Почему Далай-лама поддерживает Трампа?
Далай-лама XIV Тензин Гьяцо заявил, что президентство Дональда Трампа в США «станет эрой мира во всем мире». 21 января с.г. в Нью-Дели он выразил надежду на то, что новый американский лидер и президент России Владимир Путин найдут пути к сотрудничеству.
«Путь ненасилия – единственный находящийся в согласии со здравым смыслом, – заявил недавно далай-лама. – Если мы пойдем по пути насилия, то это приведет нас к ядерной войне, в которой не будет победителей – все проиграют, и страдать будут все без исключения... Разве что сумасшедший может стремиться к ядерной войне. Но в открытом обществе такое невозможно». Тем не менее реализацию этого пути глава буддистов связывает с личными качествами нового президента США.
«Дональд Трамп, пока он был еще только кандидатом в президенты Америки, позволял себе говорить очень свободно, – сказал лидер тибетских буддистов. – Но сейчас, когда он уже избран, на его плечи легла большая ответственность, теперь он должен сообразовываться с окружающей действительностью».
Подобное уважительное отношение к новому американскому президенту далай-лама выказывает не впервые. Еще в ноябре 2016 года во время своего визита в Монголию он говорил о том, что намерен посетить США и встретиться с Трампом лично. Во время этой поездки, приведшей к резкому охлаждению отношений между Монголией и КНР (после чего въезд в Монголию для Тензина Гьяцо был закрыт), духовный лидер назвал США «передовой нацией свободного мира». Далай-лама неоднократно встречался с недавно покинувшим президентский пост Бараком Обамой – их последняя, четвертая встреча состоялась в Белом доме в июле прошедшего года, несмотря на полученное Соединенными Штатами от Китая предупреждение о том, что встреча с «сепаратистским и антикитайским» лидером повредит отношениям между двумя странами.
Остроты обсуждению придает подчеркнутая резкость Дональда Трампа в отношении Китая. Его прямой разговор с президентом Тайваня Цай Инвэнь – первый за десятилетия – вызвал резкую критику нарушения «политики одного Китая» со стороны Поднебесной. Осенью 2016 года глава внешнеполитического ведомства Тайваня Дэвид Ли заявил, что вопрос о визите тибетского лидера, если он решит его совершить, будет «с осторожностью» рассмотрен. Однако и на это китайский МИД отреагировал болезненно:
«Мы выступаем решительно против любой формы визита далай-ламы на Тайвань. Намерение представителей некоторых сил на Тайване выступать заодно с сепаратистами, которые ищут «независимости Тибета», и искусственно создать инциденты окажут очень серьезное влияние на отношения между двумя берегами Тайваньского пролива»,
приводит РИА Новости слова представителя Канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Ма Сяогуана.
Упоминание лидером буддистов Владимира Путина – настоящая неожиданность. В последний раз он посетил Россию в 2004 году. В 2009 году глава МИД России Сергей Лавров говорил о готовности рассмотреть возможность нового визита далай-ламы в Россию, однако визит не состоялся. Путин позже пояснит, что это было связано «с позиционированием в мире к далай-ламе не как к религиозному деятелю, а как к политическому» (то есть Россия опасалась осложнений с Китаем). Да и сам Тензин Гьяцо ранее очень критически высказывался о Путине.
«Кажется, что у него есть очень эгоцентричная установка: я, я, я!.. Мы уже привыкли к тому, что Берлинская стена пала. Думаю, президент Путин хочет воздвигнуть ее снова. Но этим он навредит своей собственной стране. Изоляция – это самоубийство для России»,
– сказал он газете Welt am Sonntag. Россию он, к удивлению многих, сравнил с Китаем… в пользу последнего. Интеграция Поднебесной в мировое сообщество, по мнению далай-ламы, несет в себе позитивные перспективы для Тибета.
Напомним, что Тензин Гьяцо покинул КНР 1959 году после провала вооруженного восстания против китайской власти и вплоть до 2011 года возглавлял Центральную тибетскую администрацию (ЦТА) – правительство независимого Тибета в изгнании. Безусловно, он опытный политик. Таким его видят и в самой ЦТА: 19 января с.г. секретарь Департамента информации и международных отношений Дардон Шарлинг заявила ANI News, что правительство в изгнании надеется на то, что Дональд Трамп вскоре сможет принять его. «США – это сильнейший союзник тибетского движения за независимость и добрый друг далай-ламы на протяжении половины столетия. Мы надеемся, что новый президент последует примеру своего предшественника. В тибетском вопросе лучшим жестом добрых намерений с его стороны стала бы скорейшая встреча с далай-ламой. Мы ожидаем, что инициатива будет исходить от него», – сказала она журналистам.
Директор фонда «Сохраним Тибет» Юлия Жиронкина в беседе с «НГР» сказала, что лидер тибетских буддистов высказывал пожелание встретиться с Трампом в том числе и российским журналистам. «Не сомневаюсь, что эта встреча состоится, – сообщила Жиронкина. – Среди тем, которые могли бы обсуждаться, стоит выделить вопросы демократии и развития науки».
«С Соединенными Штатами у далай-ламы налажен очень активный диалог в области сотрудничества между буддизмом и наукой, и это могло бы стать одной из тем встречи. Он считает, что обществу – и американскому, и российскому – не хватает общечеловеческих ценностей, и с кем бы он ни встречался, он говорит об этом. И в той же мере он хотел бы общаться и с российскими учеными, и с российским президентом».
Главный редактор журнала «Буддизм России» Андрей Терентьев сказал «НГР», что Китаю и мировому сообществу вообще следовало бы пересмотреть традиционное отношение к далай-ламе XIV. «Буддизм в Китае – одна из традиционных религий, а китайцы заинтересованы в том, чтобы поддерживать традиционные ценности. Вот если бы Трамп начал поддерживать католическое миссионерство в Китае – а это одна из проблем, там очень много католиков, – это было бы для Китая неприятно. А отношение официального Пекина к буддизму имеет двоякую природу. С одной стороны, властям не нравится, что китайские буддисты любят далай-ламу, с другой, буддизм – это традиционно китайская вещь, которую можно противопоставить западным культурам». Буддолог считает позицию Китая в отношении далай-ламы устаревшей и малоконструктивной.
«Далай-лама не является сепаратистом, он уже около 28 лет стоит на позиции признания Тибета в рамках Китая, и единственное, чего он хочет, это реальной демократии. На эту тему я разговаривал с его святейшеством лично, и для него это не выбор меньшего из двух зол. Он действительно считает, что Тибет мог бы выиграть, оставаясь в составе Китая, если бы он имел возможность развивать свою культуру и свою демократию – то есть действовать так, как сказано в китайской Конституции. В беседе с Трампом или где-то еще он не пойдет на то, чтобы вставать на антикитайские позиции: он на них не стоит. И если Трамп пойдет на какие-то антикитайские меры, то я не думаю, что далай-лама будет ему способствовать в этом. Ведь ранее с его святейшеством встречались Барак Обама, Джордж Буш-младший. Трамп демонстрирует свою независимую позицию по отношению к Китаю. Никакие окрики со стороны Китая не помешают им встретиться».
Впрочем, зная отношение Трампа к Китаю, стоит предположить: у администрации США, если Трамп захочет встретиться с далай-ламой, будет велик соблазн устроить Китаю дипломатические проблемы за счет факторов правительства Тибета в изгнании и духовного лидера буддистов.