"Шахааны бизнес": как растаскивается Монголия
Японское слово "MUDA", означающее бесполезность, стало символом нынешнего времени.
В управленческой науке есть довольно много терминов, заимствованных из японского языка. Не умаляя значения других слов японского происхождения, на этот раз хотелось бы поговорить только об одном из них, которое сегодня как никогда актуально для Монголии. Это слово ‘muda’ (無駄), которое можно перевести как ‘потери’, ‘отбросы’ или ‘бесполезный’.
Как это принято описывать в управленческой науке, слово ‘muda’ используется для объяснения “человеческих действий, поглощающих сырье или ресурсы, но не создающих какие-либо ценности”. Сюда относится, например, производство товаров, которые не пользуются спросом, из-за чего они горами лежат на складах. Это понятие применимо к ненужным этапам производства или даже к бесцельным передвижениям служащих с одного места на другое и т.п.
В популярной литературе можно легко найти историю введения в оборот слова ‘muda’ знаменитым управленцем Тайичи. Исполнительный директор компании Тойота, яростный враг ‘muda’, впервые определивший виды ‘muda’, от которых нужно избавляться, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность производства.
Если немного отвлечься от темы и попытаться просклонять слово ‘muda’ на русском языке, то получим интересный набор слов, созвучных с одним русским бранным словом, которые могли бы успешно применяться в отношении тех людей, которые как раз и ответственны за ‘потери’ или «mud’-ы» в госструктурах, на государственных предприятиях и т.п.
Продолжая в том же русле, людей, которые разводят «mud-у» в организациях, уместно будет назвать ‘muda’-ками, или ‘muda’-ком, если он один. А того, кто в массовом порядке разводит «mud-у» в чрезвычайно огромных размерах в обществе как, например, это делают политики или чиновники высших рангов, можно назвать просто ‘muda’-zillой (наподобие hogzilla или godzilla). Нам эти термины потребуются позже, а пока оставим шутку в стороне и вернемся вопросу «mud-ы».
По Тайичи Оно, существует семь видов ‘mud(a)’-ы, а именно:
- потери от перепроизводства от невостребованных товаров,
- потери времени от бессмысленного ожидания,
- потери от нежелательных транспортировок,
- потери от ненужных передвижений людских ресурсов,
- потери от нежелательных или излишних процессов производства,
- потери от накопления товаров в ожидании своего потребления или сырья в ожидании своего потребления в производстве,
- и потери от производства браков.
Современная система бережливого производства, естественно, не ограничивается этими семью видами.
Предложенная система довольно быстро обогатилась многими другими понятиями и стала стройной системой бережливого управления без потерь, которая, возможно, более знакома читателям как система ‘kanban’. Система ‘kanban’ является неотъемлемой составной частью понятия конкурентоспособности предприятий. В этом ключе она как никогда актуальна сегодня для монгольских предприятий, включая даже госструктуру, так как хозяйственная деятельность все более становится основной формой их деятельности.
Объективности ради нужно отметить, что пока преждевременно говорить об активном внедрении системы ‘kanban’ на частных монгольских предприятиях, по крайней мере, на большинстве из них.
Есть, конечно, отдельные частные предприятия, работающие на очень высоком уровне, но их действительно единицы. А эти объяснения, когда страна в глубоком кризисе, приведены с одной лишь целью - посмотреть через призму системы бережливого управления на деятельность госструктур и государственных предприятий и задуматься над вопросом о том, у кого и какие могут быть мотивы для развития системы бережливого управления. А также ответить, зачем нужно все же продолжать приватизацию и развивать частный сектор.
Государственные структуры
В СМИ можно найти уйму статей о махинациях в госструктурах, направленных на выкачивание денег из казны ради личной наживы под предлогом строительства объектов, финансирования различных проектов или организации банальных государственных закупок. Основная форма выкачивания средств из государственного бюджета сегодня – это, конечно же, тендеры, устраиваемые различными министерствами, а то и отдельными агентствами.
Другая форма – это финансирование различных программ или инициатив, организуемых под предлогом решения отдельных актуальных проблем общества. Именно в этой сфере, к сожалению, можно встретиться со множеством различных инициатив, поглощающих огромные средства, не давая никаких результатов, что в принципе и есть настоящая ‘muda’ или огромные потери.
Ладно, если бы трата бюджетных средств давала хоть кое-какие результаты, даже если имели место некоторые махинации.
Тогда хоть можно было бы с грехом пополам оправдать их, определив как малоэффективные государственные инвестиции в частный сектор или, на худой конец, как малоэффективное государственно-частное партнерство, которое нужно совершенствовать. Но беда в том, что огромные ресурсы тратятся без каких-либо очевидных результатов.
Так, например, несколько лет назад под предлогом борьбы с едким смогом, накрывающим столицу в зимнее время, несколько чиновников-комбинаторов предложили утеплять юрты, расположенные в юртных кварталах столицы, покрывалом, сшитым из синтепона. Такое утепление, по их мнению, должно было уменьшить использование угля для обогрева юрт. По утверждениям отдельных СМИ, на инициативу по утеплению юрт было потрачено около 12 миллиардов тугров, что приблизительно эквивалентно 7.69 миллионам американских долларов по среднегодовому курсу тех лет. А всего за эти годы было потрачено около 100 миллиардов тугров, приблизительно составляет 64.1 млн американских долларов. Не могу утверждать, что это было сделано сознательно, но агентство, отвечающее за осуществление инициативы, пару лет назад быстренько расформировали. Формально получается, что теперь некому отвечать за расточительство бюджетных средств.
Через призму бережливого управления все это смотрится как огромная ‘muda’ и никак иначе, так как чиновники поглощают огромные ресурсы, не создавая никаких ценностей в обществе. Причем большая доля затраченных средств уходила в Китай на закупку синтепона и других материалов, использованных при изготовлении покрывал. Так что, таких чиновников, зарабатывающих огромные деньги в результате махинаций с государственными тендерами или посредством осуществления бесплодных программ или инициатив, иначе чем ‘muda’-zillaми назвать просто не получается.
Чиновников, наживающихся на государственных закупках, лысый “главарь” красных террористов назвал бы “вредителями и саботажниками государства”, а его усатый преемник с Кавказа не стал бы вообще с ними церемониться, расстрелял бы их сразу, уж точно.
В этом плане нашим чиновникам повезло, что живут они в вольготное и интересное время, позволяющее им солидно заработать за короткий срок. Правда, от их интересной жизни простым монголам становится хуже некуда. Так что на ум все время приходит одно банальное китайское проклятие: “живи в интересное время”.
Не буду приводить другие конкретные примеры махинаций, так как более чем уверен, что читатели хорошо о них знают. Просто отмечу, что говорить о необходимости каких-либо бережливых подходов в распоряжении средствами в государственных структурах не приходится.
Вместо этого, наверное, более уместно будет обсудить вопрос о том, как и каким образом можно изменить складывающуюся ситуацию. Стандартным решением вопроса была бы, например, приостановка практики финансирования бесплодных программ, у которых нет немедленных отдач, например, таких, как строительство дорог, мостов и т.п., финансируемых на основе займов. Внедрение практики мониторинга над деятельностью госучреждений со стороны неправительственных организаций (НПО), внедрение практики отчетности на основе результатов мониторинга и оценки деятельности госучреждений со стороны НПО и ведение черного списка чиновников, которые были связаны с махинациями или с хищениями бюджетных средств, что позволило бы предотвратить возможность их дальнейшей работы в госструктурах.
Чиновники такие инициативы, конечно, не одобрят. По статистике, сегодня в стране более 190 тысяч госслужащих.
Такая многочисленная армия чиновников для маленькой Монголии, естественно, чрезмерно большая нагрузка.
Более того, чиновники - это именно то сословие, которое сегодня реально управляет страной, так как, именно они участвуют активнее всех в выборах и потому имеют решающий голос, что подтверждают результаты последних выборов. Так что, единственным решением вопроса уменьшения «mud-ы» в госструктурах, скорее всего, является сокращение самой госструктуры. Другого рационального решения я не вижу.
Государственные предприятия
Недавно разразившийся скандал вокруг так называемой приватизации 49% акций ГОК Эрдэнэт выявил много интересных фактов. На некоторые из них даже не знаешь, как и реагировать. Один из этих фактов недавно бурно обсуждался в СМИ.
Как сообщали СМИ, начальники ГОК-а пару лет назад закупили 5 миллионов презервативов для служебных целей. Естественная реакция на такой маразм - смех. Но, после прочтения такой информации, на ум приходит крылатая фраза: “Ты над кем смеёшься? Над собой смеешься.” Осознание этого факта сразу отбивает всякую охоту продолжать смеяться, а плакать, сами понимаете, не имеет смысла.
Если продолжить абстракцию и попытаться понять, насколько несуразна была такая закупка, то можно просто поделить число купленных презервативов на число всех работников комбината, а их где-то около 5800 человек. Не буду дальше рассуждать на эту тему, лишь отмечу, что покупку можно понять, если товар был куплен, скажем, для раздачи работникам в целях семейного планирования и т.п. Но, как утверждают СМИ, цели были совсем иные. Так что, после прочтения подобной информации мне лично кроме слова ‘muda’-zilla ничего на ум не приходит и при этом все время язык чешется сказать: “похотливые ребята, однако, собрались в ГОК-е, раз закупили 5 миллионов презервативов”.
«Сплавливание» товаров в государственные предприятия - это давно установившаяся практика. Есть даже специальное определение для такого рода занятий, которое прочно вошло в лексикон монгольского языка. Если пытаться перевести на русский, то в буквальном смысле это будет означать “бизнес по заталкиванию” (шахааны бизнес).
Высшее руководство всех крупных государственных предприятий давно практикуют этот вид бизнеса.
Если например написать эту фразу (а именно шахааны бизнес) и поискать в Google, то в результате можно найти очень много публикаций на эту тему. Так, например, один из бывших директоров Эрдэнэс Таван Толгой за время пребывания на этом посту закупил абсолютно ненужных товаров на 6,35 миллиардов тугров (приблизительно 4,7 млн американских долларов по курсу 2013 года), среди которых одних покрышек было закуплено аж на 160 млн тугров (около 103 тысяч американских долларов), причем они оказались абсолютно непригодными для горнорудных работ компании.
Ладно, если такие закупки касались бы лишь отечественных производителей. Тогда можно было бы закрыть на это глаза и подумать, что потраченные деньги пойдут на пользу отечественным производителям. Но беда в том, что основная доля этих товаров, если не все, это импортированные товары. Так что львиная доля этих денег уходит в виде твердой валюты к производителям Китая. Некоторые, наверное, назвали бы это программой поддержки китайских производителей.
Как ни пиши в СМИ о таких махинациях, начальникам хоть бы что. Они как были на своих должностях, так и продолжают оставаться. А пытаться взывать к их совести будет самым неблагодарным занятием. Так как давно доказано, что “словом практически невозможно убедить человека”, тем более оппонента или человека с другими мотивами.
Единственное разумное решение - это просто лишать почвы для таких махинаций. В этом плане недавнюю приватизацию ГОК Эрдэнэт можно рассматривать как оправданное решение. Уверен, что теперь, как частная компания, ГОК будет более заинтересован в сокращении расточительных расходов. Так что маразмам подобно закупкам, упомянутым выше, будет меньше, уж точно. Для объективности все же отметим, что, конечно, проблема агента на приватизированных предприятиях просто так не закончится. Но, по крайнем мере, контроля со стороны акционеров будет гораздо больше, чем если бы предприятие находилось в государственной собственности.
Система бережливого управления предполагает исправление допущенных ошибок, направлена не только на искоренение «mudы», но и обеспечение того, чтобы подобная ошибка больше не повторялась. Иначе система теряет всякий смысл.
В нашем случае проблема в том, что ни у чиновников, ни у начальников государственных предприятий нет мотивов на искоренение «mudы». Если кто-нибудь попытается предложить внедрить систему бережливого управления средствами, то в глазах остальных такой человек будет, скорее всего, выглядеть полным ‘muda’-ком. Так как тот, кто предлагает внедрить систему бережливого управления не понимает абсолютно ничего в альтернативной стоимости. Их можно понять, ведь большинство не представляет, “как можно не зарабатывать деньги, когда под носом есть такая великолепная возможность”.
Вторая проблема связана с системой. Исследователи системного мышления выявили, что если людей, разных по натуре или по иным показателям, поместить в одну систему, то, несмотря на свои различия, они все равно будут склонны выдавать схожие результаты. Получается, что всякий человек, если окажется в нынешних госструктурах или госпредприятиях, все равно будет разводить «mudу», поддавшись влиянию большинства. Получается, что, пока не изменим систему, «mudу» будут разводить в государственных предприятиях и впредь.
Поэтому наиболее реальным решением этих вопросов, способным дать немедленные результаты, является дальнейшая приватизация госпредприятий, а в случае госструктур - сокращение.
В этом плане частный сектор смотрится несравненно более здравым и разумным. Предприниматели, мотивированные прибылью, естественно, не допустят «mudы» в таких огромных размерах, ибо бизнес, как любят говорить на западе, не прощает ошибок. Особенно в таких размерах.
Луч света в темном царстве
Теоретически, лучшая практика по искоренению махинаций с бюджетными средствами в госструктуре – это, конечно, вовлечение НПО с целью оценки деятельности функций тех или иных госструктур. Такая практика широко используется во всем мире с целью оценки эффективности проводимой политики или программы. Если необходимо, вносятся необходимые корректировки. Но пока такой институт вряд ли внедрят в Монголии в силу абсолютной незаинтересованности как политиков, так и чиновников. А причина проста - больно им нужен институт, который будет дискредитировать их же самих на каждом шагу.
Тем не менее, с недавних пор “Транспэрэнси Интернэшнл Монгол” начала внедрять маленькую, но очень важную инициативу - они открыли горячую линию и принимают звонки от населения. Просят неравнодушных граждан сообщать об имевшей место коррупции или взятках в тех или иных госструктурах.
Естественно, многим политикам и чиновникам такая инициатива не понравится и они постараются оказать давление на компанию, угрожая или прибегая к еще более жестким формам воздействия. Но если “Транспэрэнси Интернэшнл Монгол” удастся продержаться и дать понять простым монголам важность такого института контроля, то это уже будет существенной победой “добра” над “злом”.
Тогда уже это станет хоть и маленьким, но очень важным шагом в создании одного из главных отсутствующих сегодня институтов демократии и гражданско-правового общества.
Это окажет огромное положительное влияние на развитие монгольского общества и вслед за ним начнут появляться и другие, отсутствующие сегодня институты, например институт омбудсмена и т.д.
Удастся ли и дальше успешно развивать институт мониторинга госструктур со стороны НПО, покажет время. Главное - это то, что первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Вместо эпилога
Это была заключительная статья в серии статей, посвященных вопросу развития частного сектора в Монголии. Мы попытались проанализировать его с разных перспектив, а именно, с точки зрения необходимости возрождения новой культуры, которая смогла бы способствовать развитию страны, с точки зрения необходимости нового менталитета, важности накопления сбережений и развития умений и навыков и полезности системы бережливого производства. Такой анализ можно продолжать еще долго, так как количество углов, с которых можно посмотреть на вопрос, достаточно велико, но, полагаю, на этом нужно остановиться.
Хотя у Монголии много проблем, тем не менее, почти все зарубежные эксперты признают, что Монголия - одна из самых динамично развивающихся стран в Центральной Азии. Как отмечают зарубежные эксперты, ее отличительная черта, позволяющая ей развиваться достаточно быстрыми темпами, и кстати отсутствующая у других Центрально-Азиатских стран, заключается в том, что она более восприимчива к необходимым изменениям и менталитет монголов не скован окостеневшими культурными или религиозными обычаями и традициями, которые могли бы препятствовать развитию. Так, например, недавно мне сказали, что “если бы Монголия имела хотя бы 6 миллионов населения, то развитие страны шло бы совсем иными темпами”. Так что мне действительно приятно отметить, что Монголия, хоть и медленно но все же решает свои проблемы и делает в этом плане все, что в ее силах.
Надеюсь, статьи были интересны читателям, ибо они касаются не только Монголии, но и всех бывших стран – «друзей по несчастью» “по горю”, и особенно стран постсоветского пространства. Как мне недавно сказали во время консультаций экспертов по вопросу «Один пояс – Один путь», в этих странах такие вопросы не разрешают обсуждать публично, что само по себе является еще одним подтверждением того, что монгольское общество более открыто к необходимым изменениям по сравнению с другими странами Центрально-Азиатского региона, принявших участие в инициативе “Один пояс – Один путь”.
В сюжете: mudaМонголияприватизацияНПО