Буряты – пора принять свою историю как она есть, и жить дальше
Мысли автора АРД Евгения Хамаганова с круглого стола об истории бурятского народа.
Честно говоря, не хотел идти на это собрание «О происхождении бурятского народа» 23 октября. По таким круглым столам, конференциям, и прочим сборищам отходил уж лет десять. Но сегодня, если честно, был удивлен общим наличием собравшихся. Можно сказать, весь цвет бурятской интеллигенции, практически весь Институт монголведения, бурятоведения и тибетологии СО РАН, главные редакторы и генеральные директоры СМИ, общественные деятели, собрались в зале. Рядом сидели живые легенды бурятской науки – Шираб Чимитдоржиев, Булат Зориктуев, Даба Нимаев. Мимо проходил, окликнул и поздоровался режиссер Баир Дышенов.
В холле промелькнул автор АРД Николай Цыремпилов, мой друг, еще один мой товарищ, востоковед Жаргал Бадагаров, поделились впечатлениями с президентом «Наследия Оэлун» Еленой Бундаевой, редактором «ГазетыРБ» Татьяной Олзоевой, поздоровался с Владимиром Будаевичем Цыбикдоржиевым, отцом автора АРД Доржи Цыбикдоржиева, с Норжимой Цыбиковой, легендой «Ариг Уса», познакомился с Баиром Нанзатовым, научным сотрудником БНЦ, кивнул и как всегда усмехнулся советник главы РБ Жаргал Дагбаев, Намжилма Нанзатовна Бальжинимаева сказала теплые слова про мои публикации, потом подошел профессор Николай Абаев, и сказал – читайте меня! Все поймете!
В общем, в плане – отпозиционироваться и показать «морду лица» было все довольно плодотворно.
Хочу сказать особое, персональное спасибо Булату Раднаевичу Зориктуеву, доктору исторических наук.
В отличие от своих коллег, Ширапа Чимитдоржиева и Владимира Хамутаева, в разные годы – президентов Конгресса бурятского народа, Булат Зориктуев занимался наукой, и не входил в общественную деятельность.
Но если дело касалось принципиальных, объективных, исторических вопросов – Булат Раднаевич дрался, как лев. И сегодня он опять проявил свой характер.
- Наука в жизни любого общества всегда имела, и будет иметь огромное значение. Потому что есть очень правильные слова. У того, кто не знает своей прошлой истории, нет настоящего и будущего. Если мы не будем знать свою прошлую историю, отсюда можно наделать ошибок. А знание истории может предостеречь от ошибок, - заявил Булат Зориктуев, когда ему вручали Государственную премию Бурятии в номинации «Гуманитарные науки».
За этим названием кроется фундаментальный научный труд об истории Бурятии и бурятского народа.
Б.Зориктуев
Я прекрасно помню совещание в БНЦ СО РАН, куда был приглашен директор института истории Сибирского отделения Российской академии наук Владимир Александрович Ламин. И тогда практически все маститые ученые, профессоры, докторы наук, дрожа от какого-то то ли страха, то ли желания выбить денежку, утверждали – да, было добровольное вхождение Бурятии в состав Российского государства! В каком году – да, это вопрос, но было!
И тут встал на трибуну Булат Раднаевич. Тихим голосом он разбил все доводы своих коллег, но увы, услышал его только член-корреспондент РАН Владимир Ламин.
- История, она не продажная девка. Она девушка честная, - так отреагировал на попытки фальсификаций Владимир Александрович.
К сожалению, и ныне голос Булата Зориктуева, скорее всего, не будет услышан.
А он, упорно и неуклонно, утверждает три основных пункта, которые направлены против мистификации бурятской истории:
1. Никакого добровольного вхождения бурятских племен в состав Российской империи не было. Было сопротивление, которое продолжалось около ста лет, более того – против русских воевать приехали хори-буряты, которые помогли эхиритам и булагатам сдерживать вторжение.
2. Наименование «буряты» вовсе не идет от «Сокровенного сказания монголов», написанного в XIII веке. Это гораздо позднее переименование, идущее от слова «бурад» - лесные племена. В ранних русских описаниях вообще фигурирует слово «буреты».
3. Ни Чингисхан, ни его старший сын Джучи не покоряли так называемых «бурятов». Их войска прошли по территории нынешей Тувы и ушли в Минусинскую котловину, где жили тумэн-кыргызы. Никакого бурятского сопротивления войскам монголов не было. А слово «буряты» в «Монгол туухэ бичиг» возникло из-за трудностей перевода, это, по версии Зориктуева – была небольшая речка у Хубсугула.
То есть, возникает вопрос – если халха-монголы это топоним, то бурят-монголы это вообще гидроним?
По большому счету, все, что написал Исай Калашников в романе «Жестокий век», что хори-туматы жили у слияния Уды и Селенги (то бишь, на месте нынешнего Улан-Удэ), и героически сопротивлялись нашествию монголов – конъюнктурные выдумки. Тогда надо было показать, что де, Дайдухул-сохор и его жена Ботоохон-тарган бились против полководцев Чингис-хаана. Дескать, буряты тоже бились, как русские под Рязанью, Коломной и Киевом. Туматы и хори вообще, по данным историков, два разных племени, живших довольно далеко друг от друга. Почему их объединил автор «Сокровенного сказания» - это отдельная и долгая история.
Вот, большой русский брат выразит признательность – Да, вы, браты, тоже рубали Чингиску и его ханят, ай молодцы…
К вопросу об истории как о принципе политической конъюнктуры уже много чего было сказано. В комментариях на АРД писали, что двухтомник об истории бурят-монголов, выпущенный перед 350-летием «добровольного вхождения» был уничтожен, потому что в нем содержались многие вещи, неприемлемые для нынешних властей. О почти столетнем сопротивлении русской агрессии. Именно агрессии, будем уж называть вещи своими именами. Так называемые первопроходцы приходили не на Луну, не на Марс, а на землю, заселенную издревле, как подчеркивает Шираб Чимитдоржиев – еще за полторы тысячи лет до рождения Христа, на этой земле жили предки бурят-монголов.
В итоге, сейчас вопросы истории стали актуальны, как никогда. Но – будут ли они очередным фактором, вносящим межнациональную рознь, или всем, в итоге, придется смириться с тем, что да, русские убивали бурят, тунгусы, ища спасения от бурятской жестокости, бежали к воеводам на поклон, монголы огнем и мечом пытались возвратить своих данников, казаки годами держали в острогах аманатов – заложников, за которых получали «мягкую рухлядь».
Не пора ли действительно смириться с фактами истории, во многом неприемлемой. В советское время насаждался факт «дружбы народов», о добровольном вхождении Бурятии в состав Российского государства. Эти мифы и сейчас удобны, что для русских буряты были «брацкими», при том, что эти «братья» сожгли несколько острогов.
Не пора ли действительно признать все факты, не прикрываясь «добровольным вхождением»? Да, некоторые племена действительно признали власть «Сагаан-хана», но только из-за того, что на границах Бурят-Монголии уже стояли войска маньчжуров. И по большому счету, именно русский посол Головин, друг Петра I, защитил земли бурят от поголовного истребления, коему, скажем, подверглись ойраты, в итоге вынужденные бежать в прикаспийские степи.
Приходит пора признания. Что история бурят-монголов, русских, тунгусов, тофаларов, да вообще всех народов Сибири – не так хороша и однозначна. Принять это, и жить дальше.
PS: Выйдя на улицу, подышать, услышал фразу, от проходящей мимо бурятки: «Печкэеэ мунѳѳ топлидларэйла». Какой там круглый стол, Чингис-хаан, русские, монголы…Вот такая наша действительность.