Цыденжап Батуев: "Работу с кадрами в республике необходимо перестраивать"
Председатель Комитета Народного Хурала РБ по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодёжной политике, общественным и религиозным объединениям, доктор исторических наук о планируемых новых вариантах выборов глав районов.
- На февральскую сессию повторно внесены изменения в Закон «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» (далее - закон о МСУ), в чём их суть?
- Если коротко, то предлагается ввести вариативность при замещении должности главы - руководителя районной администрации, добавив назначение через конкурсную комиссию.
- На первый взгляд - это простое расширение способа формирования районного руководства?
- Если не углубляться в концепцию МСУ, то это так.
- Но, всё же, какая цель преследуется внесёнными изменениями?
- МСУ, согласно статье 12 Конституции РФ, одна из основ конституционного устройства государства и при этом не входит в систему органов государственной власти. А основные проблемы жизнедеятельности граждан сконцентрированы преимущественно в муниципалитетах. Поэтому её и называют самой близкой к людям властью. А вот, как она справляется с собственными задачами, каждый из нас практически ощущает на себе. И вполне объяснимо, что при всей самостоятельности местного самоуправления постоянно идут поиски большей эффективности её функционирования, в том числе и через разные варианты формирования руководства муниципальными образованиями.
- Но тогда стоит изменить порядок замещения должности главы района, и все проблемы на местах решатся?
- Есть известная басня Крылова, где говорится: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»... Ведь было время, когда глава района вообще был один в трёх лицах - глава, руководитель администрации и председатель районного совета. Поэтому хочу обратить больше внимания на правоприменительную практику вносимого изменения в закон об МСУ. На мой взгляд, она должна учитывать особенности наших районов. Ведь они отличаются не только по численности населения, территории или удалённости от основных транспортных магистралей (железнодорожных, воздушных, автомобильных), но и по историческим традициям. К примеру, Окинский район - это территория, где самоуправление самих граждан утвердилось и будет развиваться и, может быть, там не надо корректировать права людей на всеобщее избрание руководителя. Изменённая практика замещения должности главы района скорее будет востребована в районах, где начали разворачиваться крупные недропользователи - монополисты, а также могут быть конфликты на местном уровне за особые природные ресурсы.
Отдельная тема - это пригородные районы, где в результате резкого роста численности населения образовался целый комплекс сложных проблем социально-экономического характера. В таком случае сама жизнь, интересы людей требуют чёткой координации действий государственной и муниципальной власти. А этого можно и нужно достичь, изменив порядок формирования руководства района. Но в окончательном варианте это произойдёт после принятия соответствующих изменений в устав района. Каждый район будет решать данный вопрос с учётом своих особенностей и имеющегося опыта реализации закона о МСУ.
- Вы старательно обходите в ответах категоричные формы, утвердительные акценты, что за этим кроется?
- Успешное исполнение принятых изменений в закон о МСУ будет зависеть от продуманных мероприятий по их исполнению, возможно, и принятия подзаконных актов. Чтобы в очередной раз не получилось по народной мудрости - «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Достаточно будет напомнить, что со времени принятия в октябре 2003 года Федерального закона «Об общих принципах организации МСУ в РФ» в него 143 раза вносились изменения! При этом поправки носили не «точечный характер». Например, в 2014 году изменения касались 23 статей закона.
Как видим, процесс исполнения закона сложный и нужны ответы на вопросы: «К чему стремиться в развитии МСУ? По какому пути идём? По пути всемерного развития самоуправления самих граждан или укрепления местной власти?». Однозначного ответа нет. А тем временем процесс передачи полномочий с одного уровня местного самоуправления на другой и с республиканского на районный не прекращается. Всё больше формулировок в определении полномочий муниципалитетов общего характера, при этом без должного финансового обеспечения. Собственные доходы и возможности муниципалитетов, как «шагреневая кожа», сокращаются, а точки экономического роста не просматриваются. Поиск инвестиций, скорее всего, далёкая перспектива и в большинстве своём на бумаге. Вот в таких непростых реалиях работает местное самоуправление не только у нас в Бурятии, но и в целом по стране.
- Но, согласитесь, Закон «Об основах местного самоуправления в РСФСР», принятый в 1991 году, имел более чем общий характер?
- Действительно, многое тогда было непонятно, и поэтому мы шли методом «научного тыка». И при этом отвечали за положение дел в районах по полному профилю, от рождения до глубокой старости. Думаю, достаточно будет напомнить, что мы обеспечивали выплату заработной платы по пропорции 40:60, где 40% было за местными бюджетами. Тогда была районная муниципальная статистика, налоговая инспекция, муниципальная милиция, мы имели полный набор управленческих механизмов, в том числе и властных. У районов была прямая заинтересованность в развитии собственной экономики, а значит, в усилении собственной налогооблагаемой базы.
- А потом что-то пошло не так?
- Если бы та концепция становления и развития МСУ продолжилась, то отдельные муниципалитеты экономически действительно развились бы.
- Что имеется в виду, если можно конкретно на примерах?
- Отдельные муниципальные образования, будь то посёлки Саган-Нур, Аршан, Селенгинск, город Северобайкальск или районы, где успешно начинали работать, а где-то и продолжают работать стабильные налогоплательщики, имели хорошие «стартовые» возможности в развитии МСУ. Но затем началась централизация налогов, общие экономические трудности и постепенно руководители районов «потеряли» интерес к самостоятельному поиску развития налогооблагаемой базы районов. Усугубили положение дел произвольные изменения межбюджетных отношений. В 2013 году отменён успешно действовавший республиканский Закон «О перечне и количественных значениях государственных минимальных социальных и финансовых нормативов Республики Бурятии», принятый в 2005 году. При этом перешли на формулу - «гонки за лидером», за каким и зачем? До сих пор, мне лично не понятно. Не прибавляет ясности распределение средств из республиканского бюджета по разделу «Выравнивание бюджетной обеспеченности районов». И к тому же, большая часть полномочий в социальной сфере перешла на республиканский уровень, крайний пример - переход системы здравоохранения на государственный уровень.
- Тогда в чём причина повторного внесения изменений в закон о МСУ и его основной плюс?
- На мой взгляд - это поиск управленческого решения накопившихся социально-экономических проблем в районах. Комплексность и сложность которых не под силу одним муниципалитетам. Нужны более эффективные пути и формы их решения. Изменения в закон о МСУ позволит применить принцип проектного управления «сквозного характера», и в этом его очевидный серьёзный плюс. К примеру, ответственный в правительстве республики за строительство школы. А в районе глава - руководитель районной администрации, «назначенный» при непосредственном участии Правительства Бурятии. О негативных последствиях демонтажа вертикали власти много сказано, и так дальше продолжаться не может. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Крайне долго начиналось строительство долгожданной школы в Иволгинском районе в селе Гурульба. Казалось бы, наконец-то начали, но с чего? С того, что «сняли» большую сумму средств по 2017 году. Кто-то внятно ответил, почему, не говоря о том, что понёс персональную ответственность? Нет, а объяснение очень простое: «Не сможем освоить финансовые средства в 2017 году». И такие примеры не единичны. Поэтому изменения в порядок замещения должности главы - руководителя районной администрации в законе о МСУ жизненно назрели. Гражданам, когда их проблемы годами не решаются, неважно, какая власть за это отвечает. Власть есть власть, и люди не будут разбираться, кто здесь больше виноват, район или республика.
- Есть плюсы в предлагаемых изменениях на случай досрочного сложения полномочий главы района?
- Досрочные сложения полномочий глав районов случаются и носят субъективный характер. В большинстве случаев по «земельным» делам или когда начинают «карманы» путать. А обсуждаемые изменения в закон о МСУ не под ситуацию. Законы под отдельные случаи не пишутся, тем более, что причины происходящего в отдельных районах республики разные. Предлагаемые поправки в закон о МСУ - это своеобразный ответ на наметившиеся изменения в бюджетной политике государства, особенно в межбюджетных отношениях. При этом явно не в пользу регионов. В этих условиях выстоит тот, кто сможет резко поднять качество работы всей системы власти в регионах - и муниципальной, и государственной. Без этого невозможно добиться развития региональной экономики и сокращения неэффективных расходов, а также укрепления исполнительской дисциплины.
- Какие ещё можете назвать возможные плюсы от предлагаемого изменения в закон о МСУ?
- На мой взгляд, есть ещё два больших и очень важных плюса в случае принятия изменений в закон о МСУ. Первое - институт коллегиально утверждаемых глав - руководителей районных администраций создаёт резерв кадров для последующей работы на республиканском уровне и в федеральных структурах. В прошлой статье в газете «Бурятия» от 5 ноября 2014 г. «И вновь о реформе МСУ» я на примере республики Татарстан, доказывал это. А то, что у нас в республике нет системы кадровой работы, признаётся всеми, но признавать одно, нужно что-то делать. Так вот, институт утверждаемых глав - руководителей районов - это один из вариантов решения проблемы подготовки кадров. Лучшего варианта «обкатки» для дальнейшего профессионального роста не придумать, но этому должна предшествовать серьёзная подготовительная работа. Нужно создавать «банк данных» потенциальных кандидатов на выдвижение и работать с ними. А хорошие молодые кадры в республике есть, и они готовы работать, и не только на площади Советов. Парламентские слушания - «Молодёжный ресурс в развитие экономики Бурятии» убедительно это продемонстрировали. Не менее важен и значим и второй плюс от принятия изменений в закон о МСУ. Это реально позволит повысить роль, значение и ответственность депутатов районного совета. Они наравне с Правительством республики будут принимать окончательное решение по главе - руководителю районной администрации, а значит, нести равную ответственность за результаты его деятельности. У районного совета усилятся контрольные функции, по-настоящему заработают депутатские комиссии. А всё вместе взятое будет способствовать реализации положения о том, что МСУ - это власть не только самая близкая к людям, но и под свою ответственность.
- Что на ваш взгляд необходимо для успешной реализации принятых изменений в закон?
- Практическое исполнение изменений в закон о МСУ и дальнейшая успешная работа утверждённых глав - руководителей районных администраций будут во многом зависеть от Правительства республики. Какой уполномоченный орган в правительстве или же администрации Главы и Правительства республики будет курировать исполнение принятых изменений в закон о МСУ - это важный вопрос.
- А что, у нас нет в системе республиканской власти подразделения, кто непосредственно работает с муниципалитетами?
- Формально есть, но больше как некий «политический» инструмент или «МЧС» на случай непредвиденных обстоятельств. А исполнение изменений в законе о МСУ требуют системной работы и не только организационного, но и аналитического характера. Чтобы не просто формально контролировать, а своевременно подсказывать, а в случае необходимости и подправлять. При этом районные органы власти: глава - руководитель районной администрации и районный совет депутатов в равной степени должны ощущать поддержку и внимание со стороны республиканской власти. К месту будет напомнить, что в свое время у нас был Комитет государственной службы, кадровой политики и по работе с местными администрациями Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия. Необходимо перестраивать работу с кадрами в республике, хороший пример в этом плане показывает администрация президента страны. Изменения в закон о МСУ в части применения вариативности избрания главы - руководителя районной администрации имеют комплексный характер и в случае продуманного механизма исполнения дадут должный эффект.
Источник: burunen.ru
В сюжете: районы Бурятиивыборы главы районаБурятияНародный Хурал