Полевые дневники Цыбена Жамцарано, часть 2
АРД продолжает публиковать небольшие выдержки из живых записок великого ученого, одного из основателей бурятской государственности.
Продолжение. Начало – Цыбен Жамцарано: «Купил револьвер» на АРД.
Академик Бямбын Ринчен, посылая в дар в 1968 г. Рукописному фонду БИОН (ныне Институту монголведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН) копию дневников Цыбена Жамцарано, озаглавленной им самим «Куррикулум витае» – (Curriculum vitae - путь жизни), писал: «…Я думаю, что каждый документ этого большого ученого будет с течением времени обретать все большую ценность для будущих просвещенных поколений».
Бямбын Ринчен, великий бурят-монгольский ученый
...5 июля. Утро. Отсюда повез нас бурят-ямщик в Хамбын хyрээ (резиденция Пандито Хамбо-ламы буддистов, на то время – Чойнзон-Даши Иролтуев, -прим. АРД) стал засыпать на телеге и вижу сквозь приятный полусон: едет к нам навстречу черный высокий лама на темном коне, встречает нас. Немного погодя - догшид Дамдин[i] встречает и обходит. Я приглашаю мысленно его сесть рядом, но он косится на Бадзара и уходит дальше. За ним едет к нам кто-то в прозрачном белом, красивом нарядном костюме. Никак не могу узнать его - Сагаан yбyгyн? … нет, дакини[ii] какая-то? Не видно лица. Удивляюсь своим грезам, и хочется раскрыть глаза и сказать Барадину о видении. Но он ведь не поверит и подумает, что я шучу… Б. снимает мою шляпу, и я просыпаюсь. Рассказываю, но ничего, конечно, кроме шуток, не вышло.
Пандито-Хамбо лама Иролтуев.
Подъезжаем к дацану[1]. Небольшой, чистенький монастырь. Строения небольшого размера, везде чисто, твердая каменистая почва. Только улицы узенькие, а по краям их небезопасно ходить. Здешние ламы, кажется, не имеют клозетов, а ходят на улицу. Что сразу бросается в глаза - так это отсутствие собак, каких очень много в нашем Агинском дацане. Лам тоже не видать. Все разъехались по улусам. Говорят, во время большого хурала случается до 900 лам. Дисциплина не отличается строгостью. У нас в Аге и вообще в хоринских дацанах женатые ламы не посмеют явиться на хурал, а здесь - не редкость.
У лам в Агинском дацане женщины должны каждый раз испрашивать разрешение на ночлег в дацане. [Оно] дается тем, на которых можно надеяться, что они не будут шалить.
Так вот, приехали в дацан. Остановились в квартире «для высокопоставленных посетителей». Хамбо-лама увидал нас с крыши и узнал по костюму, что мы хори, а не селенгинцы. Послал своего ученика Демчока узнать, кто мы такие. Разложив свои вещи в земской квартире, пошли представляться к хамбе. Поклонившись трижды, поднесли хадаки и подошли на благословение. Покончив церемонию, сели и разговаривали.
Приняв нас весьма любезно, приказал перенести наши вещи к нему. Мы заняли его канцелярию, отдельный домик с чистенькой комнаткой. Поставили нам кровати, дали лампу и т.п. необходимое. Зажили баринами, как гости.
Хамбо приходил к нам. Долго мы беседовали. Он рассказывал очень обстоятельно об Индии и Цейлоне.
Между прочим[2] удивлялся, как неблагоразумно узаконен порядок цензурирования тибетских, санскритских, монгольских и пр. книг: «Надо какому-нибудь бедняку буряту приобрести книгу, и он должен отправлять ее за 3 тыс. верст в Владивосток, да обратно столько же. Изволь-ка платить за пересылку да ждать целыми месяцами». Он как-то послал калмыкам Ганжур, но его не пропустила таможня на Байкале, как не процензурированную книгу. В буддийских книгах ничего нет вредного, а все полезное. Недавно манифест (26 [февраля]) предоставляет свободу вероисповеданий. А что же она? Было бы гораздо благоразумнее предоставить цензуру тибетских и монгольских книг хамбо- ламе или же совершенно освободить от цензурирования. Вреда для престола и церкви не может быть. Хамбо сетовал, что мы, буряты, лентяи, нет у нас инициативы, предприимчивости.
Необходимое примечание АРД: Цыбен Жамцарано, в отличие от Михаила Богданова, презиравшего поначалу религии, был весьма набожен. С Пандито-Хамбо ламой Чойнзон-Даши Иролтуевым у него завязались весьма хорошие, можно сказать, дружеские отношения. Иролтуев был схож с нынешним Пандито-Хамбо ламой Аюшеевым, тоже бранил своих соплеменников за леность и пьянство, но делал все меры для сбережения народа. Как все-таки бывают иногда схожи исторические параллели.
Базар Барадийн – еще одна знаковая фигура в бурят-монгольском просвещении. Ученый, политик, принимавший самое деятельное участие в бурятской научной и просветительской мысли тех лет.
[1] Слева вписано: «В Гусиноозерском дацане».
[2] Слева запись: «О цензуре тибетских, монгольских книг».
[i] Дамдин (тиб. rta-mgrin, монг. qayangarba) – грозное буддийское божество (идам) с лошадиной головой и с человеческим телом коричнево-красного цвета, украшенным гирляндами из 50 человеческих черепов и человеческих костей, с тигровой шкурой на поясе, с шестью руками, держащими габалу, ваджру, цветок, меч, копье и петлю, с восемью ногами, попирающими зловредных духов-шимнусов. Индуистский аналог Дамдина - Хаягрива. В Тибете почитается, в основном, приверженцами школы ньингма. Дамдин имеет много разных форм: восьмиголовый, шестиголовый и трехголовый с крыльями. Только первые два из них почитаются гелугпинцами, шестиголовый Дамдин является одним из покровителей амдоского монастыря Лавран.
[ii]Дакини, дагини (санскр. дакини, тиб. mkha’ ‘gro ma, монг. дагина) - фея, женский персонаж буддийского пантеона, разряд женских божеств. Здесь использовано в общеупотребительном значении как «небесная дева, фея».