Далай-лама: "Порой я называю себя наполовину буддистом, наполовину ученым"
В Улан-Баторе прошла международная конференция «Буддизм и наука».
В ослепительных лучах утреннего солнца кортеж Его Святейшества Далай-ламы пробирался сквозь плотное движение в центре Улан-Батора к одному из отелей, месту проведения встреч тибетского духовного лидера.
Первым делом Его Святейшество побеседовал со 150 членами Центра Джецун Дампы. Директор центра зачитал отчет и рассказал Далай-ламе о различных направлениях общественной деятельности своей организации, которая среди прочего оказывает духовную поддержку заключенным, а также неизлечимо больным пациентам и членам их семей в одной из местных онкологических больниц.
Далай-лама от всего сердца поблагодарил за их труд и рассказал, что в Австралии один из центров Фонда поддержания махаянской традиции также открыл хоспис.
«В прошлом, – произнес Его Святейшество, – буддийские монахи не оказывали людям такую практическую поддержку. Но если они начнут это делать, польза будет колоссальная. Однажды во время моей поездки в Аруначал-Прадеш кто-то из местных жителей очень хвалил христианских братьев и сестер за их действенную помощь, посетовав, что от буддийских монастырей такой помощи не видать, а вот пожертвования они собирают охотно».
Его Святейшество рассказал о своем первом визите в Таиланд и встрече с главой тайских буддистов, сангхарадже. Его Святейшество предположил тогда, что буддийские монахи могли бы служить местному населению, как это делают христианские братья и сестры. Сангхараджа ответил, что призвание буддийского монаха – жизнь в уединении, чтобы ничто не отвлекало от сосредоточения и практики. Однако по мнению Далай-ламы, хотя он и видит всю ценность затворничества, помощь другим приносит колоссальное благо обеим сторонам.
Посоветовав членам центра придерживаться скорее академического, чем религиозного подхода к изучению философии и логики, Его Святейшество повторил слова, сказанные им однажды буддистам в Ладаке: «Многие склонны полагать, будто монастыри пригодны лишь для религиозного поклонения. Но если вы займетесь серьезным изучением буддийской науки и философии и не будете довольствоваться лишь выполнением церемоний, люди начнут осознавать, что монастыри – это скорее центры обучения, где последователь любой веры или неверующий может приобрести знания, полезные в повседневной жизни.
В прошлом некоторые западные исследователи пренебрежительно называли тибетский буддизм ламаизмом из-за ведущей роли лам в ритуалах и церемониях. Однако я не устаю повторять, что тибетский буддизм – прямой наследник традиции монастыря-университета Наланды.
В наши дни все больше и больше людей начинают осознавать, что именно в тибетской традиции можно найти наиболее полную версию учения Будды.
Многие китайские буддисты ценят то, что в тибетской традиции обучению придается особое значение, и считают тибетских ученых-философов прекрасными учителями, вкладывающими в своих учеников гораздо больше, чем просто знание молитв и ритуалов. Таким образом, все большее число китайских буддистов питают живой интерес к изучению тибетского буддизма. А многие западные ученые отмечают, что свойственная тибетскому буддизму строгая логика сродни научной».
Выступая с обращением на конференции «Буддизм и наука», организованной фондом «Тритья Дхарма Чакра» и центром «Джецун Дампа», Далай-лама сказал, что не раз бывал на подобных встречах в странах запада, в Индии и Японии, и сегодня для него большая радость и честь побеседовать с учеными Монголии.
«Порой я называю себя наполовину буддистом, наполовину ученым, – пояснил Его Святейшество. – На протяжении более 30 лет я веду диалог с западными учеными по четырем основным направлениям: нейробиология, космология, физика, и особенно квантовая физика, и психология. Буддийская литература может чрезвычайно обогатить наше понимание этих вопросов, поэтому пользу от наших обсуждений трудно переоценить. Буддийские ученые-философы и практикующие немало почерпнули из современной физики, а западные ученые открыли для себя сокровищницу буддийских знаний об устройстве ума и эмоций».
Говоря о стародавних дружеских узах, связывающих монгольский и тибетский народы, Далай-лама отметил, что даже до распространения буддизма, они жили словно братья и сестры. Со временем в обеих странах начали следовать чистой линии традиции Наланды.
Комментируя доклад Кабью Ньямсамбу из монастыря Гандантегченлинг об этике и нравственном образе жизни, Его Святейшество заметил, что наука привлекает его по двум причинам. Во-первых, она ведет к более ясному пониманию реальности, а во-вторых, научные изыскания могут внести важных вклад в продвижение общечеловеческих ценностей.
Хелен Ван, нейролог и клинический психолог Центра интегральной медицины Ошера при университете Калифорнии в Сан-Франциско сделала доклад под названием «Созерцательная нейронаука и общественно-полезный буддизм».
В ходе научного эксперимента она выяснила, что тренировка в медитации о сострадании не только способствует развитию альтруистического поведения, но и усиливает нейронный отклик на страдания. Она объяснила, что технология распознавания образов позволяет проводить весьма точные измерения активности головного мозга и различных видов ментального поведения.
Его Святейшество добавил, что хотя однонаправленное сосредоточение помогает временно ослабить гнев, аналитическая медитация также очень важна, ведь она позволяет обнаружить причины нашего гнева и увидеть, как с помощью сострадания его можно преодолеть в долгосрочной перспективе.
На обед Его Святейшество пригласили в индийское посольство.
Открывая дневную сессию конференции, Его Святейшество наметил точки соприкосновения буддизма и современной науки: «Мне нравится выделять в буддийском учении три главных раздела: науку, философию, например идеи об относительной и абсолютной истине, и религию, положения которой касаются лишь практикующих буддизм. В наших беседах с современными учеными уже на протяжении более 30 лет мы затрагиваем идеи буддийской науки и философии».
Первый доклад послеобеденной сессии под названием «Буддизм и сопредельная наука», который сделал Б. Болдсайкхан из Института системологии при Монгольском университете науки и технологии, был посвящен медицине и логике. Затем ведущий ученый в области физики К. Намсрай рассказал об идеях, объединяющих квантовую физику и буддийскую философию. Он упомянул глубочайшую связь между абстрактной физической теорией и природой. Завершая доклад, он попросил Его Святейшество помолиться о благе кочевников и пастухов.
Доктор Фадель Зейдан, ассистент-профессор нейробиологии и анатомии и содиректор кафедры нейрологии в Центре интегральной медицины в медицинском университете Вейк Форест, а также сотрудник института «Ум и жизнь» сделал доклад «Нейрология осознанности, медитации и боли». Он сказал, что крайне важно разрабатывать немедикаментозные методы уменьшения боли, подчеркнув огромный вклад, который осознанность вносит в облегчение синдрома тревожности, депрессии, высокого давления и других проблем со здоровьем.
Последним стал доклад биолога Н. Ариуна по теме «Новейшие достижения на стыке биологии и буддизма».
Завершая конференцию, Далай-лама сказал, что данные научных исследований свидетельствуют о базовой милосердной природе человека, и это вселяет надежду.
Сострадание, присущее нам от природы, мы должны развивать с опорой на образование.
Его Святейшество подчеркнул необходимость продвигать идею единства всего человечества, ведь мы все одинаковые, наделенные одной и той же сострадательной природой люди. По мнению Его Святейшества, продвижение этой идеи потребует от нас дальновидности и решимости, и конференции, подобные нынешней, приближают нас к желанной цели.
Фото: Тензин Такла
Источник: savetibet.ru