Дочь Байкала
Особое мнение с бывшей балериной Бурятского театра оперы и балета, недавно получившей образование педагога.
Человек, который буквально заставил нас говорить о бурятском балете. Мы, все вдруг увидели, вспомнили, оказывается, у нас есть такое прекрасное искусство. Лия Балданова сдала экзамены в академии русского балета имени Агриппины Вагановой, по специальности – педагог балета. Она ученица Ларисы Сахьяновой, одна из самых известных бурятских балерин, заслуженная артистка Бурятии.
Что такое балет, что на первом месте, техника или душа?
- Научить человека танцевать, делать механические движения проще, чем научить раскрывать душу. Русский балет отличается от других тем, что у него есть душа. Взять, к примеру, Анну Павлову, может, она была не так сильна технически, но ее отличало именно внутреннее состояние. Сейчас очень много балерин, они все выучены и умеют танцевать красиво. Но должна быть индивидуальность, изюминка то, что человека может тронуть. Ни высота ноги, не количество пируэтов - вращений, прыжков, а человека может тронуть только внутреннее содержание. Вместе с движениями она рассказывает историю и добавляет свою душу, эмоции. И настолько бывает много внутреннего, что ты перестаешь замечать какие-то недочеты. И уже неважно, это так красиво! И вот это ее состояние доводит тебя до слез, настоящих эмоций, что ты забываешь о каких-то проблемах.
А что Вы делали в Санкт-Петербурге?
- В конце мая у меня будет защита магистерской диссертации. Это диплом международного уровня, там учат только граждан России. Лицензия, право представлять русский балет за рубежом и учить. По основному предмету нас обучает последняя ученица Вагановой. Это здорово, мне как балерине - взрослому человеку, открываются какие-то нюансы, секреты. То есть, нас начинают буквально учить заново.
Еще выкраиваю время, и репетирую с педагогом Кунаковой Любовью Алимпиевной, она замечательный человек и выдающаяся балерина Мариинского театра. Она находит время и работает со мной. Это моя самая главная удача - встретить такого человека. Она наставник от бога. Лариса Петровна, когда она была уже зрелой и состоявшейся балериной, приезжала в Москву и репетировала с Мариной Тимофеевной Семеновой – великой балериной, ученицей Вагановой. И она, очень многое дала Ларисе Петровне. Но ведь не многие об этом знали.
Ваши ближайшие планы?
- Мне предлагали преподавать в частной школе. Но я хочу еще потанцевать какое-то время. И вся загвоздка была в том, что мне нужно было постоянно отпрашиваться от театра. В этом плане, сейчас я уже свободна, и есть предложение от организаторов в Америке, куда я ездила с туром. Импресарио понравилось, он сказал, что у нас очень хорошая бурятская школа. Он никогда не знал, что в Бурятии есть балетные традиции. Для него русский балет - это Питер, Москва, Новосибирск, Пермь. Из Бурятии не так много артистов выезжает, и танцуют в главной партии. Их на самом деле очень мало. Это же здорово, когда про нашу школу узнают за ее пределами.
А кроме вас кто еще танцует за пределами Бурятии?
Последние годы идет очень большой отток артистов из Бурятии. Они все работают в Москве. Наши выпускники работают в московских труппах. Несколько артистов на ведущих партиях. Они абсолютно не жалеют о том, что уехали, но в тоже время хотят работать дома. Когда у нас будут достойные заработки и гастроли, многие вернутся. Можно эту задачу решить, если получить гранты, поднять зарплаты и найти импресарио, который заинтересуется нашим театром.
У нас красивый театр и многие хотят там проводить концерты и мероприятия. Но, он стал концертной трибуной, потому что в городе нет достойной большой площадки. А балетных спектаклей, в репертуаре, если перечислить, очень мало, поэтому их показывают три раза в месяц.
А есть потребность жителей и гостей Улан-Удэ в балете, насколько заполняются залы?
- Если это премьера, фестивали и приезжают артисты, то да, свободных мест нет. Наверное, вам лучше самому прийти и посмотреть. Иногда, когда выступают наши артисты, не всегда увидишь полный зал и бывает очень печально. Я помню, у нас были утренние сказки, и там было 12-15 человек-зрителей. Но мы все равно старались, никто же не будет в полноги танцевать. Просто было немного обидно – почему так происходит? Хочется работать при полных залах. Чтобы показать спектакль, тратится много времени, труда и сил из других цехов - артистов оркестра, монтировщиков, костюмеров.
Мне понравилось в Улан-Баторе. Там артисты сказали, что у них всегда полные залы. В-первых у них очень много иностранцев. Первые три ряда в партере выкуплены Президентом, администрацией, бизнесменами на весь сезон, год. Центральные ложи всегда заняты иностранными инвесторами. Они приходят туда в вечерних костюмах, с детьми. Очень красиво.
Сходить на балет- это такое же событие как послушать оперу. Это естественно. Я все это увидела, была удивлена. Буквально ехать несколько часов, а такая большая разница. Узнала что у них там несколько частных балетных школ, спросила – это вам интересно? Сказали да, это модно, престижно. Ведь профессия артиста балета отличается тем, что мы можем работать в любой точке мира, если хорошо обучены и есть природные и внешние данные.
Есть ли у нас в республике частные балетные школы?
- Нет, у нас только хореографическое, балетное училище. В Улан-Баторе есть балетное училище и частные балетные школы. И поэтому в мире очень много монголов – ведущих солистов. А бурят – нет. Мы не можем составить конкуренцию.
А в Москве много частных школ?
- Да, и в Петербурге много, они все открываются одна за другой. Ведь, когда именитые балерины танцуют, многие, приходя на концерт, хотят, чтобы их дети были похожими на них, и отдают их в балет. Так было во все времена.
А где вы хотели преподавать?
- Не знаю где, но в частном порядке. В процессе обучения надо, чтобы ребенок сам сильно этого хотел. Когда я прохожусь по балетным залам в академии, там видно, что из этих детей через несколько лет вырастут звезды балета. Они уже с детства готовят себя к большой сцене и это заметно. Смотрела урок педагога Дианы Вишневой. Два года назад у нее был выпуск. Две ученицы сразу стали ведущими балеринами в Большом театре и в Мариинском. Мне стало интересно, какая у нее система обучения. Все зависит от наставника. Только педагог может развить талант ребенка и научить. Когда балерина становится ведущей солисткой, в первую очередь, спрашивают, кто ее педагог. А если, такие звезды выпускаются периодически, значит у этого наставника своя система обучения. Но, основанная на общей методике - она у всех одна.
Педагог балета должен не только техническую часть дать, но и воспитать внутренне, раскрыть индивидуальность. Вот, например, у Ларисы Петровны Сахьяновой была своя индивидуальность, настолько сильная, что она покорила всю планету. И настолько известной сделала бурятский балет. Хотя были тогда очень достойные, технически более совершенные балерины у нас в республике. Но, почему-то все помнили и говорили о ней. Потому что она отличалась. И еще, у нее были все задатки, а руководство нашей республики в то время помогло ей, поддержало.
Лариса Сахьянова, народная артистка Советского Союза.
А почему у нас не выращивают звезд?
- Даже, если у нас есть способные дети, то они не задерживаются тут. Потому что, как я говорила, нет условий. В Монголии пусть у них театр старый, не дошел до реконструкции, там штукатурка обваливается, но зато огромный репертуар. Правда, там талантливые артисты, покорив международные конкурсы, уезжают работать в другие балетные компании. Они конкурентоспособны в этом мире.
Не жалеете, что расстались с нашим театром?
- С одной стороны рада, я сейчас более свободный человек. И могу планировать свои идеи, проекты и не зависеть от театра. В прошлом году с некоторыми артистами мы сделали концерт в Москве. Позвала наших артистов из Питера и Москвы и предложила, давайте поучаствуем в одном проекте, где я буду кураторам, организатором. Нашла спонсоров. Очень много людей откликнулось, которые сказали - хотите сделать концерт, посвященный Ларисе Сахьяновой в Москве – да, это хорошая идея!
И когда мы вернулась, в театре, мне и артистам, которые выступали со мной, сделали замечание. Но все остались довольны. Они слетали в Москву, выступили, нас очень тепло встретили. Они еще получили гонорар. Ну, разве это плохо? Конечно, это нарушение дисциплины, но, пока я дождусь, когда наш театр в полном составе поедет на декаду в Москву, может, я уже не буду танцевать. И самое важное, что зрители остались довольны. Они стояли, хлопали минут двадцать, некоторые даже плакали. Благодарили нас за этот концерт. И все спрашивали, почему наш театр не возит оперу и балет в Москву, мы очень давно не видели такого полноценного концерта?
И тогда, ко мне подошла женщина-режиссер из Москвы и спросила - а кто у вас устроитель этого мероприятия? Ответила, что я. Она спросила – а где ты училась на это? Я – нигде. Она была поражена и сказала, что мне нужно этим заниматься.
То есть, шлейф нарушений дисциплины идет оттуда?
- Да, может я несистемный человек. Мне чего-то хочется больше, а вот эти рамки, которые здесь есть, меня не устраивают. А хочется, чтобы бурятский балет увидели, где-то в другом месте. Это же естественная потребность. Такая же история с фильмом. Когда пришла идея что-то сделать, один человек предложил мне снять фильм о Ларисе Петровне. Я говорю, что не умею и не знаю как. А он – попробуй.
И я сидела в Интернете, искала, читала, как составляется и пишется сценарий. Что нужно сделать в первую очередь. Я не умела это делать, но я ходила, училась, спрашивала у людей. И в итоге очень много откликнулись. И мы сделали этот фильм. И потом, оператор говорит - может на канал «Культура» отправить? Я – а как это сделать? Точно, так же - а ты попробуй.
И вот я приехала в Москву и спрашиваю, как мне послать этот фильм на «Культуру». Говорят – надо денег заплатить, у меня их нет.
Стала искать людей причастных к этому каналу. И через тридцать закрытых дверей нашла женщину. Писала каждый день ей письма, отправляла фильм несколько раз.
И она только через некоторое время сказала – ну вы мне надоели, что вам нужно? И я говорю – посмотрите, пожалуйста, этот фильм. И в итоге через полгода это фильм, «Дочь Байкала», вышел на канале «Культура». Правда, не в моем варианте, а в их, правильном, профессиональном ракурсе. Естественно это очень многим не понравилось. Мне, еще тогда сказали - инициатива наказуема – вот, ты сейчас допрыгаешься. Ну вот, случилось то, что случилось…
Тогда, я сказала – мне тесно, я хочу много танцевать, выезжать, развиваться. А здесь, в нашем театре я всего один раз в месяц выхожу на сцену. И все! Время то идет, а хочется большего.
Некоторые, меня упрекают в том, что я часто упоминаю имя Ларисы Петровны. А это неправильно, потому что для развития и продвижения нашего балета мы должны помнить и говорить о ней. Использовать это имя для воспитания молодых, показывать, как пример безграничной преданности искусству. Даже в обычных мелочах мы прокалываемся. Например, не сделали табличку на известном памятнике возле театра. Куда мы движемся, чему мы должны поклоняться?
А что у вас на первом месте, семья или карьера?
- Семья. Наверное, сказала бы, что я домашний человек, земные радости мне ближе.
Лариса Петровна мне всегда говорила – «Лийка, ты не любишь балет, так как надо. Как настоящая балерина - жертвовать всем. Ты такая приземленная».
Я, например, могут перед репетицией лечо варить, ужин стряпать, а не готовиться. И еще люблю покушать хорошо. Обожаю домашний суп с лапшой. Такие вещи для нормальных людей мне ближе. Не голодаю, потому что лишние калории выходят во время тренировок, репетиций. Моя дочь хочет стать стоматологом. И я в детстве хотела быть врачом.
Есть планы, связанные с Монголией?
- Да, я еду работать с артистами балета из Улан-Батора. Они там создали свою труппу, есть импресарио, директор. Хотят гастролировать, выезжать за пределы своей страны. Пригласили меня сотрудничать в качестве балерины. Потому что, я с ними уже два раза выступала, танцевала «Лебединое озеро», и они меня видели.
Что движет Вами?
- Я ничего не потеряла, потому что мне нечего было терять. А даже больше приобрела. Получаю образование, знакомлюсь с интересными людьми, общаюсь, там жизнь кипит, и ты понимаешь, что находишься в эпицентре. А мы тут сидим, ради того чтоб раз в месяц выйти на сцену. Это как проходящий поезд и ты пытаешься запрыгнуть на него, сесть и поехать вместе со всеми. Или стоять смотреть, как он уходит. Например, в Казани в театре, билеты раскупают за несколько месяцев вперед, репертуар расписан на весь сезон, афиши за полгода висят. Когда балетная труппа уезжает на длительные гастроли за границу, в театре проходят оперные фестивали. Там артист балета по президентскому гранту получает 200 тысяч рублей в месяц и дополнительно к этому они зарабатывают на гастролях за границей.
Я здесь получала 23 тысячи. Естественно, они там имеют больше возможностей заниматься любимым делом и при этом неплохо зарабатывать. Каждый театр в Новосибирске, Челябинске, Красноярске, Воронеже, Уфе прикреплен к импресарио. Система правильно выстроена.
Те люди, которые имеют другую точку зрения, непохожее на общее мнение, становятся неправильными. Я абсолютно ни на кого не держу зла, это просто стечение обстоятельств, так ситуация сложилась. Нет победителей и проигравших. Если одна дверь закрылась, где-то открывается другая. Я хочу, чтобы и у меня все было замечательно, а не казалось хорошо.
Фото: автора, Н.Улановой, А.Александрова, из архива Л.Балдановой
В сюжете: БурятиябурятыБурятский театр оперы и балетаЛия Балданова