Еще одна монгольская беда: право- или левостороннее движение
Публицист Д.Жаргалсайхан о "плюсах и минусах", исторических фактах появившегося явления.
Чем дешевле, тем дороже
Согласно закону, дорожное движение в Монголии регулируется по правилам правостороннего движения. Это значит, что независимо от того, есть дорога или нет, машины должны держаться всегда правой стороны. Все правила дорожного движения Монголии, а также инфраструктура страны рассчитаны на леворульные транспортные средства.
Но, по состоянию на конец 2015 года, из 440 тысяч участвующих в дорожном движении Улан-Батора автомашин лишь 54% были праворульными. В 2015 году в Монголию были ввезены 37 тысяч автомобилей, из которых 34 тысячи - яонские автомобили. Если пересчитать это на деньги, то из 210 миллионов долларов 180 миллионов или 86% пришлось на Японию.
По соглашению “О свободной торговле”, заключённом между Японией и Монголией, новые автомобили, а также автомобили не старше 36 месяцев с даты выпуска осовобождаются от таможенных платежей, а остальные облагаются налогом в пять процентов. Это приведет к значительному росту количества японских праворульных автомобилей на дорогах Монголии.
В Японии действует закон, по которому автомобилям старше 10 лет запрещается участвовать в дорожном движении. А, значит, Япония заинтересована в том, чтобы дешево продать поддержанные машины 7-8 летней давности за границу. Если в период 2011-2015 годов из Монголии в Японию было экспортировано товаров на общую сумму 72 миллионов долларов, то экспорт из Японии в Монголию составил более 2 миллиардов долларов. Из них 1,3 миллиардов долларов приходится на автомашины, причем 66% всех ввозимых автомобилей - “Prius”-ы.
Чем лучше дороги, тем больше ДТП
Правила дорожного движения любой страны должны соответствовать расположению руля автомобилей, благодаря чему правила становятся гарантом безопасности, быстроты движения и уменьшения пробок на дорогах.
По статистическим данным, в 2014 году в столице Монголии было зарегистрировано 11630 дорожно-транспортных происшествий, и в 59% случаев участниками аварий были автомобили с правым рулём. А в 2015 году количество ДТП достигло 41064, и 64,4 % машин-участников были праворульными. За один год число ДТП возросло почти в четыре раза.
Водитель праворульного автомобиля должен полностью выехать на встречную полосу, чтобы убедиться, что он может совершить обгон впереди идущей машины. Это и становится причиной многих ДТП. Особенно резко число ДТП возросло с улучшением состояния дорог в Улан-Батаре.
За период 2012-2015 годов в Монголии было проложено 6351 км дорог с твёрдым покрытием и планируется построить ещё 5700 км дорог с твёрдым покрытием в 2016-2020 годах. Большинство дорог в провинции двухполосные и между полосами нет разделительных линий. Водители должны ориентироваться на глаз. Объезжая многочисленные ухабы и ямы, водители резко выворачивают руль, что тоже приводит к многочисленным ДТП.
При въезде в город, на парковку и во многих других случаях водителям праворульных автомобилей приходится выходить из автомобиля или передавать деньги через противоположное окно, чтобы получить талон или заплатить за паровку, что приводит к замедлению общего движения. А так как большинство автомобилей в Монголии являются праворульными, то давно уже не действует правило, согласно которому левая полоса дороги предназначена для быстрой езды. Между полосами различий в скоростях движения транспорта практически нет. Хоть две, хоть три полосы на дороге - все движутся с одинаковой скоростью.
В ночное время на сельских дорогах многие монгольские водители не переключают дальний свет. Отражение дальнего света у машин с рулём справа настроено по-иному, и в странах с правосторонним движением дальний свет бьёт прямо в глаза водителю встречной машины. Поэтому на границах стран с разными направлениями и правилами дорожного движения, какими например являются Англия и Франция, на фары автомобилей обязательно наклеиваются специальные плёнки, в противном случае на водителя налагается штраф.
Есть способ решения вопроса
Различие между правосторонним и левосторонним движенеим берёт своё начало из Средневековья. С возникновением больших городов возросло и число людей на их улицах. Так как большинство населения - правши, то всадники носили свои шпаги и сабли с левой стороны, чтобы в нужный момент выхватить их правой рукой. Так возникло во многих странах левосторонне движение. С 1700-х годов в Америке и во Франции начало быстро развиваться фермерское хозяйство и свою продукцию фермеры отвозили в города в основном на телегах, запряжённых лошадьми, идущими одна за другой, вроде каравана. А сам фермер ехал верхом на самой последней лошади, идущей с левой стороны, чтобы иметь четкий обзор и чтобы при необходимости правой рукой с помощью кнута погонять лошадей. Так и возникло правостороннее движение.
Исходя из безопасности дорожного движения, каждая страна выбирала либо левостороннее, либо правостороннее движение, о чём свидетельствует история. Вследствие этого в некоторых странах наложен запрет на импорт автомобилей с несоответствущим расположением руля и на участие таких автомобилей в дорожном движении.
Например, более 80 процентов автомашин Камбоджии были импортированы из Тайланда, где действует левостороннее движение. И с начала 2000-ох годов там стали переставлять руль на левую сторону. То же самое начали делать и в России на ввезённых из Японии автомобилях.
В 2012 году во время правления С.Батболда в Монголии была принята национальная стратегия по обеспечению безопасности дорожного движения.
В этом документе чётко указано, что к 2015 году доля праворульных автомобилей должна быть повышена от 54% до 75%, а к 2020 году она должна составлять почти 95% от количества леворульных автомобилей.
Но, к сожалению, никто не контролирует выполнение этих пунктов этого документа, хотя подобный контроль должен входить в обязанности дорожно-транспортного министерства. Но в Монголии изменения названий и структур министрерств стали частым явлением. В конце концов это приводит к тому, что не на кого возложить ответственность за эту работу.
Каким может быть самое эффективное решение этой проблемы? Надо принять закон, по которому к 2020 году на дорогах Монголии должны быть только леворульные автомобили и запретить импорт праворульных машин. Это поможет сократить число ДТП, в том числе и число ДТП со смертельным исходом, а также уменьшить пробки на дорогах. Но, если принять правила левостороннего движения, так как в Монголии преобладают леворульные автомобили, то дорожное движение в Монголии будет противоположным дорожному движению, принятому в двух соседних странах. Тогда не будет смысла в разговорах о транспортном коридоре. Но, наверное, у монгольских чиновников есть свои соображения по этому поводу.
Кому помешает принятие такого закона, если объявить об этом за четыре года? Сколько еще людей должны стать жервами ДТП, прежде чем Монголия приступит к этой работе?
Фото: eagle.mn
В сюжете: японские автомобилиправостороннее движениелевостороннее движение