"Разгадка тайны". Почему Еравну называют родиной калмыков
АРД продолжает публикацию статей Лари Илишкина из цикла «Бурятия глазами калмыка».
Продолжение. Часть 1. Часть 2.
Ну вот и настало время рассказать о еравнинских «калмыках» и о том, почему именно этот район считается их «родиной». Ради чего, собственно, я и отправился в незапланированное путешествие по зимним бурятским лесостепям. Чтобы повидаться с «земляками» и узнать в подробностях о том. каким же образом они здесь оказались, нам необходимо попасть в Исингу – село километрах в шестидесяти к северо-востоку от райцентра.
Если бы мы ехали этой дорогой летом, то скорей всего молча любовались бы красотой здешней природы. Говорят, места в Еравне изумительные. А так, в окружении белоснежного однообразия, пришлось занимать время разговорами.
- Один мой земляк, уже семь лет живущий в Улан-Удэ, говорил мне, что его давно приглашают сюда отдохнуть, - пытаюсь начать я беседу. - Здесь много озер и рыбалка отменная, по словам его друзей.
- Уже не первый год засуха. Озера обмелели. Проблема, - сетует пожилой водитель (к своему стыду и великому сожалению запамятовал его имя и, самое главное, не додумался записать, хотя ручка и блокнот были под рукой).
- Подношения духам – хозяевам местности делаете? В буддизме, как и в тенгрианстве, считается, что именно они - истинные владельцы территорий и потому требуют к себе большого уважения и внимания, - делюсь я своими скромными познаниями в религии. – В Калмыкии уже в течение нескольких лет Центральный хурул во главе с Шажин-ламой в мае проводит такой обряд. Когда у соседей град, ветер и потоп, причем, бывает и с человеческими жертвами, то у нас в это время идет приятный дождик. Все уже заметили. Но необходимо, чтобы ритуал проводили ламы, имеющие реальную духовную силу, а не пустышки, каких сейчас пруд пруди. Иначе результат будет нулевой или прямо противоположный.
Водителя тема явно заинтересовала и я продолжил:
- У нас как-то в одном известном селе позвали такого лжеламу-«бизнесмена», который с помощью религии деньгу зашибает. Тоже дождя давно не было. Так после его «обряда» всю округу пыльные бури на неделю накрыли. Теперь жители села за помощью обращаются исключительно в Центральный хурул (по-вашему дацан). Чтобы «договориться» с хозяевами местности, необходимо обладать соответствующей духовной силой. В противном случае можно все испортить.
- Отчего же среди служителей культа находятся пройдохи? Такого же не должно быть.
- Согласно буддийскому Учению, сейчас время упадка. Калиюга называется. Это время демонов. А значит, некомпетентности и откровенного обмана во всех сферах нашей жизни предостаточно. В том числе и в религии. Надо уметь различать, где настоящее, а где эрзац. В Еравне хороших специалистов в спорте, в экономике научились же подбирать. Вот и среди, как вы говорите, служителей культа кадры также решают все. В религии этот принцип даже еще более важен, поскольку последствия могут быть глобальными.
- Да, суеверие и вера понятия несовместимые. А люди нынче в основной своей массе именно суеверные.
- В буддизме отрицается слепая вера. Ученик должен присматриваться к своему учителю двенадцать лет. Сам Будда говорил, и Далай-лама постоянно повторяет на своих учениях: «Даже мне не верьте на слово. Анализируйте, познавайте. Вы должны либо подтвердить, либо опровергнуть сказанное мною».
“Буддист 21 века - это знающий свою религию человек” - так говорит Его Святейшество…
Кстати, своих читателей я также призываю не верить слепо тому, что я здесь пишу. У меня абсолютно нет цели убедить кого-то в исключительности своего мнения. Я лишь делюсь впечатлениями от увиденного. Тем более, что мне впервые довелось так близко соприкоснуться с бурятской глубинкой. И если у кого-то появляются сомнения в объективности поданного материала, я с уважением отношусь к такой позиции. Особенно, если она основана на фактах, а не на ничем не подкрепленном отрицании всего и вся…
Заехали в Исингу. Под ярким солнцем в покрытом снегом селе зазвенела первая капель. Местные пошутили, что это я привез им тепло с юга. В Калмыкии при минус десяти и более снег не тает даже на крышах.
Заходим в кабинет главы поселения Жигжида Будаева. По «походной» внутренней обстановке и не снятом в теплом помещении пуховике, понимаю, что офисным посиделкам тот предпочитает работу, что называется, «в поле». И что мне явно повезло – еще несколько минут и руководителя пришлось бы выискивать по многочисленным хозяйствам, как принято сейчас говорить, различных форм собственности.
Выслушав меня, Будаев взял мобильник и кому-то позвонил. Я обратил внимание на телефон – обычный, но не бьющийся, не боящийся воды, без доступа к интернету, практичный аппарат, какими часто пользуются истинные хозяйственники, не ведающие комфорта в работе.
Буквально через десять минут к нам присоединился молодой человек, как оказалось, руководитель СПК «Исинга» Дамби Цыренжапов.
- Вот, из Калмыкии гость пожаловал. Покажи его «земляков». Поведай о них все, что знаешь, - обратился к нему Будаев.
Выходя из администрации, я обратил внимание на соседнее здание, с виду новое или только что отремонтированное.
Здание медицинского пункта
И пока остальные решали свои какие-то вдруг возникшие срочные дела, зашел внутрь и сделал несколько снимков. Специально для тех, кто не верит, что в непростое время и на селе можно открывать столь нужные инфраструктурные объекты. Медицинский пункт с автономным отоплением и водоснабжением не где-нибудь в европейской части, а в самой что ни на есть сибирской глуши.
На моей родине поликлиники в райцентрах уже нередко отсылают пациентов в соседние регионы за неимением возможности принимать их у себя. Комментарии, думаю, излишни. Замечу лишь, что Бурятия и Калмыкия находятся в десятке аутсайдеров социально-экономического развития в стране. Только двигаются они в противоположных направлениях. И в этом основная разница между ними.
Раз уж начал осмотр местных «достопримечательностей», то решил и завершить его, прежде чем отправиться по назначению. Благо, все заинтересовавшие объекты находились в шаговой доступности. Борцовский зал-юрта «Барс» был построен благодаря муниципально-частному партнерству районного руководства и депутата Народного Хурала Аркадия Цыбикова. Зал всегда открыт для желающих поразмяться. Особенно он популярен у местной детворы.
Борцовский зал-юрта ”Барс”
Борцовский зал популярен у местной детворы
Сразу за юртой абсолютно новое здание дома культуры.
Новое здание Дома культуры
- Видите пустырь? Там старый клуб находился. 22 февраля у нас официальное открытие, - говорит исингинский глава. – Может, останетесь? Праздник будет.
Учтиво отказываюсь и мы, наконец, выезжаем. По дороге делюсь впечатлениями о пребывании в Можайке, где, несмотря на отток населения, могут похвастаться и возвращающимися в родные края семьями. Но, как выяснилось, в Исинге «эмиграцию» и вовсе сумели остановить еще года три назад. Теперь сюда только приезжают. Причем, в основном молодые, до 35 лет, люди. Для них жилье строят. Уже семь новых домов за последнее время возвели…
В нескольких километрах от села на берегу одноименного с ним озера я увидел тех, ради кого и совершил более чем стокилометровый марш-бросок от Эгитуйского дацана.
Коровы калмыцкой породы
- Почему Еравну называют родиной «калмыков? - спрашиваю немного недоуменно. – Сейчас ведь не одно хозяйство в республике имеет крупный рогатый скот калмыцкой породы.
- Сюда «калмыков» (ударение местные почему-то делают на последний слог) завезли еще в 1962 году, - поясняет Дамби. - Первые 300 голов. В Бурятии больше ни у кого их не было. Исингинские бывшие фронтовики гнали гурт «своим ходом» от Улан-Удэ, куда его доставили поездом, до Еравны с ночевками больше трех сотен километров.
- Получается, несмотря на очень непростую ситуацию у себя - калмыки только начали возращаться из ссылки и потихоньку восстанавливать народное хозяйство - тем не менее, поделились со своими братьями тем, что имели.
- Калмыцкая порода очень хорошая, - продолжает Дамби. – Мне она больше нравится, чем казахская белоголовая, которая у нас тоже есть, как вы видите. Если белоголовую надо два раза в день кормить, то калмыцкую всего один – в остальное время она сама находит себе корм, даже под снегом.
- Казахская белоголовая произошла от калмыцкой породы. Когда в 1942 году немцы подходили к Волге, скот из Калмыкии эвакуировали в Казахстан. Местные селекционеры воспользовались случаем и вывели свою породу КРС. Выходит, оригинал превзойти не сумели.
- “Калмыки” дикие и в этом их преимущество, вступает в разговор Жигжид Будаев. - Старики рассказывали, когда гурт пригнали сюда, то поместили в карантин подальше от другого скота. Однажды кто-то из специалистов решил проверить, все ли в порядке и отправился на место, где нашел пастуха, сидящим на дереве. Оказывается, корова недавно отелилась и стала проявлять агрессию, инстинктивно защищая свое потомство.
- Да, наши скотоводы рассказывали, что корова калмыцкой породы даже против волков будет стоять до последнего, если рядом с ней будет ее теленок, - в моем голосе наверняка слышались нотки гордости…
Дамби рассказал, что за почти шесть десятков лет в хозяйстве сохранили чистокровных «калмыков», хотя многие уже перемешаны.
- Кровь обновлять надо. К сожалению, у нас сейчас нет такой возможности, - посетовал руководитель СПК.
“Ну, раз в той сложной ситуации более полувека назад поделились с бурятами тем, что имели, то и сейчас надо бы подсобить”, – подумал я и тут же позвонил в Калмыкию знакомому хозяйственнику. «Конечно, поможем, чем сможем. Пусть обращаются», - всегда приятно услышать уверенный положительный ответ. Да у меня, собственно, и сомнений никаких не было в том, что мои земляки откликнутся на просьбу своих сородичей. Чуть позже я связался с еще одним специалистом, теперь уже по осеменению племенного скота. Оказалось, он не первый год сотрудничает с животноводами Бурятии. Обещал непременно поработать и с еравнинцами. Можем же, когда захотим.
Случайного ничего не бывает. И мой приезд в далекую бурятскую глубинку тоже не случаен. По всему, пришло время обновления и не только здешних «калмыков», хотя в какой-то мере это символично. Наступило время обновления всей нашей жизни. Судя по увиденному здесь, процесс перезагрузки, может не так как хотелось бы многим, но идет. Очень надеюсь, что перемены, прежде всего в отношении представителей власти к своим обязанностям, не обойдут стороной и мою многострадальную Калмыкию. Вот тогда опыт братской Бурятии будет как нельзя кстати.
Мы с вами, наконец, добрались до пункта назначения. Кому как, а для меня поездка стала очень полезной и поучительной. Это тот случай, когда процесс оказался важнее цели.
Однако с вами я пока не прощаюсь. Ведь еще предстоит встреча с одним интересным собеседником. Но об этом уже в следующем материале.
Продолжение следует
В сюжете: ЕравнаЕравнинский районБурятияКалмыкия
Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook