Древние хоры – предки бурят. Версия писателя Гармаева
Большую полемику вызвала его гипотеза, прозвучавшая на литературной встрече.
<p>Прямыми потомками народа «хор», существовавшего еще в дохуннское время, являются буряты племени хори, а также все остальные монголоязычные народы, считает писатель Владимир Гармаев. 30 марта в Детско-юношеской библиотеке Улан-Удэ прошла встреча, организованная движением «Буряад соел». Очередным приглашенным стал писатель Владимир Гармаев, выпустивший уже несколько художественных и публицистических произведений на тему истории монгольских народов. Среди них роман «Джамуха», написанный как бы от лица заклятого друга Чингисхана, и книга «Хоры. Феномен Срединной Азии». Эта работа вызвала бурную дискуссию в ходе встречи. – Сейчас, мы, буряты, должны понять, кто мы, откуда наши корни. Пока мы еще не сложились как народ. Во многом этот процесс начался искусственно, начиная с 1728 года, когда Российская империя и империя Цин разделили Монголию между собой. С тех пор тех, кто остался на территории России, стали называть бурятами, – рассказывает Владимир Гармаев, – Но на деле наша общая история гораздо древнее. Мы – буряты, монголы, являемся потомками одного из древнейших народов Азии – хоров. Они жили задолго до нашей эры, и мы можем говорить о том, что по древности этноса мы находимся вровень с евреями и китайцами. Где древние египтяне, греки, римляне? Никого не осталось, а хоры остались, и их название осталось у племени хори-бурят. По словам Владимира Гармаева, древние хоры существовали еще в дохуннское время. В китайских летописях зафиксировано их название – дунху. А имя «хор», по версии Гармаева, было их самоназванием. Они кочевали по Большому Хингану, и позже стали злейшими врагами хунну и китайцев. По легенде, именно дунху требовали у хуннского шаньюя Модэ сперва коня, потом жену, а потом землю. И тогда Модэ разгромил дунху. Часть из них ушла на север, часть присоединилась к империи хунну. – Тогда у хоров-дунху и появилось слово «хун», что в нынешнем бурятском языке означает «человек», – рассказывает писатель, – Тогда далеко не каждый из представителей зависимого народа мог попасть в армию хунну. Поэтому только самые достойные становились «хун» – воинами хунну, таким образом, освобождаясь от налогов и получая различные привилегии. То есть, первоначально «хун» - это не просто какой-нибудь человек, а самодостаточная, сформировавшаяся личность, мужчина-воин, который мог прокормить семью и защитить свой народ. Эта точка зрения писателя вызвала протест у ряда присутствующих. – Буряты - потомки хунну, а не дунху! Почему у нас в Бурятии стоит хуннское городище? – восклицал один из зрителей. – Я занимался этим вопросом двадцать лет, и могу предоставить источники. А сможете ли это сделать вы? – парировал Гармаев. Далее, по его словам, народ хоров-дунху неоднократно менял свои названия в китайских источниках, разделялся на различные субэтносы, которые даже воевали между собой. Сяньби, ухуани, шивэй, кидани, монголы, татары, найманы, кара-китаи – все это, по мнению Гармаева, потомки народа «хор». Потомками хоров являются также, по его словам, не только хори-буряты, но и племена булагатов, эхиритов, хонгодоров. И объединяло их, несмотря на различие в названиях, монголоязычие. Причем, Владимир Гармаев считает, что термин «монгольский язык» неверен, а правильнее было бы говорить «хорский язык», так как само понятие «монгол» появилось гораздо позже, чем сам язык. Основным же, можно сказать, стержнем, до сих пор несущим имя «хор», являются представители племени хори. Еще задолго до Чингисхана они несколько раз перекочевывали по Степи, в частности, в свое время разбили племя курыкан, жившее вокруг Байкала. Часть курыкан ушла на север, дав начало народу саха, но многие остались. Сам народ «хор» Гармаев выводит из Саяно-Алтая, как отпочковавшийся от древних алтайцев. Что опять же вызвало дискуссию – его оппоненты настаивают на том, что буряты являются автохтонами Прибайкалья. Безусловно, теория Гармаева весьма спорна. И можно даже провести параллель с так называемой историей «древних укров», которую стали насаждать в Украине в период «незалежности», что, дескать, украинский народ зародился задолго до нашей эры, во времена полумифических венедов и антов. У них, стало быть, древние укры, у нас – древние хоры. Тут еще можно примешать поход хори-бурят в составе монгольских войск в Месопотамию, связь корейского княжества Корё с хори, и прочие разнообразные теории и гипотезы. Вплоть до древнеегипетского бога Хоруса (Гора). Впрочем, сам Владимир Гармаев отнюдь не считает себя истиной в последней инстанции, оговаривая, что все это дискуссионные вопросы. – Дело писателя сочетать историю с мифами, а фундаментальными изысканиями пусть занимаются ученые из БНЦ, – заключил писатель. Глава из книги Владимира Гармаева в прошлом году была опубликована в http://burunen.ru/publications/baikal/article/2014/" target="_blank" rel="nofollow">журнале «Байкал».</p>
Справка
Гармаев Владимир Балданович. Родился в 1944 году в селе Тулдун Еравнинского района Бурят-Монгольской АССР. Прозаик. Член Союза писателей России (1994). Лауреат Государственной премии РБ в области литературы (2011). Полковник милиции в отставке. Активно стал заниматься творчеством, еще будучи сотрудником органов внутренних дел. Автор романов «В улусе Алтан-хана», «Бальжин-хатун», «Бабжа-батор», объединенных в трилогию «Десятый рабджун», романа «Джамуха», публицистического исследования «Хоры. Феномен Срединной Азии», повестей «Загадка талисмана» в соавторстве с И. Климовым, «Сакура в снегах Забайкалья».
Фото: Евгений Хамаганов
В сюжете: историяистория монгольских народов