Политика кнута и пряника
Известный публицист Д.Жаргалсайхан о "Роснефти" и ее стремлении к контролю над топливным рынком Монголии.
В 2011 году Рэндалл Э. Ньюнхем, исследователь из Пенсильванского университета (США) написал статью о том, что Россия использует энергоресурсы в качестве инструмента внешней политики. Автор на конкретном примере объясняет, как Россия превращает свои богатейшие энергетические ресурсы в “кнут” для врагов и “пряник” для друзей. Р.Ньюхем пишет, что РФ поставляла энергоресурсы (природный газ и нефть) по субсидированным ценам в дружественную Армению, Беларусь и Украину (в период президентства Л.Кучмы). В “небратские” страны, такие как Грузия, Молдавия, республики Балтии и Украина (в период президентства В.Ющенко) Россия осуществляла поставки нерегулярно и повышала цены. С 2011 года эта политика еще больше ужесточилась.
Наглядный пример-Кыргызстан. Клан президента А.Акаева заработал несколько десятков миллионов долларов на поставках российского авиакеросина для авиабазы США "Манас". Следующий президент К.Бакиев и его семья разбогатели на поставках керосина для российской авиабазы. Авиабаза США со временем была выведена с территории Кыргызстана.
Слабость публичной власти, засилье коррупции и, плюс ко всему, зависимость от одной страны-импортера топлива, способствует политической нестабильности любого государства и ставит под угрозу его суверенитет.
До 2011 года Монголия покупала топливо по ценам, которые диктовала компания “Роснефть”. У нас не было выбора. Прибыль “Роснефти” с каждой тонны горючего составляла 400 долларов США. Монгольские министры ездили на поклон к руководству “Роснефти” и просили снизить цены. Вскоре Монголия начала приобретать топливо у китайских компаний и у нефтетрейдеров через Китай. А Россия начала поставлять нам нефтепродукты по иным ценам, что несколько ослабило нашу зависимость от РФ.
Однако после Нового года ситуация вновь стала меняться.
Встреча двух президентов во Владивостоке
В сентябре 2018 года во Владивостоке во время Восточного экономического форума состоялась встреча президентов РФ и Монголии В.В.Путина и Х.Баттулги. Одной из тем их переговоров было 80-летие победы на Халхин-Голе, которое будет совместно отмечаться в 2019 году. Был подписан меморандум о создании художественных и документальных фильмов, организации выставок и публикации книг. Монгольский президент ознакомил В.Путина с проектом реконструкции сомона Халх гол.
Спустя месяц в Улан-Батор прибыли 3 вице-президента компании “Роснефть” и состоялась их встреча с главой администрации президента Монголии З. Энхболдом. Обсудив вопросы российских инвестиций в разведку и добычу монгольской нефти, стабильного обеспечения наших растущих потребностей в нефтепродуктах, российская делегация передала монгольской стороне 10 млн. долларов США на подготовку к празднованию 80-летней годовщины боев при Халхин-Голе и реконструкцию сомона Халх Гол.
Через две недели в сомоне Халх Гол Восточного аймака состоялась церемония закладки фундамента проекта “Новый сомон”, в которой приняли участие заместитель главы администрации Президента Монголии Б.Саруул, глава Восточного аймака М.Бадамсурэн, председатель хурала народных представителей сомона Халх Гол Ц.Насанхуу, глава сомона Халх Гол Х.Хурэл-Эрдэнэ и другие официальные лица. Проект планируется завершить в конце августа 2019 года, к приезду президентов РФ и Монголии.
Государство – это не частная фирма
Наш президент Х.Баттулга - успешный предприниматель. В 90-х, после победы демократической революции, он занялся челночным бизнесом и, преуспев в предпринимательстве, приватизировал самый крупный отечественный мясокомбинат, столичный хлебозавод и гостиницу “Баянгол”. Как предприимчивый бизнесмен, он заработал капитал на фондовой бирже и на собственные средства построил самую большую в мире конную статую Чингисхана. Начиная с 2004 года, он трижды избирался депутатом Великого Государственного Хурала (ВГХ) и трижды назначался министром. В 2013 году, находясь на посту министра промышленности и сельского хозяйства, он инициировал проект “Новый сомон” и успешно его реализовал в своем избирательном округе – в сомонах Баянлиг и Бууцагаан Баянхонгорского аймака.
Президент Х.Баттулга во время официальных визитов и встреч всегда предлагает лидерам других стран инвестировать средства в свой частный проект по строительству городка Майдар. Проблемы строительства города-спутника для разгрузки столицы и реконструкция сомонов для предотвращения обезлюживания сельской местности весьма актуальны, но было бы куда более этичней не лично президенту заниматься этими вопросами, а поручить это правительству.
Вообще, “государство - это не коммерческая фирма” (P. Krugman). Государством не управляют, как частной лавочкой. Когда глава одного государства обращается за финансовой помощью к главе другого государства, удовлетворить такую просьбу бывает трудно, а отказать еще труднее. Денежные пожертвования, переданные через компанию, особенно государственную, могут преследовать совершенно иные цели.
Генеральный директор “Роснефти” И.И. Сечин выполнил просьбу монгольского президента. Ежемесячная зарплата гендиректора равняется 1 млн. долларов, но несомненно вышеупомянутые 10 млн г-н Сечин выделил не из собственного кошелька. “Роснефть” является российской государственной компанией, а значит эти 10 млн долларов являются деньгами российских налогоплательщиков. Монголия-демократическое государство, поэтому мы надеемся, что администрация Президента Монголии отчитается за реализацию проекта, если не перед российскими, то хотя бы перед монгольскими гражданами.
Реально ли построить в Монголии нефтеперерабатывающий завод (НПЗ)?
“Роснефть” предоставила нам 10 млн.долларов и не скрывает свой интерес к контролю над топливным рынком Монголии. Совершая взаимные визиты в Москву и Улан-Батор, наше правительство и представители “Роснефти” активно обсуждали проект строительства НПЗ на средства льготного кредита правительства Индии в размере 1 млрд. долларов.
Несколько монгольских проектов, таких как прокладка узкоколейной железной дороги, строительство НПЗ и гидроэлекстростанции не были осуществлены, так как встретили противодействие со стороны РФ. На этот раз премьер-министр Монголии У.Хурэлсух, пообещав ослабить зависимость Монголии от импортного топлива, приступил к реализации проекта по строительству НПЗ.
Наша страна на 95% покрывает свои потребности в нефтепродуктах поставками из РФ, и 90% всего товарооборота между Россией и Монголией составляет импорт нефти. Монголия в год потребляет 1.5 млн тонн нефтепродуктов и для того, чтобы создать в стране такие производственные мощности, потребуется 1.5 млрд. долларов.
Кредит, предоставляемый Индией, покроет лишь затраты на строительство завода. Для прокладки 670-километрового нефтепровода от месторождения Тамсаг Восточного аймака, где китайская компания добывает нефть, до сомона Алтанширээ Восточногобийского аймака необходимо инвестировать дополнительно еще 350 млн долларов.
Монгольская сторона предложила “Роснефти” инвестировать средства в строящийся НПЗ и поставлять для него недостающее количество нефтяного сырья. В ответ нам было сказано, что производственные мощности будущего предприятия малы, добываемая нефть слишком густая, а прокладка технологического трубопровода требует больших затрат. А также, что Монголия может вложить средства в Ангарский НПЗ и владеть определенной долей предприятия.
Ангарский НПЗ расположен близко к Монголии и выпускает качественную продукцию. “Роснефть” в год перерабатывает 118 млн тонн нефтяного сырья и занимает треть российского рынка. Мощность Ангарского НПЗ составляет 10 млн. тонн нефти в год, то есть 8.4% всего объема “Роснефти”. Монголии следует использовать эту возможность и обсудить вопросы рыночной стоимости НПЗ “Ангарск”, определить подходящую величину доли пакета акций для монгольской стороны.
Снабжение топливом нового аэропорта Хошиг
“Роснефть” выразила заинтересованность стать поставщиком авиатоплива для нового международного аэропорта в долине Хошиг, предложила немедленно заключить долгосрочное концессионное соглашение по эксплуатации топливозаправочного комплекса в старом и новом аэропортах и создать сеть автозаправочных станций (АЗС) в нашей стране.
В 2008 году глава тогдашнего правительства С. Баяр поддержал строительство в Монголии 100 АЗС компании “Роснефть”, но ВГХ не одобрил это решение. В нашей стране действует закон, регулирующий продажу нефтепродуктов на внутреннем рынке. В соответствии со статьей 7.2 Закона и нефтепродуктах Монголии “доступ на внутренний рынок Монголии запрещен иностранным компаниям, поставляющим более 30% нефтепродуктов в Монголию.”
Совместное предприятие КОО “Мэргэван”, принадлежащее на паритетной основе “Роснефти” и монгольской “Сод Монгол Групп”, на протяжении последних нескольких лет снабжает авиатопливом аэропорт в Буянт Ухаа. До недавнего времени, пока поставками керосина занималась также компания “А-ДЖЕТ” (Eznis co), авиакомпании имели возможность выбора поставщика.
Ожидается, что после введения в эксплуатацию нового аэропорта сохранится возможность такого выбора. Существует авиатопливо двух стандартов: российской марки ТС-1 и международной – ДЖЕТ А-1. Оба топлива до "заправки в крыло" не смешивают. Монгольское правительство неоднократными просьбами добилось от японской стороны того, что все 4 резервуара емкостью в 2000 тонн были оборудованы под хранение только ТС-1. Таким образом, для топлива марки ДЖЕТ А-1 необходимо соорудить еще 2 отдельных хранилища.
Монгольские политические и бизнес-группировки ожесточенно борются за право заправлять самолеты в новом аэропорту Хошиг. В итоге “Роснефть” развернула бурную деятельность для того, чтобы стать в Монголии единоличным поставщиком автомобильного и авиационного топлива.
Игольное ушко
Завоевание всего рынка нефтепродуктов одной иностранной компанией повышает вероятность угрозы экономической безопасности страны. Поэтому нам, монголам, надо оставить для себя лазейку, пусть самую маленькую, размером хотя бы "с игольное ушко", через которое мы могли бы покупать, пусть даже по высокой цене, топливо у южного соседа. Монголии важно иметь хоть и небольшой, но выбор.
Фото: jargaldefacto
Источник: jargaldefacto
В сюжете: нефтьнефтеперерабатывающий заводнефтепроводРоснефтьполитикаНПЗаэропорт Хөшигт