Великий Хурал Монголии готовится к многопартийности
Выборы в Великий государственный хурал (ВГХ) Монголии состоятся 28 июня 2024 года.
Эти выборы будут девятыми с тех пор, как в 1992 году была принята действующая конституция. В силу определенных причин именно это событие станет ключевым в политической жизни Монголии. В преддверии главного политического события года уже установлено ограничение для политических партий на финансирование своих предвыборных кампаний – общие расходы на предвыборную кампанию не должны превышать 6,4 млрд тугриков (около 1,9 млн долларов).
Согласно основному закону страны, ВГХ обладает наиболее широкими полномочиями в общественно-политической сфере. Парламент назначает и (при необходимости) отправляет в отставку главу правительства, принимает госбюджет, ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения. На этом фоне роль президента Монголии выглядит менее весомо.
Семь из восьми выборов в ВГХ прошли по мажоритарной системе, в рамках которой депутатами становились кандидаты, получившие большинство голосов на своих избирательных участках. Иными словами, монгольский избиратель голосовал за конкретного человека, а не за политическую партию. Согласно распространенному среди политологов мнению, мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот, — многопартийности. Действительно, в Монголии на протяжении трех десятилетий все монгольские политические партии, за исключением двух – Монгольской народной и Демократической (МНП и ДП), не имели серьезных шансов для получения своего представительства в парламенте. Только МНП и ДП, обладающие разветвлённой сетью своих представительств и ячеек по всей стране, способны выставлять своих кандидатов на всех без исключения избирательных округах.
Мажоритарная система в какой-то мере препятствует реализации политических прав значительной части населения. Распределение мест в ВГХ по итогам парламентских выборов зачастую не отражает процентное соотношение голосов, отданных за кандидатов от различных партий. Примером своеобразности мажоритарной системы распределения мест в ВГХ стала ситуация, сложившая по итогам выборов в 2020 г. Тогда свыше 30% голосов получили иные партии и независимые кандидаты, практически не занявшие мест в ВГХ.
Процент голосов, полученных политическими партиями на выборах в ВГХ (1992–2020 гг.):
Результаты парламентских выборов 2012 года, впервые в истории постсоциалистической Монголии прошедших по смешанной системе, продемонстрировали связь между избирательной системой и структурой представительства партий в парламенте. 48 мест в ВГХ заняли депутаты, избранные по одномандатным округам, 28 мест — по партийным спискам. Как итог, помимо двух ведущих партий 21% мест в парламенте получили кандидаты от иных партий или независимые кандидаты, чего никогда не случалось прежде. На тот момент впервые в национальном парламенте появились депутаты, претендовавшие на статус «третьей силы».
Распределение мест в ВГХ по результатам парламентских выборов:
Яркой особенностью предстоящих выборов является то, что значительно увеличилось количество мест в парламенте. Принятая в мае прошлого года поправка в конституцию страны определила новое количество мест в ВГХ: с 76 они увеличатся до 126. Кроме того, во второй раз в новейшей истории выборы пройдут по смешанной системе. 78 депутатов будут избраны по мажоритарному принципу, 48 — по пропорциональному.
Что дает новая система выборов? С большей долей вероятности, новый состав ВГХ будет более многопартийным. Политические партии, помимо МНП и ДП, получат возможность провести своих кандидатов через пропорциональную систему (по партийным спискам). С одной стороны, это расширит представительство народных избранников в главном государственном органе страны. С другой стороны, более пестрая палитра ВГХ нового созыва может усилить внутрипарламентскую конфликтность.
В сюжете: МонголияВГХВеликий Государственный Хурал