Будет ли создана Ассоциация бурятской национальной борьбы бухэ барилдаан?
Национальная борьба должна преодолеть все трудности и выйти на новый уровень.
Вконце января в КСК на проспекте Строителей прошел традиционный турнир по бухэ барилдаану на призы мэра Улан-Удэ. Состязания посвятили бурятским Хамбо ламам Гоман дацана.
В будущем году исполнится 20 лет с тех пор, как Буддийская традиционная Сангха России стала проводить турниры по национальной борьбе. Конечно, традиция бухэ барилдаана никогда не прерывалась. В 20-30-е годы Советской власти на общереспубликанских сурхарбанах впервые стали собираться сильнейшие борцы со всей этнической Бурятии. Пик ее популярности пришелся именно на довоенные годы, до раздела единой республики.
В 50-60-е годы начался новый подъем, достигший своего пика в 70-е годы. Затем начался новый спад, когда вольная борьба значительно потеснила ее. Главным и практически единственным турниром по бухэ барилдаану стал республиканский Сурхарбан.
В 1998 году возродившаяся Сангха стала вновь проводить турниры по национальной борьбе. Тогда на ковер выходило всего около 150 человек – взрослых и юношей. Но фундамент у борцов был – это многочисленные секции вольников при детско-юношеских спортивных школах. Именно их воспитанники боролись на этих турнирах и побеждали.
Между тем, с усилением роли дацанов росло и количество дацанских соревнований. Сейчас в год проводится около 25 турниров. Самыми крупными из них являются турнир на приз Пандито Хамбо ламы во время Сагаалгана и борьба во время проведения Майдари хурала в Иволгинском дацане – резиденции Хамбо ламы. А наиболее масштабными и захватывающими играми стали турниры, посвященные XII Пандито Хамбо ламе Итигэлову. Ставки высоки – овцы, лошади, автомобили и другие ценные призы и подарки победителям в каждой весовой категории.
С каждым годом участников становится все больше. На ковры выходят представители не только всей этнической Бурятии, но и тувинцы и монголы. При этом появляется много новых молодых борцов.
На прошедшем в КСК турнире выступило 850 участников. А самыми «дальними» были спортсмены из далекой Алари, что в Иркутской области. Ранее Аларский дацан представляли борцы, живущие в Улан-Удэ. Ныне команду Аларского дацана отправил ширээтэ Шираб лама Долгоржапов. 12 юных аларцев не завоевали призовых мест, но их тренер Баир Архипов остался доволен: «Ребята недавно стали бороться, и у них все ещё впереди».
Сейчас в национальной борьбе оформилась своя иерархия, она включает звания арсланов и абарга – львов и исполинов. Первыми к лику бессмертных причислены Батор Цыренов, Зоригто Цырендондопов, Цыбик Максаров и Ринчин Санжиев, имеющие звания львов. Исполинами признаны тот же Ринчин Санжиев, Иван Гармаев и Леонид Замбалаев.
- У нас нет сейчас ни одной доминирующей школы борьбы, - говорил Хамбо лама Аюшеев. - Легендарная баянгольская школа борьбы находится на краю. А вот село Верхний Бургалтай из Джиды, где нет ни тренеров, ни спортзала, дала такие имена, как Бадига, Леонид Замбалаев и Чингис Дондоков.
В свое время Хамбо лама решил отказаться от поддержки отечественного автопрома и вместо «Лад» в качестве главных призов стал выставлять овец бурятской породы «бэбэй». Сейчас эта политика приносит свои плоды. Многие ведущие борцы занялись скотоводством и имеют свои отары и табуны. А некоторые из них пошли ещё дальше. Зоригто Цырендондопов, ставший фермером в родном Ноехоне в Селенгинском районе, и сам стал активным меценатом. Он выделяет овец из своей отары на призы и выставляет лошадей на конные скачки.
Другим реальным достижением в национальной борьбе стало повсеместное строительство спортзалов в виде деревянных юрт. Их строительство и привлечение тренеров к работе с детьми и служит теперь широкой базой для пополнения борцовских рядов.
Вместе с тем, в бухэ барилдаане есть и проблемы. Это касается как внешнего вида, отсутствия у спортсменов национальной борцовской экипировки, так и внутреннего содержания. Громкие споры на ковре, апелляции к Хамбо ламе и «звездное» поведение ветеранов, увы, не красят эти турниры.
Возможно, настало время юридического оформления борьбы наподобие Японской Ассоциации сумо.
Как сказал Хамбо лама Дамба Аюшеев: «Бурятская борьба подобна хождению по канату, где потеря равновесия грозит падением в пропасть. Нет разницы для души упасть направо в вечность, налево – в невечность, поэтому победитель должен несколько раз пройти по тонкому канату, ища возможность срединного пути».
Очевидно, что борьба бухэ барилдаан должна преодолеть болезни роста и пройти по лезвию, дабы выйти на новый виток своего тысячелетнего развития…
Источник: burunen
В сюжете: бурятская национальная борьбабухэ барилдаанБурятиятурнир