"Атлас Эмоций" - новый проект Далай-ламы
"Далай-лама, который неустанно проповедует важность внутреннего покоя и одновременно обличает эгоизм и материализм, поручил учёным ответственное задание: помочь светским людям обрести осознанность и сострадательность.
Конечно, это нелёгкая задача. Ради неё Далай-лама основал проект, название которого соответствует столь грандиозным планам: “Атлас эмоций”. Это обширный проект, призванный помочь семи миллиардам людей разобраться в пучине своих чувств и обрести умиротворение и счастье". Это цитата из статьи под названием: "Внутренний покой? Далай-лама создал сайт, чтобы помочь в этом" опубликованной в «Нью-Йорк Таймс».
Далай-лама
Большинство буддийских иерархов не покидают пределов «буддийского сектора». При том, что буддийские учители сегодня успешно применяют дхармические методы для решения психологических проблем современного человека, они, тем не менее, редко выходят за рамки буддийской доктрины. Подавляющее большинство хороших учителей предлагают миру модернизированный, лабильный, действенный, но всё же исключительно буддийский подход к поискам счастья. Мы знаем совсем немного исключений из этого ряда, среди которых Далай-лама – самый известный пример.
Его Святейшество, который часто называет себя простым тибетским монахом, проповедует сострадание, философию мадхьямаки и защиту тибетской культуры… Этого вполне хватило бы для того, чтобы остаться в истории очередным уважаемым персонажем в линии Далай-лам; если к перечисленному прибавить его благотворительность и роль в обустройстве тибетских беженцев, то можно было бы смело отнести Его Святейшество к известнейшим гуманистам и духовным учителям современности. Однако у него есть то, что можно назвать личным, особенным вкладом в копилку духовности планеты. Далай-лама долгие годы распространяет две идеи, которые, благодаря его усилиям, сейчас плотно ассоциированы с распространением буддизма в западном мире, и которые можно назвать его «визитной карточкой»: подход к Дхарме как к науке о сознании и продвижение светской этики.
На самом деле я уверен, что важно различать религию и духовность. Религию я понимаю как нечто, связанное с верой в спасение в рамках той или другой традиции; одним из аспектов религии является принятие некой формы метафизической или сверхъестественной реальности, включая, возможно, идею рая или нирваны. С этим связаны религиозное учение или постулаты, ритуал, молитва и так далее. Духовность же я понимаю как нечто, связанное с такими качествами человеческого духа как любовь и сострадание, терпение, терпимость, способность прощать, удовлетворенность, чувство ответственности, чувство гармонии, — качествами, которые приносят счастье и самому человеку, и окружающим его. Однако в то время как ритуал и молитва напрямую связаны с религиозной верой, для этих внутренних качеств она не является необходимой. Почему бы тогда индивиду не развить их, даже и в высокой степени, без обращения к какой-либо системе религиозных или метафизических верований? Вот поэтому я и говорю иногда, что мы, пожалуй, вполне можем обойтись и без религии. Но без этих основных духовных качеств нам не обойтись.
Далай-лама XIV
Возможно, апологетам религии эта его линия покажется слишком светской, но она совершенно оригинальна, от неё веет свободой и свежестью. Давайте взглянем на деятельность Его Святейшества Далай-ламы по распространению этики, учитывая его философскую позицию.
Сторонники махаяны, давая обет бодхисатвы, стараются исполнять его в меру сил и возможностей. У кого-то это выливается в молитвы о благе всех существ, у кого-то – в попытки не вредить ближайшему окружению, для большинства лам к этому добавляется забота об учениках. Какой помощи люди привычно ждут от духовных учителей? Молитв, благопожеланий, благословений, советов…
Чего же в таком случае можно было бы ожидать от Далай-ламы, обладающего интересом к науке, глубокими познаниями в буддийской философии и полномочиями духовного лидера? Если бы он позиционировал себя исключительно как религиозный лидер, то мог бы помочь только тем из нас, кто искренне интересуется буддизмом: выступая с лекциями, проводя посвящения, популяризируя сострадательность и участвуя во всевозможных благотворительных акциях... Этого мы бы от него ожидали – это привычно и действенно. Но что делает Далай-лама? Кроме всего перечисленного, он разработал радикально новый подход, парадоксальность которого в том, что религиозный иерарх ратует за светскую духовность.
Очевидно, что этот путь он вынашивал в течение десятилетий, но мы как наблюдатели полностью осознать его можем только сейчас. Далай-лама ищет способы помочь не только буддистам, но любому человеку на планете, независимо от его религиозных взглядов. Его подход полностью выходит за рамки традиции и неизбежно сдвигается в сторону универсальности.
… в сегодняшнем светском мире религия, хотя и обладает способностью наставлять на путь нравственности и придавать жизни смысл, не может больше служить единственной основой этики. Одна из причин тому – повсеместный рост числа людей, не придерживающихся какоголибо определенного вероисповедания. Другая причина кроется в том, что глобализация и мультикультурность общества делают мир все более взаимозависимым, а значит, этика, опирающаяся на одну отдельно взятую религию, будет привлекательной лишь для некоторых из нас, но никогда не станет ориентиром для всех.
Далай-лама XIV
Как никто другой, Его Святейшество понимает, что было бы наивным надеяться на то, что возвышенные призывы к избавлению от негативных эмоций, сами по себе, могут изменить человечество – если немногие чистосердечные и доверчивые люди последуют такому призыву, то это, скорее всего, приведёт к тому, что остальные просто проэксплуатируют их душевный порыв; и в мире станет ещё больше разочаровавшихся и циничных людей. Чтобы изменить отношение каждого человека к окружающим, нужно доказать, что быть нравственным сострадательным человеком выгодно вне зависимости от того, как ведут себя остальные.
Далай-лама пытается использовать наш эгоизм в благих целях, он хочет превратить его в «эго-альтруизм» – если все поймут, что благое поведение приносит плоды, то тогда каждый захочет привнести в свою жизнь толику нравственности и тех благих последствий, которые это за собою влечет.
«Суть сострадания – в стремлении облегчить мучения других и способствовать их благополучию. Именно из этого духовного принципа вытекают все остальные положительные внутренние качества. Все мы ценим в других такие свойства, как доброта, терпение, терпимость, умение прощать и щедрость, а проявления жадности, злобы, ненависти и нетерпимости вызывают у нас отвращение. А значит, призыв активно способствовать развитию положительных качеств, присущих человеческому сердцу и вытекающих из его основополагающей расположенности к состраданию, равно как и учиться побеждать свои наиболее разрушительные наклонности, встретит всеобщее одобрение. Первыми, кто выиграет от такого укрепления духовных и нравственных ценностей, будем, несомненно, мы сами [3].
Далай-лама XIV
Если людям, изучавшим буддийскую теорию кармы и принцип взаимозависимости, не нужны дополнительные доказательства потенциальной пользы нравственного поведения, то большой части человечества необходимы аргументы из другой области. По мнению Далай-ламы, такой областью, авторитетной для большинства людей, может быть только наука. Привлекая научные методы для доказательства того, что положительные эмоциональные состояния благотворно сказываются на здоровье и психике человека, Далай-лама пытается помочь всему человечеству.
Ещё будучи ребёнком, он активно интересовался западной наукой и с годами это увлечение не уменьшилось, но приобрело прикладную философско-нравственную подоплёку. Если же учесть, что круг его заботы − как последователя буддизма махаяны − охватывает «всё человечество», его увлечение наукой приобретает совершенно новый смысл. На протяжении десятилетий он активно изучал теоретическую физику, нейрологию, электрофизиологию. О глубине его познаний русскоязычный читатель может судить, например, по книгам «Вселенная в одном атоме» и «Сны, сновидения и смерть».
К счастью, сегодня в эволюционной биологии, нейронауке и других областях накоплено достаточное количество данных, свидетельствующих о том, что даже с самой строгой научной точки зрения бескорыстие и забота о других не только отвечают нашим собственным интересам, но даже, в определенном смысле, присущи биологической природе человека. Я считаю, что такие свидетельства в сочетании с размышлениями о наших личных переживаниях и простым здравым смыслом способны стать веским доводом в пользу воспитания основополагающих человеческих ценностей без какой бы то ни было опоры на религиозные принципы или веру.
Далай-лама XIV
Правила поведения, формируемые таким подходом, он называет «светской этикой» и последние годы на всех своих выступлениях как перед буддийской аудиторией, так и перед любой другой, говорит о ценности нравственности для любого человека, настаивая на том, что это первично по отношению к религиозной принадлежности. Иными словами, Далай-лама пытается доказать нам, что взращивая в себе терпимость и сострадательность к любому человеку, мы помогаем в первую очередь себе.
Самому Далай-ламе не нужны подтверждения того, что доказано эмпирическими наблюдениями и логикой предшествующих буддийских философов. Привлекая к системе доказательств современную науку, он расширяет Дхарму, выводя ее за пределы исключительно буддийских понятий. Для западного человека важно, что то, в чём Далай-лама уверен как буддийский учитель, проходит проверку научным методом.
То, что Его Святейшество так увлечён наукой, может быть непривычным для религиозного деятеля, но не имеет противоречий с буддизмом как философской системой, и на своих публичных лекциях Далай-лама неуклонно демонстрирует следующую позицию: любое знание, ведущее к освобождению от страданий, является Дхармой.
Каждое учение, о котором ты можешь сказать, что оно ведет к освобождению от страданий, а не к страданиям; к независимости, а не к связанности; к уменьшению мирских приобретений, а не к увеличению; к простоте, а не к алчности; к доброжелательности, а не к недружелюбности; к уединению, а не к общительности; к достижению, а не к сонливости; к радости от добра, а не к радости от зла, – о таком учении с определенностью можешь сказать: это и есть Дхарма. Это и есть учение.
Будда Шакьямуни
Доктор Экман
В статье «Нью-Йорк Таймс» Пол Экман назван известным психологом и другом Далай-ламы. Однако этого недостаточно, чтобы понять, почему именно Экман должен был осуществить столь амбициозный проект.
Журнал «Тайм», специализирующийся на составлении всевозможных рейтингов, в 2009 году включил его в сотню наиболее влиятельных людей мира. В 2014 году доктор Экман был назван пятнадцатым среди наиболее значимых психологов столетия согласно «Архивам научной психологии» (Archives of Scientific Psychology) Американской ассоциации психологов.
Исследовательская деятельность Пола Экмана началась с изучения смысла поз, жестов рук и мимики. После экспериментов с представителями разных этнических и социальных групп он пришёл к выводу, что мимические проявления эмоций являются универсальными для всего человечества. В соавторстве с другими учёными он разработал систему объективного измерения мимических движений и их расшифровку. Сейчас эта система помогает диагностировать психические отклонения с помощью фиксации «микровыражений» лица в том числе и у тех, кто пытается скрыть свои эмоции (например, в случае депрессии с суицидальными наклонностями).
Благодаря своим многочисленным работам Пол Экман стал авторитетным учёным, но его дальнейшая судьба сложилась удивительным образом и привела к мировой славе. В 1985 году вышла книга «Telling Lies» (в России она вышла под названием «Психология лжи»). Поскольку работы Экмана позволяли расшифровывать скрытые эмоции, кроме обычных медицинских и научных учреждений, интерес к ним стали проявлять и весьма специфические структуры. Консультации доктора Экмана понадобились при проведении переговоров, заключении сделок, наборе персонала и, конечно, правозащитным и охранным организациям. Ко времени выхода на пенсию в 2004 году (с должности штатного профессора Университета Калифорнии, которую он занимал более 30 лет), профессор Экман был уже достаточно известным человеком и авторитетным учёным. Теперь в его планы входило сделать так, чтобы результаты его работы могли помочь широкой публике. Он основал небольшую компанию «Paul Ekman Group LLC», занимающуюся внедрением техники «чтения» «микровыражений» и издал книгу, рассчитанную на массового читателя. Она называлась «Emotions Revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life» (в России вышла под названием «Психология эмоций»).
И здесь мы подходим к самому интересному для массовой культуры моменту жизни Пола Экмана – среди людей, заинтересовавшихся его работами, оказался сценарист и продюсер Сэм Баум. Очевидно, что исследования и личность Экмана произвели на Сэма глубокое впечатление, потому что он не ограничился тем, что снял фильм по мотивам работ Экмана, но и использовал его в качестве прообраза главного героя. В течение года Сэм изучал труды Экмана и регулярно консультировался с ним, и только после этого в 2008 году приступил к съёмкам. Так появился сериал «Обмани меня» (альтернативное название: «Теория лжи»). Сериал заслужил приз зрительских симпатий в 2011 году и выходил три года, в течение которых Экман работал в съёмочной группе научным консультантом. Многие эпизоды сериала созданы по реальным фактам из практики Экмана.
«Атлас эмоций»
«Атлас эмоций» знакомит нас с эмоциональными «континентами» − Гневом, Печалью, Страхом и так далее.
Каждый из «континентов» состоит из нескольких частей, представляющих разные степени интенсивности той или иной эмоции. Например, для гнева это лёгкое раздражение, разочарование, злость, недоброжелательность, горечь, мстительность, буйная ярость. Такие состояния нам хорошо известны, и здесь они удобно сгруппированы так, что отражают принадлежность к одной и той же группе. К каждому «континенту», кроме набора эмоциональных проявлений, относятся возможные поведенческие реакции, пусковые события разной значимости и так далее.
Важной деталью сайта служит и то, что в нём вводится понятие «настроения», которое представляет собой фоновую предрасположенность к определённым эмоциям («континентам»). В отличие от быстротекущих эмоций, настроения могут пропитывать все действия человека и накладывать отпечаток на реакции и восприятие окружающего мира. Например, настроением, соответствующим группе гнева, будет «раздражительность», которая не осознаётся человеком и в скрытой форме вредит ему, делая предрасположенным к неадекватным и частым вспышкам гнева.
Экман полагает, что наибольший вред нашему внутреннему ощущению благополучия наносят вовсе не эмоции, которые он описывает как скоротечные, а настроения. В отличие от эмоций, которые появляются и исчезают довольно быстро, настроения более продолжительны по времени. А в силу того что внешне они в основном никак не проявляются и обусловливают наше состояние ума, не будучи сосредоточены на чемто определенном, настроения оказываются как бы спрятанными от нашего сознания, и потому с ними гораздо сложнее справляться. По словам Экмана, нам следует обратить пристальное внимание на настроения, поскольку именно они определяют то, каким эмоциям мы более всего подвержены».
Далай-лама
Остановимся на общей идее сайта и спорных моментах, знакомство с которыми поможет нам получить от него максимальную пользу.
Основная цель проекта – направить внимание как можно большего числа людей к внутреннему миру, к тем хаотичным эмоциям, которые бурлят в каждом из нас. Для того чтобы заручиться интересом широкой аудитории, это необходимо было сделать в рамках привычной научной модели.
Не все учёные согласились с выбранным Экманом набором эмоций, в частности возражение вызывало то, что были опущены любопытство (интерес, базовый ориентировочный рефлекс), удивление и гордость. Профессор Келтнер (коллега Пола по работе над «Головоломкой») не согласен со списком, хотя и считает, что работа над ним помогла устранить многие белые пятна. (Сам Пол Экман также не считает «Атлас» строго научным проектом и указывает, что его предназначение – обратить внимание человека на внутренние процессы, ставшие известными благодаря работам психологов).
Применение экмановской модели могло привлечь западную аудиторию, но создавало другую проблему: та часть аудитории, которая как раз знакома с буддийской философией, могла счесть, что принятая в «Атласе» схема описания эмоциональных процессов не будет «работать» для достижения духовных целей. Буддистам содержание сайта могло показаться спорным: непонятно, почему Далай-лама согласился со структурой эмоциональной части сознания, представленной Экманом, которая совершено не соответствует представлениям Абхидхармы (обширнейшему разделу буддийской теории, охватывающему гносеологию, психологию и метафизику). С точки зрения буддистов логичнее было бы представить схему эмоциональной сферы, оттолкнувшись от буддийского миропонимания, и пригласить другого специалиста.
Полная версия статьи: http://savetibet.ru/2016/11/29/dalai-lama-14.html
Источник: Сохраним Тибет!