Д.Бямбасүрэн: "Группировка, работающая по заказу извне, не имеет права менять Конституцию"
16-й премьер-министр Монголии о двухпалатном парламенте, основном законе государства и политических партиях.
- Монголия находится в глубоком кризисе власти, экономики и системы. Выход видят в Конституции. Что Вы думаете об этом, ведь вокруг этой проблемы существует много конфликтов интересов, а в самом основном законе есть нарушения?
- По новой Конституции 1990 года мы живём вот уже 27 лет. Во время перехода от социалистической системы к другому общественному строю не было возможности одним взмахом всё разглядеть, предусмотреть и правильно решить. Поэтому сегодня мы говорим о Конституции. Пришло ли время для этого? Время уже давно настало. Монголия находится в кризисе.
Особенно глубок кризис госсистемы и госдеятельности. Жизнь общества напрямую зависит от деятельности государства. Способно ли сегодняшнее государство руководить обществом - этот вопрос касается не тех людей, которые находятся у власти, а самой госсистемы.
Сегодня парламент, состящий из 76 членов, объявлен высшим государственным органом власти. Это положение Конституции зашло в тупик и стало источником всех проблем и трудностей. В Конституции указано, что вся власть находится в руках народа, но в другой статье сказано, что парламент с 76 членами является высшим государственным органом власти. Но эти 76 человек через свои партии превратились в представителей мафиозных и масонских группировок. Поэтому они более не в состоянии заботиться о развитии страны и представлять национальные интересы в соответствии с желаниями народа.
Поэтому Конституция, в которой указано, что высшим органом госвласти является парламент с 76 членами, потеряла свою жизнеспособность. Когда жизнь общества вошла в фазу многосторонних конфликтов, репутация госвласти среди населения резко упала. Член правящей партии, занимавший высокую государственную должность, назвал только-что назначенного премьер-министра “вором”, бывший глава разведки назвал министра юстиции “коррупционером”. Коррупционером назвали и министра финансов. Министр юстиции назвал бывшего главу разведки “главарём мафии”.
В каком государстве мы живём? Такой вывод сделали сами представители правящей политической силы, придя к власти. Госвласть в Монголии опустилась на самое дно. В такой ситуации мы говорим об изменении Конституции. Но нынешний проект, который вносится в парламент, хотя и называют измененной Конституцией, которая “разработана и обсуждена”, не является тем изменением, которого ждала общественность.
Проект был разработан в 2015 году, в период, когда гниение власти достигло самого худшего показателя. Не был проведён его анализ с точки зрения интересов страны. Президент, Парламент и Правительство, которые составляют власть Монголии, не смогли прийти к одному мнению. Под изменением Конституции подразумевают проект, который продвигает одна определённая группа внутри одной парламентской партии, а возможно и несколько людей, получивших заказ извне.
- С 2000 года у Монголии не было конституционного правительства.
- В парламентской группе МНП есть люди, которые до сих хранят в душе образ старой партии, и от них можно ожидать всего.
- Люди во власти Монголии, которые перешли от мафиозной структуры к масонской группировке, продвигают свой проект изменения Конституиции.
- Если создать систему двухпалатного парламента, то двери туда для олиграхических, мафиозных и масонских группировок будут закрыты.
- Говорят, что изменив Конституцию, можно стабилизировать госполитику и сделать ее чёткой. Причиной нестабильной власти являются сами 76 членов парламента. Но они говорят, что всё встанет на свои места после ограничения полномочий президента.
- Любые убеждения или деятельность, когда в них начинают наблюдаться логические нарушения, начинают самиа себя отрицать и в конце концов приводят к уничтожению. Сегодняшний конфликт вокруг проекта Конституции является тому ярким примером. После ограничения полномочий президента инициировать законопроекты госдеятельность не станет стабильной. Вообще-то, во власти Монголии такое логическое нарушение наблюдается уже давно. Оно наблюдается и в экономике. К примеру, деньги уходят в офшоры, общественные богатства также ушли туда, прозвучал призыв вернуть их.
Парламент принял закон против офшоров. Но недавно ЕС объявил Монголию офшорной зоной. Если мы являемся офшорной зоной, то можно ли решить этот вопрос? Недавно в парламенте обсуждали бюджет. Некоторые депутаты предупреждали, что дефицит бюджета не должен превышать 2 процента ВВП. Но министр финансов, сидя напротив них, сказал, что “согласен, но мы хотим принять дефицитный бюджет”. Депутаты, держа в одной руке закон “О бюджете”, другой рукой проголосовали за принятие дефицитного бюджета.
Это равнозначно тому, если к примеру вор скажет, что “мне нельзя воровать, но я хочу воровать”, а его отправят восвояси со словами “иди и воруй”. В Конституции указано, что “вся власть находится в руках народа”, но согласно закону, вся власть находится в руках 76 членов, которые говорят, что ограничив полномочия президента, выбранного в результате всеобщих, всенародных выборов, можно улучшить и стабилизировать деятельность государства. И это является нарушением.
- Тогда какая форма правления больше подходит для нашей страны?
- До сегодняшнего дня у нас о понятии правления говорили на абстрактном уровне. Страны мира применяют различные формы – двойные, смешанные и т.д. К примеру, во Франции нет президентского правления. Страна имеет двухпалатный парламент, правительство и премьер-министра. Президентская и парламентская формы правления – это два противоположных берега, два полюса. Между ними может существовать множество различных вариантов.
Самым возможным и оптимальным вариантом для условий Монголии является двухпалатная система, которая соблюдалась в результате внесения изменений в Конституцию в 1990 году. Высшим государственным органом был состящий из представителей всего народа Великий Народный Хурал /ВНХ/. ВНХ назначал премьер-министра, выбирал президента и создавал Малый Народный Хурал, функция которого была инициировать законопроекты. О своей деятельности Малый Народный Хурал отчитывался перед ВНХ. Самым острым вопросом в сегодняшней госсистеме является то, что парламент ни перед кем не отчитывается за свою деятельность.
Только во время выборов народ подводит итоги. Обычным делом стало, что во время выборов кандидаты дают лживые обещания и раздают деньги. Члены парламента не несут никакой ответственности, у всех появилась железная неприкосонвенность. И это является причиной того, что растет заинтересованность мафиозных и масонских группировок в проникновении во власть. Заполучив власть, можно делать всё что угодно, даже можно продать Монголию, её земли.
В самый уязвимый период нашей истории, когда мы были одиноки на мировой арене и когда имели место внутренние конфликты, Монголию спасла двухпалатная парламентская система – Великий Народный Хурал и Малый Народный Хурал.
- Члены парламента говорят, что если возродить Великий Народный Хурал, то будет потерян принцип представительной демократии. Политические партии спорят, какую из систем вырбать для законодательного парламента – пропорциональную или мажоритарную. Есть те, которые выступают за 100%-ю пропорциональную систему. Какая из них правильная?
- Прийти в Великий Народный Хурал и избрать в Малый Народный Хурал верных и опытных людей в соответствии с доверием, полученным от народа – уже является пропорциональной системой. Мы должны нести ценности живого наследия монгольского государства.
Против этого выступили те люди, которые разработали нынешний проект Конституции, внеся изменения. Причина в том, что если будет создан Великий Народный Хурал и начнётся его законодательная деятельность, то для олигархических, мафиозных масонских группировок двери во власть будут закрыты. Если вырбать этот путь, то государство будет стабильным и монголы пойдут по правильному пути.
- Некоторые считают, что если расширить полномочия премьер-министра, то вопрос будет решён и возрастёт ответственность. Вы являетесь первым и последним премьер-министром в истории Монголии, который был назначен Великим Народным Хуралом. После Вас 76 человек по-своему играют должностью премьер-министра. Самый последний пример: Ж.Эрдэнэбат и У.Хүрэлсүх не смогли самостоятельно создать свой кабинет. Ваше мнение по этому вопросу?
- Премьер-министр, назначенный Великим Народным хуралом, имеет иммунитет. Это означает, что он получил гарантии от народа, и это является основой стабильной деятельности правительства. Вопрос об отставке правительства не должны решать члены правительства, мечтающие о кресле министра. На примере последних 20 лет можно заметить, что каждый из членов парламента заинтересован в том, чтобы на протяжении 4 лет своих полномочий хоть раз побывать министром или председателем одного из поскомитетов парламента.
И потом они пишут в своей биографии, что были госминистрами или руководили посткомитетом. Нельзя поддаваться такому соблазну. С этого и начинаются все неприятности в государстве. Если право решать судьбу правительства будет передано Великому Народному Хуралу, то дорога туда для мафиозных группировок и олигархов будет закрыта. Именно этого и боятся разработчики проекта новой Конституции.
Большинство партий и членов, составляющие ядро нынешнего парламента, также осторожничают в этом вопросе. Среди них находятся и представители тех группировок. Самое меньшее 30-40 процентов.
- Стоящая у власти партия провела последнее обсуждение проекта Конституции с внесенными изменениями. Они считают, что раз всё было решено в результате консультативного опроса населения, то поезд уже тронулся?
- Там не было никакого всеобщего консультативного опроса. Под видом первой консультативной встречи методом статистического отбора собрали неинформированных людей и за одну минуту провели опрос, а за две минуты получили ответы. И это они объявили консультативной встречей. Это не метод решать судьбу государства. Это было сделано для отвода глаз, чтобы промыть мозги народу.
Это метод группировок, целью которых является ослабление монгольского государства путём изменения Конституции и желающих сделать так, чтобы оно не могло отвечать за судьбу своей страны и народа. Приведу один пример. В одном микрорайоне столицы с населением 4750 человек были розданы приглашения для 26 человек. Собрав их, объявили, что проконсультировались с народом. Нельзя так делать. Сегодняшние власти должны понять одну вещь. Революция 1921 года была заслугой МНРП или тогдашней МНП.
А демократическая революция 1990 года - заслуга ДП, плюс влияние МНП. Если сегодня, промыв мозги народу и ослабив государство, внесут изменения в Конституцию, то это превратится в обвинительный приговор МНП перед историей. Ещё в 1996 году председатель МНРП Б.Даш-Ёндон со словами “поезд двинулся” принял закон “О выборах”. Сегодня нельзя так делать.
- Чем отличаются мафиозные группировки от масонских?
- Мафиозные группировки в интересах определённых групп оказывают влияине на власть, их целью является получить выгоду посредством госполитики. Интересы масонских группировок не ограничиваются узким кругом определённых людей, эта группа стремится, объединившись с политическими кругами, получить в свои руки власть, стоять у власти. Именно такая группировка появилась в монгольской власти и пытается изменить Конституцию.
- Что мы должны дальше предпринять?
- Если народ желает изменить Конституцию, то должен быть разработан проект, согласованный президентом, парламентом и правительством. При этом не должны остаться без внимания предложения граждан и советы учёных и исследователей. Разработанный проект должен быть на самом деле согласован с народом. Другой вопрос - чем является сегодняшний парламент, который хочет внести на рассмотрение проект новой Конституции и принять его. 85 процентов мест в парламенте принадлежит одной партии. И это вызывает сомнения.
Партия, занимающая 85 процентов мест в парламенте, менее чем за год успела ввязаться в скандал с 60 миллиардами и вызвать много шума. Они сами признали это и, объявив Ц.Сандуя виновным в этом деле, отстранили его от должности. Один человек не может довести партию до такого и взять 60 миллиардов. Вопрос вокруг продажи госдолжностей людьми из этой партии возник уже давно. Возможно не только они одни замешаны в этом.
В 2004 году я давал интервью прессе, которое вышло под заголовком “Политические партии превратились в прилавок для сбыта госдолжностей”. С тех пор это продолжается уже более 10 лет. Имеет ли право партия, которая продала госдолжности за 60 миллиардов, менять Конституцию. По-моему, у них нет такого права. Если насильно изменить Конституцию, то это будет провокацией других политических сил, которые хотя и занимают чуть более 10 процентов мест в парламенте, но имеют очень высокую репутацию среди граждан, а также будет призывом к расколу в обществе и дальнейшему противостоянию.
- Премьер-министр стал также председателем партии. Изменит ли это позицию правящей партии?
- Прошло не так уж много времени, как он стал председателем партии. Пока нельзя сказать, что он будет делать. Но большинство людей, которые находятся в парламенте, продолжают хранить в душе старую систему и образ старой партии. Они могут сделать всё что угодно. Поэтому надо остановить их. Если хотим разработать проект изменения Конституции, то также должны прислушаться к голосам тех политических партий, которые находятся вне парламента. Они же являются центрами тех взглядов, которые существуют в обществе. Только так должны разработать проект.
Хочу также добавить, что нынешний парламент не должен принимать и утверждать проект внесения изменений в Конституцию. В 1999 году проект изменений в Конституцию был принят за 20 минут. Хотя тогда имело место сильное сопротивление со сторны президента и Конституционного суда. Прошло уже 17 лет. До сегодняшнего дня у нас были внеконституционные правительства. Чтобы выйти из такого положения, Конституция должна быть изменена в ходе всеобщего референдума.
Источник: Зууны мэдээ
В сюжете: МонголияКонституцияВГХполитические партии Монголии