«Пока в Усть-Орде стоит хоть одно обоо – это наша земля»
Десять лет назад отдал свою жизнь за народ выдающийся ученый, президент Всебурятской ассоциации развития культуры Бата Баяртуев. Референдум Усть-Орда – Иркутск. Как это было.
- Погиб бурятский патриот. Погиб БУРЯТ! Пишу погиб, потому что в таком возрасте просто так не умирают. Пишу погиб, потому что знаю, как травили этого человека в течение последних полутора лет.
Органы еще не так мерзки в этой своей травле, как омерзительны их подхалимы, холуи, в своем стремлении выслужиться, прогнуться, предававшие, угодливо облаивавшие своих же соплеменников, патриотов своей же страны. Пусть знают эти твари и их хозяева, что их деяния видны и рано или поздно всплывут наружу, - писали на его смерть на Сайте бурятского народа.
В этом году отмечается десятилетие референдума по объединению двух субъектов Федерации – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Или как еще принято говорить в определенных кругах – уничтожения Усть-Ордынской автономии.
Как отмечала в СМИ заместитель губернатора Иркутской области, руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Марина Иванова, дата эта не сколько юбилейная, сколько знаковая. Пора подводить итоги, внести какие-то коррективы в существующий особый статус уже десять лет как не автономного округа. Соответствующие предложения принимаются администрацией и лично главой УОБО, которая объезжает райцентры для их сбора.
К этой дате АРД объявляет о начале спецпроекта «Референдум Усть-Орда – Иркутск. Как это было». До середины апреля – к дню прошедшего 16 апреля плебисцита, мы будем публиковать материалы на данную тему.
Увы, но начать придется со скорбного. Всего в 55 с лишним лет скоропостижно ушел Бата Дугаржапович Баяртуев. Один из ярчайших представителей бурятского национального движения конца XX - начала XXI вв. В какой-то момент он оказался не просто на передовой битвы за бурятские автономии, а на линии огня. И пал, но не сломался.
Идею об объединении УОБАО и Иркутской области стали муссировать еще в конце 90-х годов. Как отмечалось, неразвитость инфраструктуры, глубокая дотационность округа, и его двойной правовой статус негативно сказываются на уровне жизни людей, в нем проживающих. Были и доводы против ликвидации, касаемо самого статуса бурятской автономии, культурных, языковых и политических прав «титульной» нации.
В 2003 году в поселке Усть-Ордынский прошел Всебурятский съезд, на котором была принята резолюция о недопущении слияния двух субъектов Федерации.
Тогдашний президент Всебурятской ассоциации развития культуры Дандар Сандитов покинул пост, не выдержав давления. И во главе ВАРК встал Бата Баяртуев. Доктор филологических наук, он занимался литературоведением и фольклористикой, в особенности – буддийскими притчами. Был племянником мыслителя и йогина Бидии Дандарона. На досуге писал забавные детские песенки, вроде «Чебу-чебу-чебурашка».
- Из-за родственной связи с опальным дядей-тантристом Б.Б. подвергался остракизму во время учебы в пединституте. Но он оказался не из «потопляемых». Не зря имя у него Бата (крепкий, прочный), - вспоминал народный поэт Бурятии Баир Дугаров.
В конце 80- годов Баяртуев много сделал для восстановления исторической памяти бурят, боролся за возвращение изучения классической письменности.
Будучи вице-президентом ВАРК со дня его основания в 1991 году, он был одним из тех, кто поднимал культуру родного народа. Бата Баяртуев с удовольствием занимался этнокультурными проектами, был одним из создателей фестивалей «Алтаргана», «Звезды Белого месяца», конкурса этномоды «Торгон зам». Он был далек от политики. Но время призвало его.
После того, как в 2005 году, был лишен государственной регистрации Конгресс бурятского народа, ВАРК осталась единственной официально действующей межрегиональной организацией, которая обладала безусловным авторитетом как среди народа, так и среди представителей власти. Но последние тут же постарались указать ассоциации в целом и Баяртуеву в частности, что их дело – только культура, а в политику им лезть не следует. Уже во время процесса ликвидации КБН, органы взялись и за ВАРК, приостановили деятельность организации, вызывали «на ковер» Баяртуева. В итоге – инфаркт.
Бата Дугаржапович оказался не готов к бою, но принял его с достоинством. Болезненно ко всему относился, и все переживания за родной народ пропускал через свое сердце.
Помню, как пришел к нему в ВАРК уже после того, как он оправился. Время было назначено, и я нанес визит к нему как журналист, взять комментарий о предстоящем событии – конференции по вопросам объединения УОБАО и Иркутской области. В какой-то момент вроде бы спокойный Баяртуев стал кипятиться, потом орать, и мне пришлось ретироваться.
- В последние месяцы он выглядел очень плохо, с каким-то лихорадочным блеском в глазах, тяжелым дыханием. По моим наблюдениям, он очень сильно сдал после инфаркта, который случился с ним после беседы в прокуратуре (почти, наверное, год назад). Ему, кажется, пытались инкриминировать разжигание межнациональной розни. Говорят, ставили в вину участие в Организации непредставленных народов в ООН, мотивируя, что она поддерживает чеченский сепаратизм, – вспоминал после известия о кончине Бата Дугаржаповича Николай Цыремпилов, председатель Регионального объединения молодых ученых, еще одной организации, выступавшей за сохранение автономий.
Так или иначе, конференция по вопросам объединения УОБАО и Иркутской области состоялась 17 января в Улан-Удэ в актовом зале Бурятского госуниверситета.
Приехала представительная делегация из Иркутска и Усть-Орды, но не первые лица, а их заместители. Которым в Бурятии учинили форменный разгром. Ни один докладчик, кроме приехавших чиновников, не высказался за объединение двух субъектов. Одним из выступавших был Бата Баяртуев.
– Пока стоит хоть одно обоо в Усть-Орде, пока совершается хоть один тайлаган - это наша Земля, мы все Усть-Ордынцы, - с жаром заключил президент ВАРК.
Затем на трибуну поднялся следующий докладчик, не буду называть его фамилию, так как это до сих пор довольно влиятельная персона. И резко прошелся по Баяртуеву, заявив, в частности, что, дескать, какое дело восточному буряту до Усть-Ордынской земли.
Президент ВАРК вспыхнул, встал со стула, и направился к выходу. Вслед за ним, в знак солидарности, последовали члены Регионального объединения молодых ученых.
Так ушел Баяртуев. Оказалось – навсегда. Второй инфаркт скосил его буквально в ночь после конференции. 27 января выдающийся сын бурятского народа был погребен на родине, в Кижинге.
Фото: автора, из архива Б.Дугарова
В сюжете: Бурятиябурятыиркутские бурятыВАРКреферендум Усть-Орда - ИркутскБата Баяртуев