История возникновения профессионального монгольского цирка. ФОТО
В 1934 году в Улан-Батор приехали советские цирковые артисты и продемонстрировали свое искусство. Они имели очень большой успех, и правительство МНР постановило создать свой цирк.
В Советский Союз, в Московскую цирковую школу, были командированы три ревсомольца - Раднабазар, Гомбо и Нацак. Они с успехом окончили учёбу и, возвратясь в Улан-Батор, начали создавать свой цирк.
Большую дружескую помощь им оказали советские артисты. В МНР была командирована группа цирковых режиссёров и тренеров - С. Маслюков, В. Захарьин, А. Чивов, С. Гальперин, А. Волошин. Была создана цирковая студия, в которую привлекли группу монгольской молодёжи, в Улан-Баторе выстроили два цирка: в городе - зимний и в Надомском городке - летний.
За очень короткий срок была создана аппаратура, костюмы, реквизит, приобретены животные для номеров дрессуры. Очень напряжённо шла работа над созданием кадров цирковых артистов.
Монгольская молодёжь оказалась очень способной. И это понятно. Молодёжь в Монголии закаляется физически с самого раннего возраста. В 5-6 лет монгольский мальчик и девочка - прекрасные наездники, отлично чувствующие себя в седле. С самого раннего возраста ребята увлекаются национальной борьбой и постоянно соревнуются друг с другом. Повсеместно в Монголии распространена стрельба из лука. Жизнь на свежем воздухе, в постоянном движении, в работе создавала здоровую, сильную и смелую молодёжь.
Душой подготовительной работы по созданию монгольского цирка были Раднабазар, Гомбо и Нацак, которые своим примером показывали, что трудное искусство цирка вполне доступно для молодых учеников цирковой студии.
Заслуженный артист МНР Раднабазар был первым артистом, который овладел мастерством многих жанров циркового искусства. Он был прекрасным акробатом, гимнастом, манипулятором и артистом разговорного жанра. Он также был очень хорошим организатором, ведущим за собой молодёжь.
В 1941 году на празднике Наадам в летнем цирке состоялось первое представление молодого монгольского цирка, и прошло оно с огромным успехом. Представления шли беспрерывно весь день и вечер. В программе были представлены почти все "классические" жанры цирка и профессиональное мастерство исполнителей было на высоте.
Монгольское правительство создало все условия, чтобы цирк мог работать творчески. Сразу же определились "любимцы" зрителей, и их популярность росла с каждой новой программой.
Среди первых артистов выявились подлинные народные таланты-самородки. Большую популярность завоевал комик Данзан, проявивший незаурядные способности в цирковой буффонаде. Клоун в цирке всегда центральная фигура. Зрители любят посмеяться, и выступления Данзана с его партнёром Дамдин-Суреном проходили при самом шумном одобрении зала.
Монгольским клоунам повезло. Их первым учителем был замечательный советский артист-клоун С. Маслюков. У него они переняли мягкую манеру работы, без всяких грубостей и балаганщины. Данзан вскоре выработался в замечательного мастера пародии, шутки, короткой репризы. Он работает в каком-то ему одному присущем стиле, в котором много чисто народного юмора. Он создает свои репризы, придумывает реквизит, он большой мастер экспромта, прекрасно исполняет роли в пантомимах.
Условия работы монгольского цирка, особенно в первые годы, были сложными потому, что в МНР был только один цирк в Улан-Баторе и одна цирковая группа, а сезон в цирке продолжался 10 месяцев ежегодно - с октября по август. За это время нужно было сделать несколько новых программ с одним и тем же составом исполнителей. Ведь зритель хочет видеть новое и новое...
Сегодня, в отличие от других, монгольский цирк практически не использует в своей программе животных (за исключением животных, типичных для Монголии - лошадей, верблюдов, яков, волков), и подавляющее большинство номеров основано на чистой акробатике. Одними из наиболее ярких учениц монгольской цирковой школы являются девочки-каучуки - серебряные призеры Международного детского фестиваля в Монте-Карло, обладатели Гран-при Фестиваля циркового искусства в г. Улан-Удэ.
В 1971 в Улан-Баторе было открыто новое здание Монгольского государственного цирка, сооружённое с помощью румынских специалистов. Своим силуэтом он напоминает гигантскую юрту, в нём две тысячи мест и здесь проходили все самые массовые зрелища. К огромному сожалению монгольских детей, выступления монгольских артистов они могут увидеть очень редко. В настоящее время здание государственного цирка продано частному лицу. В нём проводятся соревнования по борьбе "сумо" и другие зрелищные мероприятия.
Каждый год цирк направляет свои коллективы на различные международные показы, и они всегда возвращаются с призами. Монгольский национальный цирк выступил во многих странах мира, в том числе в США, Австрии, Швейцарии, Японии, Германии, Голландии, Италии, Франции, Норвегии, Великобритании, Корее, Израиле, России и Китае.
Напомним, в начале октября 2017 года в Китае прошел Международный цирковой фестиваль. Монголы подготовили групповой номер сложнейшего жанра – акробатика на подкидных досках.
“Во время фестиваля судьи высоко оценили номер акробатов из Монголии и уважительно хлопали им, принимая номер монгольских циркачей”, - сообщил президент Центра развития монгольского цирка Эрдэнэ Нэргүй.
Источник: журнал "Советский цирк"
В сюжете: циркмонгольский цирк