APU – как строится новая жизнь монгольского бренда: Absolute, Pure, Unique
Компания APU – крупнейший монгольский производитель напитков – переживает сейчас очень интересный период. Почти целый век (!) эта компания называлась «Архи, Пиво, Ундаа» - «Водка. Пиво. Напитки», или сокращенно «АПУ». Однако требования нового времени вдохновили руководство компании на покорение новых горизонтов: расширение ассортимента выпускаемой продукции, новая стратегия развития и усиление социальной ответственности повлекли за собой необходимость ребрендинга. Absolute, Pure, Unique – так теперь интерпретируется название компании APU, недавно отметившей юбилей в 90 лет.
Арюна Дандарова, один из топ-менеджеров компании APU, в беседе с корреспондентом АРД Наранбаатаром Бямбажавом делится некоторыми подробностями ведения бизнеса одной из самых старейших и успешных производственных компаний Монголии.
- В прошлом году компания APU отпраздновала 90-летний юбилей. Какими достижениями компания встретила это событие?
- Действительно, прошлый год был очень важным в истории нашей компании. За 90 лет компания прошла все этапы развития от маленького цеха по розливу водки до огромного предприятия по производству алкогольных и безалкогольных напитков. Одним из самых важных событий прошлого юбилейного года был запуск молочного завода.
Если раньше компания APU была известна как производитель пива, водки, напитков, то теперь, с выходом в абсолютно новый для нас сегмент бизнеса, компания APU стала крупнейшим производителем продуктов питания. Это, безусловно, большое событие в жизни нашей компании. Молоко, йогурты, сметана, которые производит наша компания, могут легко конкурировать с продукцией международных производителей.
Кроме этого, в рамках 90-летней годовщины был завершен уникальный проект по разработке нового корпоративного имиджа компании. Название «АПУ» изначально было аббревиатурой от трех слов: «Архи, Пиво, Ундаа», что в переводе на русский означает «Водка. Пиво. Напитки». С новой корпоративной айдентикой «APU» - это Absolute, Pure, Unique. Это три основы, на которых строится философия компании, её миссия и цели.
- Какие мероприятия были организованы к юбилею?
- Прошлый год был очень насыщенный на события. Например, в конце июня APU пригласила всех иностранных партнеров в Монголию и организовала для них двухдневный праздник. Гости праздника познакомились с традициями и культурой страны, поближе познакомились с компанией и людьми, которые в ней работают. В течение этих двух дней, мы показали не только историю Монголии, но постарались представить современную страну с уникальными возможностями для развития.
Конечно, компания организовала много праздников и мероприятий для сотрудников компании. В течение года было много тренингов и семинаров, спортивных соревнований; компания участвовала в различных городских и национальных конкурсах. Но отдельно хочется рассказать о замечательном событии, которое мы организовали в октябре прошлого года.
Это был так называемый смотр самодеятельности среди наших сотрудников – фестиваль “Хамаг Монгол”. Всех сотрудников компании поделили на 11 команд, задача которых была представить 11 этнических групп Монголии, то есть были команды: “буряты”, “казахи”, “халхы”, «торгууд», «захчин», «баяд» и другие. Праздник прошел на высочайшем уровне.
Участники не только представили песни и танцы тех народов, но и представили традиции, язык, национальные игры, а некоторые команды даже приготовили блюда национальной кухни. В жюри были приглашены эксперты – ученые-культурологи, историки, люди, которые действительно знают историю и культуру национальных групп Монголии. Если интересно, вы можете посмотреть небольшие сюжеты концерта на нашем корпоративном сайте.
- Компанию APU знают и уважают в Монголии не только как первого национального производителя напитков, но и как активного участника и организатора различных мероприятий в области социального развития страны. Расскажите подробнее об общественной деятельности Вашей компании?
- Деятельность компании строится в нескольких направлениях. Во-первых, это забота об окружающей среде. Много внимания уделяется бережному использованию воды, переработке отходов производства. Компания прошла регистрацию по стандарту ISO 14001 Environmental Management System.
Во-вторых, как производитель алкогольной продукции, мы работаем согласно международным принципам ответственного продвижения алкогольной продукции, а также пропагандируем среди наших потребителей разумное употребление спиртных напитков.
- APU – это крупная компания в Монголии. Какова структура компании?
- Компания APU является производителем продукции, дистрибуция на территории Монголии происходит силами компании APU Трейдинг. Компания «Депот» занимается возвратной тарой. Кроме этого, у нас два спиртзавода – «НатурАгро» и «Улаанбаатар Спирт», поэтому контроль за качеством нашего спирта гарантирован. И, конечно, два хорошо известных ресторана в Улан-Баторе – “Их Монгол” и “Ivy” /Айви/. Все эти компании входят в состав Beverage Group холдинга Шунхлай.
- APU является лидером Монголии в производстве напитков, однако другие производители тоже активно развиваются. Каким образом конкуренция влияет на деятельность компании?
- Как правило, в своей работе мы руководствуемся принципами честной конкуренции. Мы считаем, что конкуренция – это не конкретно какие-то компании, производящие такие же напитки, а люди, потребители, которые выбирают нашу продукцию. Поэтому мы ориентируемся на наших потребителей, которые решают покупать или не покупать тот или иной продукт.
Создавая новый бренд, мы проводим серьезные исследовательские работы по вкусовому и зрительному восприятию, проводим дегустации, исследуем фокус-группы и другое. Конечно, конкуренция на рынке Монголии есть, другие производители работают очень активно, но они нам больше помогают – развиваться дальше и не стоять на месте.
- Сколько процентов в продаже напитков в Монголии занимает продукция APU?
- По результатам прошлого года APU в Монголии занимает 59 % на рынке водки, около 52 % на рынке пива. Лимонады и соки занимают около 10 % рынка. Два новых молочных бренда “Сайн” и «Маамуу» сейчас активно развиваются, продажи растут с каждым месяцем.
«Сайн» - это продукция для всей семьи, ассортимент представлен молоком, йогуртами, тараг и сметаной. Сейчас мы работаем над новой линейкой - ааруул (сухой творог) и аарц (сырок).
Для детей мы создали замечательный бренд «Маамуу» («Малыш» – рус.). Под брендом «Маамуу» производятся соки, молочные коктейли и йогурты.
- В целом вопрос о развитии национального производства в Монголии долго и остро стоит в перечне актуальных проблем страны. Как APU решает эту проблему?
- Являясь лидером пищевой промышленности, компания APU активно участвует в развитии национального производства. Во-первых, это привлечение мировых стандартов в производстве и использование новейшего оборудования. Компания привносит новые технологии и стандарты качества в Монголии, но при этом адаптируя их под местные условия. Во-вторых, мы создаем рабочие места, сейчас в компании работает почти 800 человек.
- Компания APU начала экспортировать свою продукцию в Россию. Какие планы у компании в этом направлении?
- Экспорт продукции является одним из приоритетов нашей компании. Мы уже провели ряд подготовительных работ, которые направлены на развитие экспорта. В настоящее время наша водка продается в России, Америке, Англии, Южной Корее, Германии. И Россия, конечно, является одним из ключевых рынков, особенно соседние с нами регионы – Бурятия, Чита, Иркутск. Жители этих регионов уже хорошо знают нашу продукцию. Такие водки как «Соёмбо», «Алтан Туру», «Болор» можно найти на прилавках магазинов Улан-Удэ, Иркутска, Красноярска.
- Расскажите о том, как Вы попали в Монголию? Как давно работаете в компании?
- Я работаю в компании APU почти десять лет. Тогда, в 2005 году, компания APU формировала отдел маркетинга, и меня пригласили поработать в новой команде. Я приехала после окончания Московского государственного университета. Там я получила степень MBA.
Сейчас я руковожу отделом корпоративных коммуникаций и инноваций. Моя команда отвечает за создание и управление всего портфеля брендов компании, кроме этого мы работаем над созданием имиджа компании в целом.
- Как менеджер высокого уровня вы довольны своей работой и работой компании?
- Думаю, что да. Десять лет работы в одной компании говорит о многом. Я счастлива работать здесь, в компании, которая развивается и активно растет. APU дает много возможностей для личного и профессионального роста. Руководство отлично понимает, что вкладывать в развитие брендов необходимо и жизненно важно для компании. Поэтому у нас всегда есть поддержка и свобода создавать интересные и сильные бренды. В этом плане мне очень повезло, потому что есть возможность творить.
- Какие личные цели вы ставите на данный момент в работе компании?
- Планов, как всегда, много. Но один из самых важных – совершенствовать свой монгольский язык...
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех читателей ресурса Asia Russia с наступающим Новым Годом по лунному календарю и пожелать успехов!
- Спасибо, Арюна!
Фото: Из архива компании APU
В сюжете: бизнес в МонголииAPUАПУпроизводствопродукты питанияпродовольствиеХамаг Монголнароды Монголииребрендинг