«Все шло к тому, чтоб превратить Хурал в ручной орган»
Особое мнение с депутатом парламента Бурятии Федором Бураевым.
Представитель фракции КПРФ, кандидат экономических наук, доцент. Заместитель декана экономического факультета по научно-исследовательской работе БГСХА.
Общественники Бурятии предлагают сократить число депутатов Народного Хурала до 25 человек. Есть ли в этом здравый смысл?
-Искусственно сокращать - нужны веские обоснования. Думаю, когда принимали Конституцию Бурятии в 1994 году, законодатели того времени взвесили все «за» и «против». В национальной республике должен быть сильный и независимый представительный орган власти. Понятно почему. С другой стороны, малому количеству депутатов будет тяжело справляться со своими задачами в городских районах. В сельских районах есть и компактные округа наряду с большими, например как 31 округ – Баунтовский и Курумканский районы. Там неудобное транспортное сообщение, огромная территория и проблем, наверное, выше крыши. Кстати, Ханхай Монголов (осужденный депутат Хурала – прим.редакции) от этого округа. И в этих двух районах, наверняка, люди останутся без своего представителя в Народном Хурале до сентября. То есть до новых выборов.
Вопрос с Монголовым практически решен. У них там есть депутат-списочник от «Единой России» - Баир Доржиев, но одному ему тяжеловато будет справляться. Поэтому, в этом вопросе не нужно рубить с плеча. Другое дело, если это касается экономии, то можно урезать зарплаты депутатам, исполняющим свои обязанности на постоянной основе. Это спикер и его заместители, председатели комитетов и их заместители - всего 14 депутатов. Там заработные платы на сотни тысяч рублей в месяц. Например, спикер получает порядка 400 тыс. рублей. Можно рассмотреть так же и другие расходы.
А сколько тратится на обычного депутата?
-Нам выделяют в районе 44 тысяч рублей в месяц - на исполнение депутатских полномочий по округу. По которым нужно отчитываться. Дополнительно к этому на трех моих помощников выделяется 53 тысячи рублей. И здесь каждый депутат сам распределяет. Первый помощник у меня получает 20 тысяч рублей, а второй и третий делят остальное.
Почему у нас низкое КПД выполнения разного рода программ, стратегий, концепции принятых Правительством Бурятии?
- Надо исходить из того, сколько выделено из бюджета на исполнение. Много красивых слов высказано, напечатано куча документов, а финансирование небольшое. Это компетенция исполнительной власти, прежде всего двух министерств - финансов и экономики. Прежде чем предложить бюджет на утверждение Народным Хуралом, они должны правильно рассчитать все затраты.
Кого видите на посту нового спикера?
-23 апреля, на одиннадцатой сессии, надеюсь, мы решим вопрос по окончательной отставке нынешнего Председателя Народного Хурала. Хотя конечно идет подковёрная работа с некоторыми депутатами - пытаются различными рычагами надавить, чтоб они проголосовали за сохранение на этом посту Гершевича.
С депутатами из «Единой России»?
- Не только. Вызывали и некоторых наших депутатов из фракции и некоторых справедливоросов.
Кто вызывал?
- Глава республики и действующий спикер Народного Хурала - совместно. Со всеми проводилась разная работа – разговоры в понятном ключе. Позиция нашей фракции – неизменная, будем голосовать за отставку. Конечно, не нужно тешить себя иллюзиями, что спикером станет представитель оппозиционной партии. Но мы будем выдвигать своего человека. На данном этапе уже высвечивается пять реальных кандидатов. Это Бато Семенов, Борис Ботоев, Цыденжап Батуев, Степан Калмыков и Борис Базаров. Из них, я бы предпочел видеть на этом посту последних двух. Как представителей, не входящих в партию власти. Поскольку есть надежда, что кто-то из них будет вести более независимую политику Народного Хурала. А как мы видим, представителям из правящей партии, если они голосуют независимо – пытаются выламывать руки. На заседаниях, если они «неправильно» проголосовали, спикер назначает перерыв и руководитель их фракции Павлов говорит – «Депутатам «Единой России» собраться в малом зале». И далее, с ними идет определенная работа. Но в случае с Гершевичем, это не сработало – хотя Павлов выходил на перерыв.
Почему Монголов не может быть депутатом?
- На следующей апрельской сессии стоит вопрос о снятии депутатских полномочий с Ханхая Монголова. Внесли вторым вопросом после отставки Матвея Гершевича. По закону, если есть судимость по уголовной статье, то такой человек не может быть депутатом. Идет обращение со стороны судебных органов в Народный Хурал о снятии полномочий с данного депутата. И такое обращение есть. На голосование вносит комиссия Народного Хурала по мандатам и депутатской этике. А так как на предыдущей сессии Монголова не было, решено было из этических норм, снять с него полномочия только в его присутствии. Надеюсь, он будет присутствовать.
Проголосуют ли депутаты из ЕР за снятие его полномочий?
-Не могу ответить за них – не знаю, честно говоря. Здесь сложно предсказать такой сценарий, но законодательный орган не должен идти против закона. Думаю, здравый смысл восторжествует.
Будет ли Мархаев (депутат Госдумы РФ) претендовать на пост главы Бурятии?
-До выборов еще далеко, но если будут досрочные, тогда конференция бурятского отделения КПРФ будет решать вопрос о выдвижении кандидата на этот пост. Сложно сказать, кого мы выберем, потому что будет определенная дискуссия внутри нашей партии. Но кандидатура Вячеслава Михайловича нам более подходящая. Главное – у него есть определенный авторитет среди населения. Он является оппозиционным политиком к нынешней власти в республике, который опирается на простых людей - преследует их интересы, а не на крупный капитал.
Есть мнение, что на ключевые посты у нас назначают не по профессиональным качествам. Примеров хоть отбавляй. Хотя глава Бурятии говорит о том, что все назначения на конкурсной основе, соблюдается некий регламент. Почему на деле происходит все по-другому?
- На следующую сессию, нашей фракцией, в частности депутатом Леонидом Турбяновым, инициирован вопрос по реализации кадровой политики в Бурятии. Отчитываться будет Иннокентий Егоров - первый заместитель Председателя Правительства Бурятии. Со стороны же видно, что есть дисбаланс в назначении на ключевые посты. Они проходят по различным родственным связям, кумовству, близкому знакомству. И очень интересно, почему люди никогда не проживавшие у нас республике, не знающие специфики нашего региона назначаются на ответственные места? Кроме этого, у нас в Правительстве только 5 членов представителей титульной нации. Это первый зампред Егоров, зампред Матханов и три министра – культуры, образования, сельского хозяйства. В национальной республике такого быть не должно. Должен быть национальный паритет. Такой перекос в кадровой политике начат с приходом к власти Наговицына.
Почему депутаты «Единой России» решили выступить против Матвея Гершевича?
-Думаю, что он исчерпал свой политический ресурс – чересчур начал поддакивать исполнительной власти, особенно главе республики. А парламент, как законодательная ветвь власти не должен себя так вести. К сожалению, все шло к тому, чтоб превратить Народный Хурал в ручной орган. И нынешний спикер содействует этому. У «единороссов», наверное, наступило прозрение, что нужна «свежая кровь» - перемены. Посмотрим.
Фото: автора, из архива Ф.Бураева
В сюжете: БурятияНародный ХуралГершевичНаговицынФедор Бураев