Кореи. Или из Японии?

В бурятском шаманизме существует культ онгона Абагалдая, не только не утративший популярности за годы советского атеизма, но и набравший исключительную популярность в последние десятилетия.

20 июля 2024 1961

2025 онд Тувад болох бөө нарын наадамд бусад улсаас оролцогчид чуулна. ВИДЕО

Арга хэмжээг Кызыл орчимд Мөнгүн Булагт зохион байгуулахаар төлөвлөж байна.

18 июля 2024 2775

В Туву на фестиваль шаманов в 2025 году приедут участники из других стран. ВИДЕО

Мероприятие планируют провести в Монгун-Булак в Кызыле.

Первая полоса

5 ноября 884

Бурятия представлена в «Дальневосточном экспрессе» в московском метро

Сегодня 1

Правительство Монголии объявило 2027 год Годом укрепления здоровья

Членам правительства, а также губернаторам аймаков и столицы было поручено обеспечить реализацию всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, и оказать им всестороннюю поддержку.

Сегодня 16

Инвесторы представили планы по созданию курорта «Волшебный Байкал»

В Улан-Удэ состоялось рабочее совещание, ключевой темой которого стала практическая реализация масштабного федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал».

Реклама
Сегодня 21

Владимир Путин открыл волейбольный центр в Улан-Удэ

Стоимость проекта составила 260,6 млн рублей, в том числе федеральное финансирование в размере 183 млн рублей.

Сегодня 24

Бурятия готовится к 200-летию Эгитуйского дацана

Праздничные мероприятия запланированы на 24-25 июля 2026 года.

Реклама

Популярное

  • 31 октября 2900

    Правительство Бурятии оказывает содействие следствию по делу о производстве БПЛА «Буря-10»

  • 1 ноября 2474

    Монголия и Великобритания проводят совместное исследование рисков в сфере кибербезопасности

  • 1 ноября 2433

    Достигнуты важные договорённости о развитии транспортного коридора Забайкальск-Маньчжурия

  • 1 ноября 2356

    Глава Тувы посетил Республику Калмыкия

  • 1 ноября 2354

    Ветераны СВО запускают свой бизнес в Бурятии

  • 1 ноября 2294

    Забайкальский край укрепляет транспортную инфраструктуру и сотрудничество с Китаем: новые инициативы и проекты

  • 1 ноября 2276

    В Народном Хурале предложили усилить санкции за нарушение правил торговли

  • 2 ноября 2264

    Правительство России утвердило обновлённый перечень мероприятий мастер-планов городов Дальнего Востока

Сегодня 34

"Халхин-Гол. Тангариг" - женское лицо войны

В постановке, принесшей Буряад театру престижную премию «Золотая маска», играют артисты, которые специально прибыли из Монголии.

Сегодня 307

7 ноября состоится IX встреча министров туризма Монголии, Китая и России

Целью встречи является углубление трёхстороннего сотрудничества в сфере туризма путём обсуждения совместных инициатив и проектов.

Сегодня 309

Германия окажет Монголии помощь в военной подготовке в рамках нового оборонного соглашения

В рамках соглашения правительство ФРГ выделило 1 миллион евро на повышение уровня подготовки и развитие материально-технической инфраструктуры Вооружённых сил Монголии.

Сегодня 286

В городе Хунну начинается строительство станции очистки сточных вод

Компания “Comfort Impex”, подрядчик по строительству станции очистки сточных вод в городе Хунну, и администрация города Хунну подписали соглашение о сотрудничестве.

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Сегодня 294

В Бурятии представили проекты по поддержке ветеранов СВО и их семей

На базе «Нарата» в Улан-Удэ социально ориентированные организации поделились успешными мерами поддержки участников СВО на ярмарке «Люблю свою Республику».

Сегодня 305

Монгольские учёные принимают участие в международной конференции по изучению хунну

Ученые из Института археологии Монгольской академии наук и Национального музея Чингисхана приняли участие в Международной конференции по изучению хунну, прошедшей в Будапеште, Венгрия.

Самое важное

10 октября 2024 48131

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 48114

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 47929

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 48972

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок