«Нам нужен новый Гэсэр»
Особое мнение с Алдаром Гунтуповым, общественным деятелем, кандидатом исторических наук. О памятнике казакам, БГУ, Голкове и возможном лидере бурят.
В Интернет-сегменте Бурятии он известен как блогер и публицист. Работал преподавателем. Вопреки мнению, что все активные оппозиционные общественники – это «грантососы», только и умеют, что долбить по клавиатуре, также занимается установкой печей и каминов. Мастер спорта по вольной борьбе.
В прошлом году баллотировался в Улан-Удэнский горсовет, по скандальному 6 округу, где победил действующий мэр города Александр Голков и трагически ушел из жизни его главный соперник Александр Толстоухов. Сам Алдар, будучи независимым кандидатом, без политического опыта, денег и связей, получил тогда довольно скромный результат. И то, его пытались снять с дистанции.
Зачем пошел на эти выборы? Понимая, что не победишь?
- Решил испытать себя, это большая школа, бесплатная и полезная. Хотел озвучить свою программу по развитию бурятского языка, молодежной политике, созданию привлекательного облика Улан-Удэ за счет национального колорита. Но во время кампании произошел форменный беспредел, меня сняли с выборов, потом я восстановился через суд 3 сентября, агитировал всего два дня.
Вчера, 7 апреля, было сорок дней с убийства Бориса Немцова, ты был на его встрече в Улан-Удэ, каково твое мнение о нем?
- С Немцовым я тогда немного подискутировал и упрекнул его, мол, приехал в Бурятию и не знает ни одного бурятского писателя, поэта, нашей истории и т.д. Критиковал за то, что в его программе не рассматриваются проблемы национальных регионов РФ, будто в стране не живут буряты, чеченцы, тувинцы и т.д. Но, в целом, не могу не признать наличие у него харизмы, лидерских качеств, обаяния. Его острое отношение к действиям нынешнего правительства, зачастую было по делу, опиралось на неумолимые факты, точно било в цель. Он обладал редким даром говорить о сложных вещах доступным, ясным русским языком. Нисколько не затуманивая смысл, увлекая слушателей.
Почему ты против памятника казакам?
- Памятник это символ. Я все-таки не преувеличиваю, вращаюсь среди образованных людей – общественников, ученых. Со многими знаком лично и слежу за их мнением. И я вижу, что идея установки такого памятника воспринимается негативно. И она абсолютно не пользуется популярностью, особенно среди бурят. И людям в наше время нужны другие символы. Сейчас трудное время, как никогда обществу нужно единение, межнациональное и межконфессиональное согласие. И нам нужны символы, которые это обозначают.
И этот предполагаемый памятник, по твоему мнению, раскалывает общество?
- Да, я считаю, что в этом деле есть противоречия. И я акцентирую внимание на установку памятника «Дружбы народов» или «Встреча цивилизаций». Мне эта идея очень нравится. Это будет наглядная демонстрация нашего единства. И эта идея десятки раз более востребована и нужнее нашему обществу, чем какие-то другие.
В обществе есть мнение, что если установят статую казакам - первопроходцам, то почему бы тогда не установить памятник защитникам бурятской земли?
- Это исторические факты. Там были буряад-монгольские князья, которые сопротивлялись в течение длительного времени. Об этом сейчас много написано. Если общественность будет настаивать на таком памятнике, то почему бы нет. Но это должно обсуждаться. И это как раз может способствовать сближению наших народов. Потому что бурятам, так же как и другим народам, нужно найти свою идентичность – восстановить связь поколений, историческую память утерянное в советское время.
Опять же, это не будет раскалывать жителей Бурятии?
- Если в будущем, на дискуссионных площадках представители всех общественных сил придут к мнению, что допустим, фигура того или иного бурятского деятеля, исторического персонажа приемлема, прогрессивна и заслуживает внимание - тогда установим. Но если будет откровенное неприятие любой части жителей, особенно оскорбляющее национальные чувства, установить такой символ это глупо. Ни в коем случае нельзя «ломать через колено». Это неправильно. Нужно всегда учитывать мнения, пусть даже меньшинства.
\
Место основания Верхнеудинска, где должен быть установлен памятник. Но какой?
Вот ты пишешь что, монголы зашли далеко в своем подражании Западу. Почему?
- Там была история с транссексуалами. Я столкнулся с этим в Сети – интервью с двумя жителями Великой степи. Сначала они были мужчинами, потом они сделали операции – стали женщинами. Меня просто задело, что это преподноситься как героизм. Якобы они шли против общественного мнения, осуждения, угрозы и пр. И осуждения на этот ролик, со стороны монгольской общественности я не услышал. Сам факт того, что транслируется это на популярном канале - это кощунственно. Фактически это пропаганда. И если это не осуждается, то считаю, что принимается обществом. Конечно, этих людей нельзя изолировать, преследовать. Это их право. Но я считаю, что не нужно это выпячивать. Это надо стыдливо прятать. Для нашей культуры монгольских народов это несвойственно. Нет этого в нашем фольклоре, преданиях и традициях. Вот это все нам чуждо и не произрастает из нашего прошлого. И вполне возможно есть идеологическая диверсия со стороны враждебных сил, чтоб попытаться ослабить, разрушить наш монгольский мир.
Есть ли «пятая колонна» в Бурятии?
- Ну, вот посуди, кто пятая колонна? НОД, которое говорит, что Россия - колония США, Конституция РФ написана американцами и наша финансовая система зависит от ФРС [Федеральная резервная служба]? Или допустим я, Женя Хамаганов и другие, которых пытались причислить к этому «лику святых»?
Даже те, кто сейчас выступают за этот памятник казакам-основателям Верхнеудинского острога, говорят о том, что через этот памятник необходимо обозначить любовь к Родине, воспитание молодого поколения, истинный патриотизм. Они же все говорят о таких высоких материях. В общем, я считаю, что 5 колонны у нас нет – это абсурд. И то, что они опубликовали этот пост, это я считаю, тянет на административное наказание. Потому что это оскорбление. 5 колонна это те, кто берет деньги, предает, занимается подрывной деятельностью. Прежде чем утверждать такое, нужны веские основания, доказательства. И если вы не можете доказать это, то оскорбляете человека, вы клевещите на него. Вы наносите ущерб репутации.
Сейчас только ленивый не говорит про ситуацию с выборами ректора в БГУ. Твое мнение?
- В этой принципиальной, восхищающей своим мужеством позиции преподавателей БГУ немалая заслуга событий годичной давности. Вот помнишь, год назад все мы, общественники, депутаты боролись за бурятский язык. Мы смело поднимали этот вопрос на различных площадках. И мы кое-чего добились. Этим самым мы раскрепощались, делались независимыми, свободными. Вспомним ролики Солбона Лыгденова, круглые столы Булата Шагжина и многих других. Принципиальную позицию некоторых депутатов. Мы сделали прорыв в развитии национального самосознания. Все что мы должны и можем в рамках закона – отстаивать свои культурные и исторические ценности. И эта совокупная деятельность сыграла огромную роль - люди стали смелее высказываться и выражаться. Особенно про то, что за свой язык и культуру нужно бороться и отстаивать права. Вот это эффект бабочки. Наблюдается причинно следственная связь - эволюция. Потому что 2-3 года назад те лозунги, которые были на этих митингах, нельзя было представить. И мы выразили свою позицию и заговорили на табуированную тему - национальный вопрос. По делу – без истерики.
Я на стороне активной части преподавателей БГУ, которые отстаивают самостоятельность в назначении своего ректора. Был и есть прекрасный профильный ВУЗ - флагман нашей системы образования. Кузница национальной элиты, кадров. ВУЗ, который несет гуманитарную миссию в развитии нашего языка, культуры. Зачем вмешиваться туда грубо, прямолинейно? Я считаю, что это нетактично, неразумно. Сами преподаватели должны из своей среды выдвинуть наиболее талантливых, опытных кандидатов в ректоры. И они обязаны сами, перед лицом будущих поколений, распорядиться своей судьбой. Я учился там, являюсь Банзаровским стипендиатом, защитил кандидатскую диссертацию.
А как смотришь на то, что сейчас вскрываются факты против Калмыкова?
- Это же все на стадии проверок и публикаций в СМИ. Причем, грязные статьи выходят. Ничего пока не подтверждено. Но я хочу обратить внимание на то, какое отношение имеет прошлые дела Калмыкова к выборам ректора? Пусть суд установит все эти факты и если будет такое, приму как данность.
Почему тебе не нравится стиль управления мэра Улан-Удэ Голкова?
- Я пока не вижу улучшения жизни горожан. Кроме этого, я знаю, что по статистике из нашей республики каждый год уезжают 2-3 тысячи молодых специалистов. Многие уезжают на учебу и остаются там. И, как правило, самые талантливые и лучшие люди. Почему они не остаются здесь? Они же наше будущее, надежда.
То есть это прямая ответственность нашего мэра?
- Конечно. Я пока не вижу молодежную политику города. Есть молодежная палата в горсовете и комитет по молодежной политике. И на республиканском уровне есть подобные институты. А где результаты деятельности? Наоборот, идет отток молодежи. И это результат кадровой политики. Ведь все знают о таких явлениях как кумовство и блат. Это настолько вошло в нашу жизнь, мы перестали удивляться. Допустим, на высокий пост назначается очень молодой, зеленый мальчик, ему даже 30 лет нет. Откуда он? Кто такой? И вдруг замечаешь фамилию, которая подозрительно похожа на фамилию известного высокопоставленного чиновника. Что это такое?
Вдруг он хороший и грамотный управленец? Ты же не знаешь.
- Это всегда под сомнением. Людям, которые в дальнейшем с ним работают, виднее. И факт профессиональной подготовки не скроешь. Если бы все процедуры приема на государственную должность были открытые, прозрачные, то вопросов бы не возникало. Нам говорят, что там есть регламент, независимый конкурс, комиссия. Извиняюсь, а кто сидит в этих комиссиях?
Молодой способный специалист, видя всю это картину, собирает вещи и уезжает. А что ему остается делать? И это разъедает наше общество. Мне еще в Голкове не нравится его закрытость, недоступность. Моральный климат, рабочий настрой в городе оставляет желать лучшего. У людей нет уверенности в будущем, оптимизма. Все закредитованы, непомерные расходы на ЖКХ, низкие зарплаты и прочее. А мэр должен своим примером, словами воодушевлять людей, создавать комфортный моральный климат. А мы не видим этого. Он там где-то огородился, абсолютно не публичен и далек от большего числа горожан. Кстати, это же самое могу сказать о Наговицыне.
Почему у нас в Бурятии нет национального лидера?
- В прошлом году мы проводили круглые столы и там, по вопросу о национальном, моральном лидере первое место занял Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев, на втором месте депутат Госдумы РФ Вячеслав Мархаев. Любой коллектив, от педагогов того же БГУ, до просто дворовой компании, всегда нуждается в лидере, заводиле.
В человеке, который не подавляет других, а наоборот возвышает людей в их же глазах, вдохновляет, берет на себя ответственность, формулирует цели, программы. И как наиболее принципиальный, умный, отважный, он ведет людей. Это специфика человеческого общества, мы так заточены. Также это касается больших групп людей, государств, республик, наций. И естественно у нас должен быть лидер – моральный и духовный авторитет. Также как и у любого другого народа. Человек, который например, скажет – хватит пьянствовать, дурью маяться – давайте думать о семье, о родителях, будущем своего народа. И мы задумаемся, прислушавшись. Своим поведением, действиями, идеями, принципами он будет доказывать свою правоту, вызывать восхищение.
У нас есть такой человек?
- Есть личности с большим потенциалом, и мы естественно должны поддерживать их. Мы должны способствовать их раскрытию и сплачиваться вокруг них. А так, по определению, лидером должен быть председатель ВАРК. Но сейчас эта организация незаметна и практически не играет роли в нашем обществе.
Он может претендовать на должность главы Бурятии?
- Может, должен и обязан. У нас есть лидеры, для какой-то группы - части бурят. Эти группы разделяются, формируются по разным признакам. Для одних это Мархаев, для других Жамсуев, Бато Семенов, Хамутаев и другие. Но такой единой фигуры, которая объединила всех - нет. И вот из всех этих групп должен выявиться, и вырасти потенциальный общий лидер.
У нас есть примеры Кадырова, Путина. Не получится так, что этот лидер потом замкнет на себе всё?
- Мы же монголы – кочевники, степняки. Давай исходить из того, что у нас очень сильная генетическая память. Мы всегда шли за баатарами, воинами, ханами. У нас инстинкт такой - мы восхищаемся мудрыми, ловкими людьми-удальцами, героями. И у чеченцев есть такое. Они не воспринимают слабых людей. Им, также как и нам нужны воины. У нас это глубоко сидит. Пришел с войны, охоты набил зверя, раздал бедным. Скромный, справедливый, заступается за слабых. Старикам почет и уважение. Такой человек не должен все брать на себя, заглушать голос и мнение людей, подавлять других.
Это же мифический персонаж?
- Он есть у нас в преданиях, эпосах. Это наша потребность и никакой политический строй не смог заглушить его. Мы ждем появления баатара – нового Гэсэра.
Фото: из архива А.Гунтупова
В сюжете: бурятыБурятияБурят-Монголиябурят-монголыГолковУлан-Удэгорсовет