Миллион возможностей Буянт-Ухаа. Часть I
Для того, чтобы разнообразить экономику, гораздо выгоднее использовать имеющиеся возможности, чем осваивать новые.
Монголия не обращает внимания на бизнес, который не будет зависеть от скачков мировых цен на минеральные ресурсы, который принесет миллионные валютные доходы, позволит создать высокооплачиваемые рабочие места и разнообразить национальную экономику.
В Буянт-Ухаа есть возможность заработать прибыль, во много раз превышающую доходы от горного дела, если только Монголия сумеет подготовить хорошие кадры и дисциплинированно, соблюдая нормы и стандарты, развить и расширить это дело. Речь идет о техническом обслуживании и ремонте самолетов.
Хотя монгольские специалисты и занимаются этим много лет, но на международный рынок услуг они вышли совсем недавно. Мы все еще не видим перспектив этой отрасли: какого уровня можно достичь в ней, не имеем единой стратегии ее развития, не придаем ей должного значения и не предоставляем ей необходимую свободу. С переездом всех служб авиасервиса в новый аэропорт “Хошигт”, открывается историческая возможность превратить этот бизнес в “золотую жилу”.
Во всем мире, особенно в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), стремительно развивается воздушный транспорт и параллельно растет спрос на все виды технического обслуживания и профилактику воздушных судов. Нам представился уникальный шанс с умом и с опережением использовать географическое положение и необъятные просторы Монголии.
Профилактика самолетов стоит дороже чем их покупка
Согласно расчетам Международного валютного фонда (МВФ), в ближайшем будущем мировая экономика будет расти со скоростью 2.8% в год. Рэнди Тинсет (Randy Tinseth), вице-президент компании “Boeing” прогнозирует, что в следующие два десятилетия пассажирские авиаперевозки ежегодно будут возрастать приблизительно на 4.7%, а грузовые-на 2%. Сегодня мировой парк гражданских самолетов насчитывает 24 тыс. лайнеров. По прогнозам компании “Boeing”, 18,5 тыс. из них уже нуждаются в замене, а новых самолетов потребуется в ближайшие 20 лет 42,7 тыс. единиц. Их общая стоимость будет составлять 6,3 трлн долларов США, на их техническое обслуживание будет затрачено 8,8 трлн долларов США. В стремительно развивающейся индустрии воздушного транспорта АТР лидируют Китай и Индия.
Профилактика и техническое обслуживание самолетов обходится дороже, чем их покупка. Спрос на специалистов в этой отрасли высок, так как темпы роста количества воздушных судов во всем мире всегда опережают темпы подготовки летного состава и авиационного инженерно-технического персонала.
Международная ассоциация авиаперевозчиков (IATA) установила, что 10-15% текущих расходов компаний, работающих в сфере международных авиаперевозок, занимает техническое обслуживание самолетов. В 2015 году в странах АТР на техобслуживание было затрачено 18 млрд долларов США. Ожидается, что в 2015-2025 годах в АТР эти затраты вырастут на 71%, и в одном только Китае они увеличатся на 93%.
В АТР крупнейшие центры техобслуживания авиатехники расположены на Тайване, Филиппинах, в Шанхае, Сингапуре, Индонезии, Малайзии, Таиланде и Вьетнаме. Авиакомпании с большим воздушным парком (Korean Air, Asiana Air) имеют собственные центры техобслуживания (ЦТО), малобюджетные авиалинии (Easter Jet, Jeju Air, T’Way, Air Asia) предпочитают пользоваться услугами ЦТО третьей стороны (oursourcing). 45% всех мировых авиаперевозчиков проводят капитальный ремонт (overhaul) воздушных судов в ЦТО третьей стороны.
Техобслуживание авиалайнеров проводится после периодических, в соответствии со стандартами завода-изготовителя, проверок их летной годности и через определенный интервал времени: через 45-70 дней – A-check; через 12-24 месяцев – C-check; каждые 5-10 лет – D-check. Техобслуживание (MRO maintenance, repair and overhaul) имеют право производить только ЦТО, компетенцию которых подтвердил завод-изготовитель и которые прошли сертификацию на соответствие определенным стандартам и требованиям.
Рога вырастают позже ушей, но бывают длиннее
В Монголии уже много лет технически обслуживают и ремонтируют самолеты. ЦТО национальной авиакомпании МИАТ, где трудятся 170 инженеров и технических работников, проводит диагностику и ремонт “Boeing” моделей В737 и В767, а также другой, используемой в Монголии авиатехники. С 2005 года Центр перешел на международные стандарты работы и реализует систему качества “ISO9001:2008”. Монголия, Европейский союз, Южная Корея, Англия (Бермудские острова), Таиланд, Турция также выдали Центру сертификаты соответствия на техническое обслуживание и обеспечение безопасности полета самолетов.
ЦТО монгольских авиалиний в двух ангарах площадью 3600 и 2000 кв.м проводит ежесуточный техосмотр и капитальный ремонт самолетов. Сервисный центр применяет прогрессивную технологию и имеет 14 цехов, оснащенных современным оборудованием. Компания “Boeing” сертифицировала деятельность Центра, поэтому с 2011 года здесь обслуживают и ремонтируют самолеты иностранных авиакомпаний. 9 авиаперевозчиков из 4 стран, такие как таиландские “Orient Thai”, “Jet Asia Airways”, “Asian Atlantic Airways”; южнокорейские “Eastar Jet”, “Jeju Air”, “T’Way”; российские “UT Air”, “Alrosa Air” и американская “Blue Star Aviation” успешно сотрудничают с ЦТО МИАТ. По данным на 2017 год, здесь была проведена тяжелая форма обслуживания на 50 самолетах Boeing модели В737 и B767. Только в 2017 году ЦТО на техобслуживании заработал 11 млрд. тугриков.
Потребители рынка технического обслуживания и ремонта воздушных судов находятся в трех часах лета от Монголии и являются авиаперевозчиками, пользующимися услугами третьей стороны. В этом регионе сейчас летает 258 “Boeing” В737 и В767, количество которых ежегодно увеличивается на 4-5%.
Сравнительно низкая стоимость часа работы наших авиаинженеров и техников позволяет нам конкурировать и привлекать клиентов.
Центр работает над получением сертификата на техническое обслуживание и ремонт самолетов семейства “Airbus”.
Умный шаг
В Монголии появилась возможность и необходимость превратить техническое обслуживание и ремонт воздушных судов в прибыльную экспортную отрасль. Для этого первым делом надо увеличить потенциал ЦТО, обеспечить ему большую свободу деятельности и в дальнейшем преобразовать в публичную акционерную компанию. Большинство руководителей Монголии ездили в Чили перенимать опыт. Чилийская республика в прошлом сильно зависела от доходов добывающего сектора, поэтому инвестировала государственные средства в развитие фруктовой, винодельческой, мясной, рыбной и лесной отраслей, которые затем были акционированы.
На новом аэродроме “Хошигт” нужно построить ангар, а в Буянт-Ухаа возвести ангарный комплекс из расчета единовременного обслуживания разных типов и моделей воздушных судов; расширить спектр оказываемых технических услуг, чтобы кроме самолетов семейства “Boeing” обслуживать и ремонтировать “Airbus”, и начать надо с техобслуживания Airbus320. Эти меры помогут увеличить продажу авиационно-технических услуг в три раза. А также необходимо получить соответствующие лицензии Администрации гражданской авиации Китая (CAAC) и Федерального управления гражданской авиации США (FAA).
Для проведения в полном объеме всех видов техобслуживания надо увеличить производственные мощности ЦТО МИАТ, и в первую очередь – композитного цеха и цеха по производству листового железа. Затем наладить выпуск широко применяемых самолетных запчастей, получить сертификаты PMA (Production Manufacturing Approval) и DOA (Design Organization Approval). Далее возникает необходимость в создании эффективной команды, которая бы постоянно работала над решением таких задач, как расширение авиаремонтной базы и увеличение ее рентабельности, внедрение новых технологии и техники, исследовательская работа, расчет экономической эффективности предприятия.
Правительство Монголии должно всячески поддерживать работу ЦТО МИАТ, построить на его базе авиаремонтное предприятие, осуществляющее выпуск запчастей, ремонт и техобслуживание воздушных судов. А для этого необходимо сохранить в Буянт-Ухаа действующую аэродромную и другую инфраструктуру международного аэропорта “Чингисхан”, которая создавалась на огромные государственные средства. В Буянт-Ухаа есть возможность организовать региональный учебный центр по подготовке пилотов гражданской авиации и авиационного персонала; центр по сборке самолетов авиации общего назначения; аэродром специального назначения и т.д.
Если мы, следуя примеру других стран, продолжим использовать мощности аэропорта в Буянт-Ухаа и в дальнейшем создадим на его территории многоотраслевой промышленный парк, то тогда для Монголии откроется миллион возможностей, то есть появится новая, конкурентоспособная в своем регионе отрасль, которая будет приносить стране ежегодно 50 млн. долларов дохода и обеспечит работой тысячи специалистов.
Для того, чтобы разнообразить экономику, гораздо выгоднее использовать имеющиеся возможности, чем осваивать новые.
Фото: jargaldefacto.com
Источник: jargaldefacto.com
В сюжете: самолетавиацияобслуживание самолетовэкономика Монголии