Тувинской государственности не 100 лет, а больше
Альтернативная точка зрения на историю происхождения тувинского этноса и вопросы формирования государственности изложена в книге “Тывалар. Тываларнын ангы “тыва чон” кылдыр укталган тоогузу болгаш тургузуп чораан курунелери” (Тувинцы. История формирования тувинских родоплеменных групп в отдельный тувинский народ и создание им собственных государственных образований и государств) в только что вышедшей книге известного в республике общественного деятеля Владимира Орус-оола.
Автор – по образованию врач, неоднократно избирался депутатом парламента республики, возглавлял Тес-Хемский район, в настоящее время политик, бизнесмен, один из известных фермеров республики, краевед, этнолог и глава регионального отделения движения ПАРНАС в Туве.
В вышедшем, внушительным для книжного рынка последних лет тиражом 10 тыс. экземпляров исследовании, пересматриваются вопросы происхождения основных тувинских родов, этнонима “тыва” и хронологии, установленной официальными историческими источниками.
По мнению автора, шумно отмеченная в прошлом году дата, названная “100-летием создания тувинской государственнности” противоречит историческим данным и некорректна по сути. Если исходить из предложенной государством версии, взятой за основу праздничной даты – установление в 1914 г. протектората царской России над Урянхайским краем - объединение тувинских родов в середине XVI века под этнонимом “тыва”, и прошедшие с этого события 370 лет до объявления протектората, никак не вписываются в предлагаемую картину.
Тогда, что же такое государство? – задается вопросом автор и делает вывод, что по всем признакам и по аналогии с современным государственным устройством Российской Федерации с ее субъектами – 153 года истории Тувы в составе Китая (маньчжурской династии) должны считаться периодом государственности. А ведь даже до вхождения в состав Китая, тувинцы насчитывали еще 210 лет своего существования под уже известным этнонимом “тыва”.
По его мнению, структура управления в Маньчжурской династии и сам статус Тувы (Танды-Урянхая) по существу ничем не отличается от современной системы наделения полномочиями регионов России. Точно так же, как сегодня Новосибирск является центром федерального округа, к которому относится Тува, Улястай в Монголии был в те времена таким же “федеральным центром” для Тувы. Наместники Амбын-нойоны исполняли те же функции, что сегодня несет глава исполнительной власти региона. И если первые трое нойонов были монголами по происхождению, то начиная с 1786-го года тувинцы управлялись уже своими “кадрами” и госаппаратом чиновников – считает автор.
За 153 года сменилось 13 глав региона (Амбын-нойонов). Несмотря на политику “разделяй и властвуй” и монголизацию населения, там, где управляющие нойоны были монголами, как пишет Владимир Орус-оол: “Мы никак не можем согласиться и отказаться от 153 лет существовавшей тувинской государственности в составе Китая и стереть имена руководителей Тувы – Амбын-нойонов из своей истории, начав отсчет своего существования с чистого листа, то есть лишь с 1914 года и начала протектората царской России”.
В главе о происхождении родов, автор предлагает свою версию возникновения тех или иных родоплеменных групп, в зависимости от того, в состав какого государства входили племена тувинцев. По его мнению, тюркский каганат оставил в истории Тувы сохранившиеся до сегодняшнего дня в виде фамилий, роды: Тумат, Иргит, Саая, Ховалыг, Чооду, Сат, Кара-Сал, Шалык, Кол, Куулар, Делег, Тулуш.
А период кыргызского каганата оставил роды: Кыргыс, Донгак, Хертек, Монгуш, Кужугет, Салчак. Основываясь на данных Рашид ад Дина, Владимир-Орус-оол считает, что кем-кемджиут” (современное: хемчиктер) составляли субъект “Тыва” в составе государства древних кыргысов.
Автор не согласен и с утверждениями, озвученными в государственном докладе к прошлогодней юбилейной дате “100-летия тувинской государственности” по трактовке пограничной линии между Китаем и Россией (Кяхтинский договор о границах), как и с отрицанием термина “колонизация”.
Он приводит данные о том, что политика царской России о заселении Тувы 400 тыс. русских переселенцев, озвученная в 1911 году в планах Кабинета министров царского правительства не может называться иначе, чем колонизацией. Хотя, как считает Владимир Орус-оол, исторически свершившееся присоединение к России невозможно назвать сейчас также “ошибкой прежних правителей Тувы”. В составе России тувинцы благополучно живут и трудятся вместе с русским народом все эти годы.
Но все же отсчет тувинской государственности с 1914 года – момента объявления протектората представителем царской России в одном из поселений и следовательно, нулевая история Тувы до этого времени, как и обозначение “историческим решением” назначение первого попавшегося главы кожууна после небольшого собрания – правителем всей Тувы, ему представляется грубейшим искажением исторических событий. Как он пишет: “Удивительно молчание тувинских ученых и историков” по этому поводу.
Полностью с точкой зрения автора исследования можно ознакомиться на презентации книги 4 августа. В настоящий момент она издана только на тувинском языке.
Справка о “Хостуг-Тыва” из интервью:
«Хостуг Тыва» создавалась в начале девяностых как «Народный фронт». Я принял участие в «Хостуг Тыва» с 1997 года, когда умер наш друг Владимир Амыр, возглавлявший к тому времени «Хостуг Тыва». Владимир Амыр в разговорах со мной говорил, что идея конфронтации, то есть Народного фронта, уже изжила себя и необходимо перерегистрировать «Хостуг Тыва» как общественно-политическое движение или как партию. В начале мая 1997 года мы провели съезд «Хостуг Тыва», на котором приняли решение перерегистрировать ее как общественно-политическое движение, меня избрали председателем республиканского Совета ОПД «Хостуг Тыва».
На этом же съезде мы выдвинули лозунги: «Тува – свободная от экономического отставания», «Тува – свободная от унизительной дотационности», «Тува – свободная от преступности», «Тува – свободная экономическая зона» и другие. Были выдвинуты, в основном, лозунги экономического развития, экономической свободы Тувы, которая приведет к духовной свободе людей, проживающих в Туве. С этими идеями мы приняли участие в политических кампаниях, причем с хорошими политическими результатами. Потом был принят федеральный закон, который ограничивал участие в политических кампаниях, выборах, региональные общественно-политические движения и партии. Таким образом все региональные ОПД и партии, в том числе и «Хостуг Тыва», были исключены из участия в выборных кампаниях.
В сюжете: Туватувинцыистория ТувыВладимир Орус-оол