18 тысяч 301 год назад родился Будда Тонпа Шенраб
В этом году день рождения Тонпа Шенраба приходится на полнолуние в созвездии «Гьял» по календарю Шанг Шунга (страны Гаруды), по западному календарю – 3 февраля. Рождение, или, вернее, воплощение в нашей Вселенной основателя традиции Бон произошло 18 тысяч 301 год назад.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ТОНПА ШЕНРАБА
В переводе с тибетского «Тонпа» - Наставник, тот кто показывает Путь или тот, кто вызволяет из круговорота страданий, т.е. Спаситель или «Аватар» на санскрите. А «Шенраб» переводится как Верховный Жрец. Имя Спасителя перевели на тибетский язык, когда Учение пришло на территорию Тибета. Изначальное имя Тонпа Шенраба на языке Тадзик, т.е. на языке страны его воплощения, располагавшейся на северо-западе от Тибета, звучало как Мурат Хан.
Согласно традиционной биографии, в предыдущую эпоху бонский учитель Шенраб Мивоче носил имя Салва и изучал бонские доктрины со своими двумя братьями, Дагпой и Шепой, на небесах Сидпа Йесанг под руководством бонского мудреца Бумтри Логи Кесана.
По окончании учёбы все три брата отправились к Богу Сострадания Шенлхе Окару с вопросом о том, как они могут облегчить страдания живых существ. Шенлха Окар посоветовал им взять на себя роль наставников человечества в течение трёх последующих мировых эпох. Дагпа обучал людей в прошлую эпоху, Салва воплотился в форме Тонпы Шенраба Мивоче и является учителем и наставником человечества в настоящий период, и, наконец, самый младший брат, Шепа, явится в качестве учителя в следующую мировую эпоху.
Тонпа Шенраб принял рождение в теле принца, сына царя Гьяла Токара и царевны Занги Рингум.
Он женился в молодом возрасте, у него было 8 сыновей, ставших самыми важными преемниками, распространявшими учение и две дочери. В возрасте 31 года, он отверг мирскую жизнь и стал монахом. Он отрезал себе волосы, снял драгоценные одежды и поднес их в десяти направлениях во имя блага всех живых существ.
После этого он распределил свое ценное имущество среди нуждающихся.
Тонпа Шенраб совершил одну поездку в Тибет в течение своей жизни. Демон по имени Кхьяп Па Лаг Ринг украл его лошадей и перенес их в долину Конгпо в Тибете. Тонпа Шенраб выпустил стрелу, чтобы указать путь через горы. Это называется «путь стрелы света» или Осер Да Лам. Когда Тонпа Шенраб прибыл в долину Конго, он усмирил демонов и злых духов, населявших Тибет. Он благословил гору в долине Конго, известную теперь как «бонская гора Конгпо» или Конгпо Бон Ри. Бонпо и буддисты до сих пор совершают паломничества к Конгпо Бон Ри, совершая круговой обход горы против часовой стрелки, в стиле Бон.
Молитвы и образы божеств проявляются на камнях сами собой, от них паломники могут получить благословение. В центре горы есть особый камень, известный как сердце Кунту Зангпо. Три сущностных молитвы можно увидеть на этом камне и статую Победоносного Шести Уделов. Там также есть пять пещер, благословенных Тонпа Шенрабом, где люди до сих пор практикуют. По одной пещере в каждой из четырех сторон света, а пятая — в центре между остальными четырьмя. В течение всего нескольких часов практики здесь можно получить гораздо большее благословение, чем в любом другом месте.
Во время своего единственного визита в Тибет Тонпа Шенраб давал благословения и учения: очищение окружающей среды, совершение подношения дыма местным духам, вывешивание молитвенных флагов, изгнание злых духов и т.д. Он прекратил местную традицию приносить в жертву животных и научил вместо этого подносить выкуп и торма. Это удовлетворило злых духов, которые до этого вызывали болезни и неудачи.
Тонпа Шенраб принес много различных церемоний, ритуальных действий, религиозных танцев, которые быстро распространились по Тибету. Ни в одной из форм не-тибетского буддизма эти традиции не присутствуют. Единственное разумное этому объяснение в следующем: эти традиции укоренились и сохранились в культуре бон после визита Тонпа Шенраба. Тибетские Бонпо передавали эти ритуалы из поколения в поколение, и передают до сегодняшнего дня.
Определив, что тибетцы не готовы принять полностью учения Бон, Тонпа Шенраб сделал пророчество о том, что в будущем его учения будут процветать в Тибете, после чего он вернулся в Олмо Лунг Ринг.
Дабы продемонстрировать непостоянство, Тонпа Шенраб ушел в возрасте 82 лет. 82 года времени Олмо Лунг Ринг равны 8 200 человеческим годам.
За свою жизнь Тонпа Шенраб совершил множество великих деяний, но наиболее известны «12 великих деяний» (Зедпа Чуньи). Более детально его великие деяния описаны в трех описаниях его биографии: короткая (Dho Dhe или Краткий сборник афоризмов), обнаруженная в десятом веке в одном томе; средняя (Dho Zermig или Проникающее око) двухтомная, обнаруженная в 11 веке; и длинная (Zi Jid или Блистательный) в 12 томах, переданная средствами устной передачи Тулку Лоден Ньингпо в 14 столетии.
Тонпа Шенраб осуществлял поворот колеса Бон в течение трех последовательных периодов: первый — в возрасте до 12 лет, он давал учения об относительной истине (kunzob denpa); второй – в возрасте от 13 до 31 года он в основном давал учения об абсолютной истине (dondam denpa); третий – в возрасте от 32 до 82 лет он давал учения об окончательном освобождении (dol lam). Таким образом, Тонпа Шенраб совершил последний поворот колеса Бон, передав учения, как об абсолютной, так и об относительной истине.
Примерами практики Бон могут быть: вывешивание молитвенных флагов, выполнение очистительных подношений дыма защитникам и божествам, создание лекарств, выполнение гаданий и астрологических чтений. Сюда так же входят множество ритуальных церемоний для излечения, для обретения долгой жизни, заключения брака, и гармонизации окружающего пространства и вселенной. В эзотерические практики входят посмертные ритуальные церемонии, которые выполняются для освобождения умершего от страданий, а так же экзорцизм, освящение и передача силы.
Но практики Бон не ограничены только церемониями и ритуалами. Существуют учения более высокого уровня, очень эзотерические по природе как в Тантре (Sang Ngag), так и в Великом Совершенстве (Dzogchen). В Sang Ngag входят визуализация, стадия зарождения (kyerim) и стадия завершения (zogrim), практики для каналов (tsa), ветра(lung) и физические упражнения (trulkhor), как поэтапные практики для колес или чакр(khorlo), или энергетических центров тела. Самая трудно постижимая практика Бон это Дзогчен или Великое Совершенство. Все эти традиции сохранены и практикуются и по сегодняшний день.
К тому времени учения Бон уже утвердились в Шанг Шунг, его территории сегодня соответствует северо-западная часть Тибета. Шанг Шунг было независимым государством со своим языком, литературой и культурой. Он был разделен на три части, которые называли «трое врат»: внутренние(phugpa), внешние(gopa) и серединные(barpa). Внутренние врата это Олмо Лунг Ринг, серединные врата это Тадзик, а внешние врата сама страна Шанг Шунг.
В восьмом веке казнь императора Лигминчи тибетским королем Трисонг Деценом положила конец независимости Шанг Шунга. После этого земля и культура Шанг Шунг были ассимилированы Тибетом и постепенно исчезли.
Тем не менее, многие слова из древних текстов Бон все еще существуют в современных языках в местностях Киннаур, Лахул, Спити, Ладак, Занскар и в некоторых Гималайских областях Непала.
В языке Шанг Шунг было три разных вида письма, которые назывались беспорядочный (dag yig), малый(mar yig chungwa) и большой(mar yig chewa) виды письма. Тибетское письмо было создано на основе письменностей Шанг Шунг mar yig . Многие тибетские и западные ученые считают, что до времени тибетского царя Сонгцена Гампо, правившего в 7 веке, письменности не было. Бонские ученые не согласны с этим взглядом, считая, что его сторонники недостаточно глубоко изучили ранние истоки тибетского языка и историю Тибета.
Во время своего первого путешествия в Тибет Тонпа Шенраб обучал в основном только учениям причины, потому что он обнаружил, что Тибетцы не готовы к получению высоких учений. В то время Тонпа Шенраб сделал пророчество о том, что придет время, когда девять путей Бон будут передаваться по всему Тибету.
В десятом веке нашей эры многие учения Бон были переведены с языка Шунг Шунг на тибетский «Четырьмя великими учеными. Их переводами учений, распространившимися по всему Тибету, пользуются и сегодня. Приблизительно в 1075 г. началось более широкое распространение тайных учений или учений пути плода, особенно во время правления Мутри Ценпо, второго короля Тибета, получившего эти учения от Намкха Нангва Дхок Цен из Тазиг.
Король Мутри Ценпо был великим практиком и мастером Бон, и почти все линии передачи Бон и большая часть эзотерических учений прошли через него. Это говорит о том, что в то время уже существовала богатая и развитая литература на тибетском языке. По этой причине бонпо верят, что тибетская культура начала развиваться не в 7 веке нашей эры, потому что учения и переводы с языка Шанг Шунг могли быть произведены только на существующий язык.
Буддисты впервые пришли в Тибет из Индии в середине седьмого века нашей эры. Распространение буддизма привело к угасанию коренной культуры и религии Тибета Бон. Первый период гонений Бон начался приблизительно в 684 году нашей эры, во время правления Дригум Ценпо. Второй период преследования Бон имел место в восьмом веке, во время правления царя Трисонг Децена, тридцать седьмого правителя Тибета. Многим бонским духовным текстам и святым местам был причинен ущерб, в течение этих двух периодов были принесены непоправимые разрушения, а многие бонпо оказались перед лицом тяжких испытаний. Обычно практикующих Бон ставили перед выбором: перейти из Бон в Буддизм, уехать из Тибета или пойти на смертную казнь.
по материалам bonshenchenling.org