Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
30 сентября 2020 25359

Взаимное переплетение. Как бурятский фольклор описывает тесную связь корейского и бурятского народов

Автор: Д.В. Цыбикдоржиев

Главным персонажем периода поздней Юань в истории бурят является Бальжин-хатан.

Реклама

Продолжение.  Часть I. Часть II.

Исторические связи бурятского и корейского народов за многие века успели отразиться не только в летописях, но и в весьма различных жанрах фольклора. От эпоса до шаманских гимнов, от исторических преданий до сказок – список бурятских произведений, где можно встретить корейские мотивы, поражает своей обширностью. Упоминания «корейской королевы» (Гуулин хатан), «корейского короля» (Гуулин хаан), островов в тёплом океане на юго-востоке и т.д. могут восходить к разным историческим эпохам.

Ряд мотивов этногонического и этногенетического мифов могут быть родственны аналогичным корейским сюжетам, и это родство уходит к временам до нашей эры. Другие мотивы (например, первое знакомство с табаком) отсылают нас к контактам недавнего прошлого – той эпохи, когда хоринское племя бурят контактировало с корейцами перед образованием империи маньчжуров. Однако,  существует целый пласт бурятского фольклора и летописных сюжетов, которые очевидно восходят к эпохе монгольской империи Юань, а также временам перед её образованием и сразу после её падения.

Часть III. Страна Утренней свежести и бурятский фольклор

К самой глубокой древности надо возводить появление образа хозяина и хозяйки огня, но существует любопытная особенность бурятской мифологии – божества, покровительствующие явлениям природы, животным, человеческим занятиям и т.д. с течением времени под влиянием шаманизма и других факторов могут вытесняться новыми. Происходит это примерно так. Культ древнего божества в связи с переселением (или гибелью) племени или той его части, которая занималась обрядовой практикой, фактически исчезает. Ему уже не посвящают обряды напрямую, но в памяти его образ остаётся.

Иногда шаманы провозглашают, что среди них не осталось тех, кто способен напрямую обращаться к столь древнему и сильному божеству, поэтому они проводят обряды для других божеств или духов, которых и просят «передать» просьбу. Через много поколений эти второстепенные божества или духи могут полностью подменить собой древнего бога.

В некоторых случаях древний культ изначально вообще не был шаманским, а находился в ведении женских жреческих организаций или мужских военно-охотничьих сообществ. Шаманы с усилением своего влияния стремятся занять функцию медиатора между обществом и другими мирами, поэтому порой просто заводят новый культ с новым божеством, но с примерно совпадающими функциями.

Кроме того, случается и такое, что в обществе возникает потребность в культе недавно умершего крупного военно-политического или религиозного деятеля, и позднее его популярность способствует тому, что обожествленный образ вбирает в себя ранее не свойственные ему функции. Культ исторического персонажа постепенно может повлиять на фольклор, который ранее никак не был с ним связан. Такое явление мы видим с образом Чингисхана, к деятельности которого теперь приписывают едва ли не четверть всех примечательных природных объектов и изобретение вещей, существовавших задолго до него (например, изобретение молочной водки).

К одному из описанных явлений, вероятно, следует отнести появление имени Гуулин-хатан в ряду божеств, покровительствующих огню. Так зовут супругу божества Гал галыхан. Сложно сказать, как правильнее интерпретировать имя этой спутницы хозяина огня. С одной стороны это можно перевести, как «корейская королева», а с другой – как «королева латуни».

Металл в бурятской мифологии связан с огненной стихией, но латунь, сплав, хотя в быту активно используется, не очень ярко представлен в мифах.

При этом само название латуни гуули, как полагают, восходит к одному из названий Кореи - Корё (или еще более ранним Когурё), что в китайской передаче даёт Гаули (или Гаучжули), а в монгольской – Гуули(н). Торговля с Кореей, откуда монголы часто импортировали латунные изделия, привела к тому, что этот сплав так и стали называть «корейским».

Впрочем, нельзя исключить того, что ни с какой латунью это имя в мифологии и не связано, а подразумевается какое-то историческое лицо. Точно также другой термин, которым монголы называют Корею – Солонго (hолонго), отразился в бурятском шаманском фольклоре в прозвище одного из самых значительных онгонов (духов). Однако в силу того, что это название Кореи совпадает с названием пушного зверька (колонок), позднее прозвище hолонгото-эжин было неправильно понято, как «хозяин колонка». Буряты даже стали изготовлять символы этого духа из шкурки одноименного зверька.

В пользу того, что под прозвищем Гуулин-хатан может скрываться историческое лицо, работает известная гипотеза о происхождении образов супружеской пары тех же хозяев огня. Дело в том, что эту пару божеств буряты называют то Гал-галыхан и Гуулин-хатан, то Сахяадай-нойон и Санхалан-хатан. Однако, среди исследователей сильна уверенность в том, что последние два имени восходят к именам сына Чингисхана Чагатая и его супруги Чанхулан.

«Корейская госпожа» или «корейская королева» активно представлена и в шаманских гимнах. Существует целый гимн, озаглавленный «Бурхан баабай, Гуулин хатан». Это уже очевидно не связано ни с древностью, ни с ранним средневековьем. В данном гимне речь идёт о совершенно другой паре божеств. К этим духам обращаются так:

Хоротоной эзэн буурал толгой Бурхан баабай,
Гуулин хатан, абарга шэнэhэн барисаша бэлэй,
Алтан нуур сэлгеэшни, хасууриин шэнэhэн hуудалшнил!
Хамниган, буряад албатые vргэжэ, тэжээжэ, харалсажа байгыш…

Термин “гуулин” в гимне явно связан именно с корейской женщиной, а не латунью, причём образ кореянки тут несколько приземлён, связан с вполне земными ландшафтами и людьми. Упоминаются здесь «хамниганские и бурятские подданные», культовые сооружения из исполинских лиственниц, просьбы не покидать своим покровительством во время похода по «русским землям» (или во время пребывания в землях под русской властью). Мотив отправления в путь ошохо аянда vдэшэжэ харалда (отправляя в поход, проводи, присмотри) сближает пару, к которой обращается гимн, с функциями божеств, покровительствующих походам и путешествиям.

Использование термина «подданные» наталкивает на мысль об особенностях феодальных государств, с которыми буряты непосредственно сталкивались в эпоху Монгольской империи и последовавшие за её распадом периоды «малых ханов», а также – период существования развитых феодальных государств в Маньчжурии. Многие из княжеств, занимавших территории между Хинганом и Кореей, возглавлялись монголоязычными династиями или были в значительной степени населены монгольским по языку народом.

Образ корейской суженой героя проник в бурятский эпос. Сюжет с кореянкой часто сопряжен с испытаниями, которые приходится вынести бурятскому воину, а также с захватом власти.

Корейскую принцессу эпос характеризует, например, в таких выражениях: «Нет прекраснее её на всей земле. Когда ночью она выходит из дворца, красота её освещает всё вокруг. Люди встают с постелей, думая, что солнце взошло, и день настал!»

Герой едет к суженой. Корейская принцесса испытывает его и проникается симпатией, но просит добиться согласия отца. Бурятский герой, обращаясь к корейскому хану за благословлением на брак с его дочерью, сталкивается с условиями, которые ему надо выполнить. Тесть отправляет юношу на войну, затем – за чудесными животными и предметами.

В процессе всех этих квестов герой проходит через опасности и битвы, но неизменно возвращается к корейскому правителю с победой. Наконец, после всех испытаний, связанных с противостоянием «третьим сторонам», правитель Кореи требует от бурята добиться отмены и возврата всех жертвоприношений небесному богу. Этот бог оказывается родным для бурята, и тот приходит в ярость от очередного задания и убивает короля.

Последний сюжет заставляет вспомнить о попытках корейских королей вести интриги против своих сюзеренов - юаньских императоров. Бывало и такое, что корейцы привлекали на свою сторону некоторых монголов. С другой стороны ничуть не реже, если не чаще, корейцы сотрудничали с монголами против собственных королей. Перипетии интриг при дворах корейских правителей в эпоху поздней Юань мы рассмотрим в следующих публикациях, а здесь отметим, что на территории Кореи того периода монголы концентрировались в северных провинциях и на самом юге, на острове Чеджу. В столице же пребывали монгольские знатные дамы, вышедшие замуж за корейских королей и их свита.

Что интересно, бурятский эпос показывает, что принцесса, пребывая в шоке от гибели отца, долго плачет, но в итоге решает уехать с суженым. Показательно, что кореянка забирает с собой своих подданных и имущество. Это типично для ­фольклора монголов. Если в эпосах оседлых народов герой занимает трон в чужом королевстве, то у кочевых народов чаще события развиваются так, что герой возвращается на родину и забирает с собой всех или половину захваченных подданных и богатств.

Как видим, фольклор бурят отразил корейские мотивы в самых разных жанрах, что может говорить о достаточно плотных контактах предков бурят с корейцами в историческом прошлом.

Диапазон дат этих контактов вполне велик, но наиболее ранние из них происходили в то время, когда протобурятская общность ещё не выделилась из древнемонгольской. Второй период, когда уже именно племена сформировавшейся особой бурятской культуры контактировали с Кореей, это очевидно эпоха Монгольской империи. Третий период последовал после распада единого государства монголов, когда часть бурят оказалась на территории Маньчжурии, а возможно и самой Кореи.

Продолжение следует.

В сюжете: Бальжин-хатанбурятыБурятия. КореяЮжная Кореяшаманизмшаманыбурятский фольклор

Агрегатор новостей 24СМИ
Вконтакте
Facebook
Twitter

Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook

Похожие материалы

2 октября 122

Тува представит атрибуты шаманизма, буддизма и православия на форуме "Россия" в Москве

На выставке покажут традиционные костюмы шаманов, буддистских и православных священников, а из атрибутов шаманизма продемонстрируют бубны с колотушкой.

8 сентября 158

Южнокорейский оперный певец станет посланником туризма в Монголии

Лим Хён Чжу является единственным представителем музыкальной индустрии, включенным в список Forbes 30 самых влиятельных мужчин в возрасте до 30 лет в Азии.

18 августа 317

В Туве на фестиваль "Дунгур" соберутся около 150 шаманов со всей России

Всероссийский фестиваль шаманизма пройдет в республике с 18 по 20 августа.

10 августа 214

Авиакомпания “Аэро Монголия” официально открыла новый маршрут

Первая монгольская частная авиакомпания “Аэро Монголия”  с 1 июля открыла новый маршрут Улан-Батор – Сеул – Улан-Батор.

Первая полоса

8 сентября 719

Алексей Цыденов дал интервью о земляках, о Бурятии и спецоперации. ВИДЕО

Сегодня 1

Л.Оюун-Эрдэнэ распорядился усилить борьбу с коррупцией в Улан-Баторе

Премьер-министр Монголии пообещал всестороннюю поддержку правительства в борьбе с коррупцией в столице страны.

Сегодня 9

В Бурятии пройдет выставка племенных сельхозживотных

Выставка соберет животноводов и представителей отрасли со всей Бурятии и соседних регионов.

Реклама
Сегодня 11

Монгольский чиновник совершил «харакири»

Мужчина выжил и сейчас находится в реанимации в тяжелом состоянии.

Сегодня 17

Делегация из Республики Беларусь работает в Бурятии

Рабочая программа визита началась с возложения цветов к Мемориалу Победы.

Реклама

Популярное

  • 28 сентября 494

    Завершился тестовый автопробег по новому шоссе, соединяющему Китай, Монголию и Россию

  • 29 сентября 385

    В Бурятии назначен новый прокурор

  • 28 сентября 383

    В Бурятии отметили рост турпотока более чем на 50%

  • 29 сентября 350

    Художники Бурятии представили свои работы в Москве

  • 29 сентября 349

    Суд в Калмыкии признал "Конгресс ойрат-калмыцкого народа" экстремистским объединением

  • 28 сентября 312

    В Бурятии побит прошлогодний рекорд по урожаю картофеля

  • 29 сентября 299

    Прекращены прямые рейсы из Читы в Санкт-Петербург и Сочи

  • 28 сентября 288

    Фестиваль в честь первой профессиональной балерины Бурятии Ларисы Сахьяновой пройдёт в Улан-Удэ

Сегодня 65

Монгольский лучник Отгонболд вышел в финал чемпионата Азиатских Игр

7 октября Отгонболд поборется за первое место с китайским спортсменом Цзи Сянь Шоу.

Сегодня 86

Корпус армии США построит новый Центр экстренных операций в Монголии

Ожидается, что строительство начнется в апреле 2024 года и завершится в феврале 2025 года.

Сегодня 47

В Калмыкии займутся развитием мотоспорта

В республике планируют возродить мотобол и спидвей, ведь когда-то мотоспорт был визитной карточкой Калмыкии.

Сегодня 59

Министр финансов Монголии: Бюджет на 2024 год увеличен на 5 трлн тугриков по сравнению с предыдущим годом

В министерстве финансов страны ожидают, что в следующем году экономический рост составит 7%.

Видео дня: Монгольский эксперимент во французском легионе

Монгольский влогер Тушиг примерил на себя роль французского легионера.

Сегодня 66

Монголия, Польша и Великобритания обсудили создание совместного фильма

Полнометражный фильм планируется снимать в Монголии в течение двух месяцев, начиная с сентября 2024 года. Выход в прокат запланирован на 2025 год.

Сегодня 66

Лучники Бурятии на пьедестале Всероссийских соревнований

Медали соревнований в двух возрастных группах разыграли более 400 спортсменов из 41 региона страны.

Самое важное

1 декабря 2021 12779

Универсальные цифровые технологии в сельском хозяйстве, охране окружающей среды и здоровья человека. ВИДЕО

АО «Щелково Агрохим» и японская инновационная компания Japan Star Enterprises подписали Меморандум о взаимопонимании.

Статьи
28 мая 2021 50141

Буряты и Гражданская война в России

Вопрос: «За кого воевали буряты – за красных или за белых?» был одним из самых неудобных для ученых-историков Бурятии на протяжении всего советского периода. АРД представляет эссе Сергея Басаева о военной истории бурят.

Статьи
21 мая 2021 33750

Степан Калмыков: «Разделяй и властвуй» по-бурятски

АРД представляет отрывок из книги мемуаров Степана Калмыкова о скрытых политических приемах, с помощью которых первые лица Бурятии сохраняют свою власть. Презентация книги состоится в Улан-Удэ в июне этого года.

Статьи
15 апреля 2021 35876

Кто такие буряты: прошлое, современность и перспективы

Буряты являются разделенной нацией не из-за территориальной размежёванности, а из-за фундаментальных различий культурно-ценностного характера.

Наверх

2013 — 2023 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ ИА Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Разработка и поддержка сайта
Realist