Составить единую Концепцию преподавания национальных языков предложили Госдуме общественники из регионов
Общественные организации семи регионов России, включая Бурятию, обратились к спикеру Госдумы с предложением дополнить проект "Концепции преподавания русского языка и литературы" в школах.
Напомним, 16 декабря 2015 года в Российской академии образования состоялось профессионально-общественное обсуждение проекта Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации, подготовленного рабочей группой при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергее Нарышкине.
В обсуждении приняли участие представители Федерального Собрания Российской Федерации и органов управления субъектов Российской Федерации, руководители и преподаватели педагогических университетов, представители Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, методических служб, Ассоциации учителей литературы и русского языка, методических объединений учителей, разработчики контрольно-измерительных материалов для проведения ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, сотрудники научных институтов и издательств.
Участники дискуссии в целом одобрили предложенный проект концепции, а высказанные в ходе обсуждения замечания и предложения было решено направить в редакционную группу для подготовки окончательной редакции концепции.
Однако на днях общественные и молодежные организации Татарстана, Саха-Якутии, Хакасии, Удмуртии, Чувашии, Республики Коми и Бурятии обратились к спикеру Госдумы РФ Сергею Нарышкину с предложением в ответ на проект "Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации”. Это обращение общественники публикуют в соцсетях и в СМИ.
АРД публикует письмо полностью и надеется, что наши читатели подключатся к обсуждению этого вопроса.
Председателю
Государственной Думы Российской Федерации
С. Е. Нарышкину
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
В связи с подготовкой Государственной Думой Российской Федерации проекта “Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации”, мы - представители молодежных этнокультурных организаций Российской Федерации, выражаем свою солидарность с мнением парламентов Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан и Чувашской Республики о необходимости изменения ряда положений Концепции. Надеемся, что идущий ныне процесс корректировки документа полностью учтет потребность республик в развитии национальных языков.
Актуальность развития русского языка как государственного языка народов России не вызывает никаких сомнений. Вместе с тем, мы считаем, что ряд положений концепции в настоящей редакции сводят на нет образование на национальных государственных языках республик РФ и систему этнокультурного образования. Мы в корне не согласны с тезисом проекта Концепции о том, что обучение на родных языках приводит к социальному расслоению, напряженности и грозит национальной безопасности страны.
Считаем, что в неудачах преподавания русского языка винить языки других народов России - неуместно. То, что качество преподавания русского языка оставляет желать лучшего – это факт. Но ущемлять другие языки при этом недопустимо.
Многонациональность, многоязычие России – это ее богатство. Множество научных исследований, доказывают, что реальное многоязычие положительно влияет на развитие детей и позволяет ребенку воспринять мир в его культурном разнообразии.
Однако положение Концепции об обязательном обучении основным предметам только на русском языке вступает в противоречие с конституционным правом граждан на свободный выбор языка обучения. Это ставит в неравные условия развития языки народов России и выхолащивает конституционное право республик на полноценное функционирование своих государственных языков*, лишает конституциональные нормы институциональной основы.
При реализации обозначенных в законопроекте положений многие дети, утратят свой родной язык, а народы потеряют «этнокультурный код». Мы решительно не приемлем путь, ведущий к ассимиляции, тем более – путь вымощенный «благими намерениями», путь – оперирующий высокими ценностями обеспечения прав граждан, но способный привести к глобальным негативным последствиям для всей страны.
Выражаем свою надежду, что при рассмотрении данной Концепции будет проведен тщательный анализ всех рисков и учтены пожелания представителей республик и этнокультурных организаций страны. Хочется верить, что Российская Федерация останется большой многонациональной и дружной семьей, в которой ни один член семьи, ни один народ не будет обижен.
Наряду с разработкой Концепции преподавания русского языка и литературы, мы предлагаем:
- составить общефедеральную Концепцию преподавания национальных языков в системе среднего общего образования;
- ускорить процессы ратификации Европейской хартии региональных языков.
Такая Концепция, вкупе с Европейской Хартией региональных языков могла бы не только создать условия для полноценной реализации конституционных прав граждан, но и позволила бы придать новый импульс процессам сохранения языков народов России и развития национальных школ. А подобная забота российских парламентариев явило бы международному сообществу высокий образец реальной и равноправной дружбы народов в нашей стране.
*Статья № 68 Конституции РФ не только оперирует понятием государственные языки республик (государств), но и «…гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Статья № 1 Федерального Закона от 01.06.2005 № 53–ФЗ «О государственном языке» утверждает, что «Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации».
Подписи:
1. Всемирный форум татарской молодежи, председатель Яруллин Табрис Мударисович
2. Молодежная общественная организация сплочения "Түмэн" Республики Саха (Якутия), президент Осипов Дьулустаан Русланович
3. Хакасская молодежная общественная организация "АСХЫР", председатель Тюньдешева Айла Геннадьевна
4. Региональная общественная организация «Конгресс народов Удмуртии», председатель Гараев Рустам Аликович
5. Чувашская общественная организация «ХАВАЛ», координатор Блинов Александр Васильевич
6. Межрегиональное общественное движение коми-ижемцев "Изьватас", председатель Николай Васильевич Рочев
7. Республиканская общественная организация "Женщины Бурятии" Наследие Оэлун", председатель Зыдрабын Бутидма Бато-Мункуевна.