Детский омбудсмен в Бурятии: ВИЧ - инфицированных детей усыновлять можно
Сводки криминальной хроники в Бурятии изобилуют сообщениями, связанными с насилием над детьми. В прошлом году республику потряс вопиющий случай изнасилования младенца. Совсем недавно АРД рассказал историю о том, как месячного малыша просто забыли в квартире горе- родители. В последнем случае малыша спас 17 - летний юноша... К сожалению, подобная ситуация во многих регионах России и часто - национальных. А что делают в Бурятии взрослые защитники прав ребенка?
Особое мнение с Уполномоченным по правам ребенка в Республике Бурятия Татьяной Ефимовной Вежевич.
Автору АРД она рассказала кто виноват в смерти ребенка в детском доме «Малышок», как бороться с педофилией, много ли у нас ВИЧ-положительных детей, как искоренить школьный рэкет, поборы и многое другое.
- Возвращение ребенка матери, которая выкинула новорожденную дочь, это реально?
Вопиющий случай, когда ребенка случайно нашли в канаве. Если бы проходящий мимо пастух не услышал плач, то девочка бы погибла. Ситуация осложняется тем, что мать пытавшаяся избавиться от ребенка и отец не принявший мер по предотвращению этого преступления, вовремя не были лишены родительских прав. Приемные родители оформили опеку, подготовили документы на удочерение девочки, по закону, нужно было согласие биологических родителей. Естественно, получили отказ и более того, столкнулись с тем, что кровные родители попыталась вернуть девочку. Верховный суд Бурятии тогда принял скандальное постановление о возврате ребенка. Мы предприняли все меры, чтобы приостановить решение суда. Неожиданно суд выносит решение об усыновлении ребенка приемной семьей Шойжилжаповых. Но биологические родители подали апелляцию. Поэтому адвокат, которого мы рекомендовали приемной семье, подал иск о лишении родительских прав биологических родителей. Эту процедуру своевременно не инициировали органы опеки Иволгинского района. Теперь ситуация принимает затяжной характер. Вопрос находится под моим контролем и у Павла Алексеевича Астахова. Мы будем использовать все законные возможности по защите прав малышки - нельзя возвращать ребенка в семью, где его пытались убить.
- Какое наказание понесут должностные лица в связи с гибелью шестилетнего мальчика в детском доме «Малышок»?
Ориентировочно с декабря, 35 детей болели чесоткой, в том числе и погибший ребенок. Кроме этого, было обнаружено несколько случаев заболевания дизентерией. Никто из работников детского дома – ни директор, как законный представитель детей, ни медицинский работник, не подали своевременный сигнал о массовом заболевании. Когда у одного из них открылся понос, медсестра позвонила домой врачу и та по телефону рекомендовала сделать капельницу. Непрофессиональные действия медицинских работников детского дома, привели к смерти ребенка. Скорая помощь была вызвана слишком поздно.
В настоящее время следствие продолжается, проводятся экспертизы, заключения. В зависимости от результатов этих исследований будет выявлено, кто из должностных лиц понесет уголовное наказание. В любом случае, будет возбуждено уголовное дело. В настоящее время директора детского дома уволили, и по отношению к ней можно говорить о халатности, ведь первые серьезные нарушения были выявлены летом прошлого года. Тогда Росздравнадзор обнаружил нарушения – врач работал без лицензии, не была проведена аттестация медицинских работников. После этого со стороны учредителей, Минсоцзащиты не было контроля над устранением выявленных нарушений. А ведь беды можно было избежать, если бы каждый на своем месте добросовестно исполнял свои обязанности.
- Почему, для того, чтобы установить на канализационный колодец крышку, люди обращаются к вам?
В-первых, к нам обращаются не только по колодцам. И собак просят отловить, дебошира приструнить, злостных алиментщиков разыскиваем, в процесс купли – продажи вмешиваемся в интересах детей, наводим порядок на детских площадках и т.д. Люди обращаются к нам, устав ходить по инстанциям, ждать помощи от чиновников. Хождение по мукам в прямом смысле слова. С другой стороны, люди поняли, что мы быстро реагируем, контролируем ситуацию, оказываем реальную помощь. Когда мне поступает сигнал, я сразу же звоню тому, кто должен исправить ситуацию и если люди не понимают, выезжаю на место. Может от того люди к нам обращаются, что мы стараемся реагировать сразу, добиваться результатов и не занимаемся отписками. Так и говорят – «нам больше обратиться не к кому».
Хотя, все мои предложения носят рекомендательный характер, это не значит, что их не надо выполнять. О серьезных нарушениях я информирую главу республики, он сразу же дает поручения о принятии оперативных мер. Я имею право передавать обращения в прокуратуру и в любой другой надзорный орган. Чиновники, должностные лица это знают, поэтому стараются исполнять наши рекомендации. Каждое обращение мы держим на контроле до полного разрешения проблемы, стараемся исполнять свои обещания гражданам. Наверное, поэтому к нам легче достучаться.
- Как глава Бурятии может оздоровить ситуацию с насилием, преступностью против половой неприкосновенности малолетних и несовершеннолетних детей?
- У меня проводиться ежедневный мониторинг по республике преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их. Ко мне, через правоохранительные органы поступает вся информация, где я отдельно отслеживаю преступления сексуального характера. Анализ ситуации за 1 квартал 2015 года показал рост таких преступлений. Я обсудила ситуацию с Вячеславом Сухоруковым, руководителем СУ СК РФ по Бурятии. Мы совместно разработали комплекс мер по предотвращению подобных преступлений и направили письмо главе республики Вячеславу Наговицыну, где представили анализ наиболее громких преступлений, и попросили дать поручения ведомствам и главам районов. Поручения главы республики обязательны для исполнения, они стоят на особом контроле. По нашему письму Вячеслав Наговицын дал поручения министерствам и ведомствам. Например, министерству образования до конца учебного года, необходимо провести в каждой школе, в каждом классе родительские собрания. с приглашением следователей, участковых инспекторов, специалистов с тем чтобы они разъяснили родителям ситуацию по таким преступлениям. О том, как на ранней стадии в семье выявить подобные явления, как защитить ребенка от насилия. Ведь многие мамы не верят тому, что в их отсутствие сожители, отчимы насилуют детей. В большинстве случаев, это происходит скрыто и только случайно узнают об этом. А сколько у нас еще не выявленных случаев?
Главам муниципальных образований дано поручение о проведении в каждом населенном пункте сельских сходов. Надо привлекать самих жителей к наведению порядка в селе, деревне, поселке. На сельском сходе до самих жителей правоохранительные органы доведут информацию по преступлениям сексуального характера по отношении к детям и подросткам и о мерах, которые необходимо принять. Пусть местные власти организуют общественные рейды, контроль над неблагополучными семьями. Чаще это происходит там, где родители пьют. И такая предупредительная работа должна иметь эффект. Поручения даны всем структурам, имеющим отношение к решению данной проблемы. И, конечно, будет спрос за то, что сделано.
- Почему родители тяжелобольных детей вынуждены сами собирать деньги на лечение?
Это дорогостоящее лечение, и все кто нуждается в этом, состоят на учете в учреждениях здравоохранения и на очереди для получения квоты. Направление на лечение дает Минздрав республики, оплачивается проезд больного и сопровождающего, лечение или операция для больного бесплатное. К сожалению, денежные средства на проживание по месту лечения не выделяются. А если там надо жить длительное время, требуются немалые расходы, поэтому некоторые родители вынуждены обращаться за помощью, используя все возможные пути размещения объявлений и обращений.
Некоторые родители не хотят ждать квоты, некоторые не доверяют российским врачам, сами для себя решают и выбирают место лечения. Это их право. Но тогда это лечение оплачивают сами родители. Чтобы получить лечение за государственный счет за пределами России, необходимо экспертное заключение Минздрава России о том, что у нас в стране такую помощь оказать не могут и рекомендовано лечение за границей.
- Много ли у нас ВИЧ-положительных детей сирот?
К сожалению, такие дети есть. В наших детских домах такие дети есть, их немного. По закону о персональных данных, законах действующих в сфере здравоохранения, это информация не разглашается. Владеет этой информацией только законный представитель, в детских домах это директор, если в семье, то приемный родитель и медицинские работники. Эти дети состоят на особом учете, ежегодно проходят диспансеризацию, необходимые процедуры, лечение. Таких детей можно усыновлять.
- Как переломить ситуацию со школьными поборами?
Это бич нашего времени. Любое детское учреждение сегодня нуждается в развитии. Только из-за нужды школы, детские сады собирают деньги, чтоб создать условия детям. Именно с этой позиции, хотя родители имеют право не делать это, они обязаны участвовать в жизни, развитии учреждения.
Проблема в том, что нужно это делать на законных основаниях. Сами родители должны занимать активную позицию. Когда некоторые взрослые сидят, сложа руки, то естественно, кажется, что им диктуют условия, собирают деньги не понятно на что. Они начинают возмущаться и жалуются. Когда родители создают родительский комитет, изучают положение дел, выявляют то, чего не хватает школе, детскому саду, и решают, как помочь учреждению, это меняет ситуацию. Сегодня многие родители готовы помогать, и имеют на это средства. Для этого нужно создать нормативную базу, официально зарегистрировать общественную организацию родителей, например, в виде попечительского совета. Это дает возможность открыть лицевой счет в банке. Тогда у родителей появляется возможность контролировать приход и расход, решать самим, на что расходовать средства. Сегодня это есть не везде. Не должно быть такого, чтобы директор школы, завуч, педагоги собирали деньги. Они не должны иметь отношение к сбору средств. Если деньги собирают с родителей, это должна быть инициатива и решение самих родителей. Другое дело, когда директор обращается в попечительский совет с просьбой рассмотреть вопрос о выделении средств на что-то. Тогда родители рассматривают этот вопрос и принимают решение. Это должно быть решение всех родителей, а не узкой группы.
Кроме всего этого, нужно дифференцировать эти взносы в зависимости от возможностей родителей. Если это многодетные семьи, дети из приемных семей, матери одиночки, сироты то для каждой семьи из этой группы должны быть скидки. Например, для многодетных семей-50%, матери-одиночки -75%, а семьи, воспитывающие сирот, освобождаются от этих взносов. Конечно, это родители должны решить. Но руководитель учреждения должен быть мудрым человеком и подвести родителей к этому решению.
- Имеете ли вы отношение к формированию местных бюджетов, по сути, эти поборы являются следствием недостаточного финансирования?
- Я могу выходить с инициативой по эти вопросам в рамках своих полномочий. Например, с этими поборами, после того как мы обобщили результаты анализа по городу Улан-Удэ и пришли к выводу о том, что образовательным учреждениям на приобретение и ремонт выделяют мало денег. Этих средств едва хватает на устранение предписаний надзорных органов. Я обращаюсь к учредителю – мэрии города так, как от нее зависит формирование бюджета. По детским пособиям я обращалась в Народный Хурал. Детские пособия по уходу за ребенком выплачиваются до 1,5 лет, тогда как матери должны сидеть с ребенком до 3 лет, потому что в садик берут с этого возраста. А на что должна жить семья в это время? Мы обобщили эту практику, внесли предложение через федеральный аппарат в Государственную Думу, потому что решение данной проблемы относится к федеральным полномочиям.
Я уже целый год инициирую вопрос об увеличении или хотя бы индексации пособия приемным родителям на содержание ребенка. На сегодняшний день - это 4800 рублей, тогда как прожиточный минимум в республике чуть более 8000 рублей. Как на это жить? Глава Бурятии поддержал этот вопрос и дал поручения Минсоцзащиты провести расчет. И буквально на апрельской сессии будет рассматриваться этот вопрос.
Мы анализируем ситуацию во всех сферах – медицина, образование, социальная защита, культура, и готовим ежегодный доклад главе республики о состоянии защиты прав и законных интересов детей в данных сферах. На основании наших предложений Вячеслав Наговицын дает поручения органам исполнительной власти. Далее мы совместно с министерствами и ведомствами решаем эти вопросы. Приглашаю все органы власти, обсуждаем и протокольно проводим решение, ставим на контроль исполнение. Если не исполняют, включаем другие механизмы.
- Какая ситуация с обеспечением жильем детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
Это очень больной вопрос, уже не один год обсуждаем эту проблему. Поступает много обращений граждан, относящихся к категории «дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», которые нуждаются в жилье, просят помочь. Есть обращения, содержащие жалобы на качество предоставленного жилья. Больше всего заявителей возмущает равнодушие служб решающих вопросы с обеспечением жилья. В прошлом году была создана Правительственная комиссия по работе с обращениями граждан. И тогда, на первое заседание комиссии я вынесла вопрос по жилью детям - сиротам. Даны поручения Минстрою и Минсоцзащиты, дело сдвинулось с места.
Вопросы качества жилья и вообще, обеспечения жильем находятся на особом контроле, потому что очередь двигается медленно – в среднем, срок ожидания 5-7 лет. Сейчас на очереди чуть более 6 тысяч детей. В прошлом году жилье получили всего 313 детей данной категории. До 2013 года сиротам выделяли деньги на приобретение жилья, с января 2014 года прекратили эту практику. Потому что в ряде регионов России были случаи гибели сирот после получения денег, их обманывали мошенники, не имея жизненного опыта сироты, покупали некачественное жилье. С 2013 года принято решение о выделении помещений, создав спецжилфонд. Проблема в том, что тех денег, которые выделяют по нормативам в размере 730-830 тысяч рублей, недостаточно, чтобы приобрести готовое жилье в новостройке. Было решение, что будем сами строить. Большинство сирот хотят получить жилье в Улан–Удэ, и это их право, но в городе нет свободных участков в черте города. Получается замкнутый круг.
В целом, все же наметилась положительная динамика: первый опыт позволил отработать механизмы строительства жилья спецжилфонда, выстроить отношения с добросовестными застройщиками, и что немало важно, решить вопросы передачи и сохранения жилья собственниками.
- Что делать со школьным рэкетом?
- Сейчас мы работаем по школе N37 города Улан – Удэ. Самая большая проблема школьного рэкета - пострадавшие не хотят заявлять об этом в полицию. Понятно, что дети бояться, об этом говорить им угрожают. Если заявления не поступают в полицию, то естественно никто никаких мер не будет принимать. Вымогательство носит скрытый характер и в редких случаях это можно выявить. Хорошо, что в 37 школе родственники смело, открыто заявили о факте вымогательства, обратившись к мэру города за помощью. Благодаря информации в соцсетях и СМИ в ситуацию вмешались органы внутренних дел.
Все же вымогательство можно выявить, когда школьные службы работают добросовестно. Не надо ждать, что кто- то пойдет и напишет заявление в полицию. У нас есть школьные уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса, психологи. Когда нам в 37 школе объявили, что это единичный случай, аппарат Уполномоченного провел анонимное анкетирование, мы выявили, что это носит системный характер. Мы вычислили плоть до того, сколько денег требуют в начальных классах, средних и старших. И даже выявили лиц, кто собирает эти деньги. Все материалы мы передали в правоохранительные органы. У нас уже есть соглашение с МВД по Бурятии, в рамках которого мы оперативно реагируем в случае правонарушений. Далее, компетентные органы уже работают с вымогателями. Мы же в свою очередь, проведем общешкольное родительское собрание, чтобы проинформировать родителей о том, как защитить ребенка от вымогателей. Обязательно, встречусь с министром образования Алдаром Дамдиновым. Профилактическую работу должны проводить органы исполнительной власти. В школах вводят психологов, службы медиации, есть социальные педагоги, классные руководители – надо повышать требования к их работе.
- Можете прокомментировать трагический случай с девушкой, которая выбросилась с девятого этажа вместе с ребенком?
- Я сразу получила информацию по данному факту из дежурной части МВД по Бурятии, к сожалению, изменить ситуацию уже было невозможно. По имеющейся информации, женщина приехала из Санкт-Петербурга, прописана там. Муж живет в Санкт–Петербурге, она приехала к родителям. Сейчас идет следствие, я не имею права вмешиваться в этот процесс. После того как закончиться следствие и будут сделаны выводы, службы по работе с семьей должны принять меры по профилактике подобных случаев. Страшно, что мать вот так распорядилась жизнью своего ребенка. Это такой же дикий случай как с той девушкой, которая выбросила новорожденного ребенка, оставив его умирать. Это факты безответственного родительства. И тогда, по большому счету, надо выстраивать работу всех социальных служб с семьей. В этом направлении наш аппарат Уполномоченного проводит работу по формированию ответственного родительства в школе, рекомендуя различные формы взаимодействия с семьей.
- А как вы сотрудничаете с детским уполномоченным по городу Улан-Удэ?
- Сейчас такой должности в городе Улан–Удэ нет, потому что новый состав горсовета города такого решения не принял. В прошлый созыв это было удачное решение – назначение депутата Индиры Валерьевны Шагдаровой Уполномоченным. Она в рамках своих депутатских полномочий курировала вопросы, связанные с детством. Мы с ней заключили соглашение, многое смогли сделать – создали институт школьных омбудсменов в столице, обучили. Индира Валерьевна поощряла работу правозащитников, ввела грантовую поддержку. Школьные омбудсмены разрешали многие конфликты, оказывали практическую помощь. Это был очень хороший вариант в городе Улан-Удэ, ведь в столице самое большое количество несовершеннолетних детей и самое большое количество детских учреждений. Поэтому я планирую встречу с Александром Голковым, для того чтобы обсудить вопрос о восстановлении института уполномоченного по правам ребенка в Улан–Удэ.
- А есть у нас такой институт по районам республики?
Мы создали институт школьных омбудсменов, их сейчас у нас 423 человек – Уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса. Внутри каждой школы были проведены выборы школьного омбудсмена. Кого-то выбрали из числа родителей, кого-то из числа учителей. Но мы рекомендовали не избирать из сотрудников администрации школы. Мы разработали Положение, в течение двух лет обучили их по различным формам правозащитной деятельности. Мы рекомендуем не ждать, когда поступит сигнал, например, по тем же поборам, рэкету. Школьный омбудсмен должен постоянно изучать ситуацию в школе, например, контролировать качество школьного питания, обеспечение школьников учебниками, следить за безопасностью детских площадок и спортивного оборудования и т.д. В случае выявления нарушений, принимать меры по их устранению. Очень важно, чтобы школьный омбудсмен вел просветительскую и профилактическую работу и делал это в тесном взаимодействии со всеми школьными службами.
После того, как мы создали эту систему, начали выходить на районные уровни. Я встречалась с некоторыми главами районов и просила их ввести по опыту города Улан–Удэ районных омбудсменов из числа депутатов райсовета или администрации. Уже в нескольких районах такие люди появились, например, в Баунтовском, Кижингинском районах. Это общественная должность, пока нет законодательной базы. Мы разработали примерные положения, методические рекомендации, обобщили опыт других регионов и разослали эти материалы для работы в районы. Сейчас главы районов начали понимать, что служба правозащитников нужна не только как контролирующий орган, она необходима для реализации государственной политики в сфере защиты детства. Именно эта служба может организовать работу с населением, учреждениями по поддержке детей и взрослых, правовому воспитанию и просвещению.
В сюжете: права ребенкаБурятияпедофилияомбудсмен