"Будду оскорбить невозможно"
Буддисты России раскручивают кампанию за запрет использования своей символики в коммерческих целях. Возмущение верующих в разных регионах вызывает международная ресторанная сеть, включившая в свое наименование имя основателя учения о благородных истинах и установившая изображения Будды в интерьере своих заведений.
По сообщению сибирских СМИ, жительница Санкт-Петербурга написала заявление по поводу оскорбления чувств буддистов красноярским заведением Buddha Bar. По информации «Новостей ТВК», «ведется расследование – вызывают религиоведа и будут отправлять запрос в дацан в Бурятию». Согласно тому же источнику, представители ресторана направили объяснительную в прокуратуру. В других сибирских регионах, Тюменской и Кемеровской областях, прокуратура уже пришла к выводу, что местные заведения Buddha Bar нарушают законодательство о рекламе и права верующих граждан.
«Будды в развлекательном заведении носят негативный характер в отношении религиозных убеждений лиц, исповедующих буддизм, что является для их религиозных чувств оскорбительным», – цитируют определение кемеровской облпрокуратуры местные издания.
Еще летом на сайте change.org жительницей Улан-Удэ была размещена петиция с призывом: «Запретите «Будда Бары» по всей России». По мнению заявительницы, президент России, Госдума, Минкульт и Генеральная прокуратура должны «запретить использование имени, статуй и изображений Будды и буддийских божеств, а также буддийской атрибутики и символики в развлекательных заведениях по всей Российской Федерации: клубах, барах, караоке-барах, ресторанах». Тогда настоятель Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев прокомментировал эту петицию для интернет-газеты «Фонтанка»: «Бары являются увеселительными заведениями, и, конечно же, нахождение изображений Будды в этих местах, согласно канонам, нежелательно. И в буддийском регионе вряд ли бы позволили открытие таких заведений. Верующие имеют право на свое мнение, они могут выступать мягко или категорично, мы не можем им сказать: «Остановитесь». Но буддизм – религия очень спокойная, веротерпимая, сострадательная. Все остается на совести людей, которые такие бары открывают».
«Буддисты, которых у нас в стране где-то около миллиона, – люди разные, – поделился своим мнением с «НГР» главный редактор журнала «Буддизм России» Андрей Терентьев. – Среди них люди с разным уровнем образования, с разными типами личности, эмоций, с разным пониманием буддизма. И у них, естественно, бывают разные мнения. Когда в стране нагнетается обстановка агрессивности к всяческому инакомыслию, когда высокопоставленные чиновники позволяют себе обзывать оппонентов «мразями», а религиозные «активисты» – громить выставки, наиболее внушаемым буддистам тоже хочется поучаствовать в «охоте на ведьм» и на своем, буддийском, поле».
«Не скажу, что для петиции, поданной бурятской женщиной, совсем нет оснований, – продолжает эксперт. – Меня, честно говоря, тоже неприятно удивила вывеска «Будда Бар», когда я впервые ее увидел. Однако какой-то попытки оскорбить чувства верующих я в этом не усматриваю. Понятно, что это просто коммерческий ход, успешно эксплуатирующий интерес к буддизму, выросший во многих странах. Даже в тибетских ресторанах – например, в Москве – вы увидите множество буддийских изображений, поставленных там просто как часть экзотического интерьера, – и там рядом с этими изображениями тоже пьют водку и развлекаются. Это, к сожалению, происходит во многих странах, и такой процесс не остановить. Однако, может быть, и на кого-то из посетителей подобных заведений лик спокойно и мудро улыбающегося Будды произведет благое впечатление, поможет удержаться от опрометчивых поступков? Я вспоминаю, как мой бурятский учитель Жимба-Жамцо Цыбенов отдал чрезмерно разросшееся у него дома дерево «бодхи» – из привезенного со Шри Ланки отростка того самого дерева, под которым Будда Шакьямуни достиг пробуждения (буддийская святыня!) – в поселковый ресторан, куда ходили гулять офицеры из соседнего военного санатория. Почему нет, ведь в каждом есть природа Будды!»
«А Будду, конечно же, оскорбить невозможно. И невозможно представить себе, что он «рассердится» на владельцев «Будда Баров». Однако в центрах этнического буддизма такого рода названия, конечно, были бы неуместны, вызывали бы враждебность простого люда. Наверное, владельцы «Будда Баров» и сами это понимают и, например, в Улан-Удэ не станут открывать что-то подобное», – резюмирует Терентьев.
Заметим, что борьба с коммерческим использованием изображения Будды ведется не только в России. В странах традиционного распространения буддизма также время от времени граждане обращаются с подобными жалобами в правоохранительные органы. Так, в марте 2015 года за рекламу ночного заведения, где использовалось изображение Будды в наушниках, были приговорены к двум с половиной годам тюрьмы трое предпринимателей, причем один из них – иностранец.