О чем думает монгольский пастух?
Когда я впервые приехал в Монголию, я практически не знал, с какими людьми мне придётся общаться.
Если бы люди, начиная что-то новое, знали, что их ожидает впереди, то, наверное, больше половины всех проектов так и не было бы реализовано.
Кто такие монголы? Чем и как они живут и о чем мечтают? Не обобщать сложно. Сколько людей — столько и разнообразия среди них. Конечно, можно выделить характерные черты, которые характеризуют современную монгольскую нацию. Я не ставлю перед собой цель показать только положительные черты характера этого кочевого народа. И у меня нет желания искать что-то негативное в них. Постараюсь показать и то, и другое.
Погрузив свою небольшую поклажу в поезд, я помчался на встречу неизведанному. Если честно, сначала мне казалось, что у меня не возникнет проблем с общением. Я думал, что монголы похожи на нас. Пусть не внешне, но внутренне. Как ни как, общие 70 лет истории наших народов должны были наложить отпечаток на их мышление и поведение. Но очень скоро мне пришлось убедиться, что мы — русские и монголы — очень разные не только по традициям, но разные и по характеру, темпераменту, привычкам и многому другому.
Приехав сюда, первое время я считал, что мы (русские) являемся их “старшими” братьями.
Где-то глубоко внутри сидело чувство некого превосходства. Наверное, то же самое испытывали европейцы по отношению к индейцам, когда колонизировали американские континенты. Чувство превосходства во всем было на тот момент побудительным мотивом моих действий — мне хотелось помочь монголам… стать лучше? У русских есть такая пословица – «со своим уставом в чужой монастырь…». Вот у меня было что-то подобное.
Я почему-то хотел донести до них своё представление о жизни и о том, как надо работать. В расчет не принималось то, что у монгольского народа веками формировался свой собственный взгляд на жизнь, собственные традиции, которые уходили своими корнями глубоко в историю этого народа.
Монголы – это кочевники. Кочевой образ жизни сформировал за многие столетия их мышление и отношение к окружающему.
Представьте себе пасущийся скот. Идёт он медленно и на ходу жуёт травку. Где-то в сторонке также неспешно едет на своей лошадке пастух. Он смотрит по сторонам: на пасущихся коз, овец и лошадей, синее небо, степи и горы, реки и долины, леса и перелески, которые окружают его, и думает пастух свои неспешные думы.
Любопытство – это не отрицательная черта характера монгола, это жизненная необходимость. Через созерцание монгол получает всю необходимую для него информацию.
Это люди, которые живут пастушьим трудом, живут в юртах, часто без электричества и телевидения. Это всё равно, что вы пошли в поход и живёте несколько дней в палатке. Экзотика! Но экзотика только на несколько дней, а потом — домой, в город, под душ и к телевизору. А пастухи живут так всю свою жизнь.
Правда, сейчас цивилизация сделала большой шаг им навстречу: у многих стали появляться солнечные батареи, которые днём заряжают автомобильные аккумуляторы у них в юртах, что даёт возможность многим семьям смотреть телевизор и слушать радио. Но, опять же, это зависит от благосостояния пастушьих семей.
О чём думает монгольский пастух, когда едет на лошадке за пасущимся стадом? Он думает о том, чтобы его животные были накормлены и защищены. Чтобы они за лето нагуляли жир и были сильными, ибо зимы в Монголии бывают очень холодными и суровыми. Чтобы детёныши коз и овец родились крепкими и здоровыми. Чтобы коровы хорошо доились, чтобы цены на шерсть ещё больше выросли. Много о чем думает пастух, сидя в своём седле. И так происходит изо дня в день. Всё одно и то же. Жизнь как бы замирает и движется по одному кругу. Время останавливается.В Монголии нет суеты, нет спешки, нет раздражения, если кто-то опаздывает.
Опоздать на 15-30 минут от назначенного времени – это норма. И с этим ничего нельзя сделать. Вначале я с этим боролся, потом смирился, затем приспособился.
Я понял одну важную вещь в общении с монголами: не надо стараться их переделать и заставить их жить так, как это нужно нам.
Монголы – очень легкие на подъём. Опять же – это на генетическом уровне любовь к движению. Они не могут сидеть на одном месте. Пастухи и их семьи кочуют с места на место как минимум 4 раза за год — летом, весной, осенью и весной. Очень помогает им в этом их легко разборное жилище, которое называется юртой. Собрать или разобрать монгольскую юрту можно очень быстро, в течение одного часа.В доме, где я живу, за пять лет сменилось более 50% жильцов. Период смены жилья у монгол начинается в осенне-весенний период. Не проходит и месяца, как из моего дома кто-то уезжает и кто-то приезжает на их место.
У монголов нет выдающихся учёных. Зато каждый второй монгол одарён от природы музыкальным слухом и голосом, у них много художников, которые пишут прекрасные картины о монгольской земле, о жизни и быте кочевников.
Монгольские песни – они везде: едешь ли ты в машине или в автобусе, всегда слышишь неспешные монгольские мелодии, в которых поётся о родителях и их детях.
Я встречал очень многих монголов, которые ценят дружбу и готовы отдать последнее, лишь бы помочь.
Время летит и весь мир стремительно меняется. Меняется и Монголия, потому что она все-таки не изолирована от всего остального мира.
Я искренне верю в то, что у этой нации останется и сохранится всё то хорошее, иногда по-детски наивное, что веками было присуще этому кочевому народу.
Источник: ross.msk.ru
В сюжете: Монголиямонголыкочевникимонгольская культурапастух