Сергей Басаев: Главное событие в истории Улан-Удэ произошло в 1923 году
Публицист, историк Сергей Басаев в программе “Мнение” радиостанции “Эхо Москвы” об истории Верхнеудинска в XVIII-XIX веках, о договорах 1689 и 1727 года между Российской и Цинской империями, и о влиянии этих событий на формирование бурятского народа.
Продолжение. Начало здесь
– Удинский острог был построен в 1678 году, и в 1680 году уже фигурировал в отписках купцов с упоминанием приказчика этого острога Фёдора Кряжа. А два мушкетёрских полка Фёдора Головина, построившие уже крепость, жили непосредственно в Удинске – архитектор Людвиг Минерт, реконструировавший крепость, считал, что она была сорок на сорок саженей, или примерно 80 на 80 метров, квадратного типа, с четырьмя угловыми башнями и одной въездной, была как раз на том месте, где сейчас стоит крест, поставленный Русским культурным центром, и, кстати, посвящённый Фёдору Головину. Я предлагал сделать на этом историческом месте реконструкцию Удинской крепости – можно переместить туда музей истории города – место там хорошее, можно делать селфи, фотографироваться, гулять с детьми и наслаждаться видами со стен крепости. Внутри крепости можно установить мемориальную доску строителю Удинского острога селенгинскому приказчику Ивану Поршенникову и памятник Фёдору Головину, который, напомню, в российской истории считается основателем городов Удинск и Нерчинск.
на фото: план города Верхнеудинска 1798 года (пунктиром обозначены постройки в границах старого Посада)
– Как город, Удинск развивается с 1775 года, когда ему был придан статус провинциального города, а с 1783 года он стал уездным городом и был переименован в Верхнеудинск. Город тогда делился на две части – крепость и посад – территория последнего распространялась на запад до Одигитриевского собора, и на север примерно до современной улицы Куйбышева. Улицы, которые тогда были в посаде, в современные улицы не попадают никак, за исключением современной Соборной, на одном конце которой находилась Спасская церковь, а на другом – Одигитриевский собор. Первый план застройки Верхнеудинска был создан в 1798, и тогда был выпущен указ разобрать старые здания и перенести их на новые улицы. Жители города либо переносили свои дома, либо строили новые, а материал старых домов шёл на дрова. Кстати, остатки Удинской крепости тоже были разобраны жителями на дрова в начале XIX века. Город начал строиться по плану с правильными улицами, чёткой планировкой и приглашением архитекторов уже после 1810 года – это именно тот город, вернее его нынешняя историческая центральная часть, которую мы знаем в границах нынешней улицы Мокрослободской (Балтахинова) с одной стороны, а с другой – рек Уда и Селенга.
– Я считаю, что главным событием в истории нашего города было придание ему статуса столицы Бурят-Монгольской АССР, которая образовалось из двух национально-государственных образований – Бурят-Монгольской Автономная Области РСФСР и Бурят-Монгольской Автономной Области ДВР. Центр первой был в Иркутске, а центр второй – в Чите.
– Я считаю, что начало образования бурятской нации, бурятского народа относится к появлению в 1727 году границы между Российской империей и Китаем, или Цинской империей. Вообще, эту границу провели в два приёма – сначала в 1689 году по Нерчинскому договору, подписанному Фёдором Головиным, граница была проведена только по Аргуни, Шилке, Горбице и Становому хребту, а долина Амура осталась за Цинами. А в 1727 году Саввой Рагузинским был заключён Кяхтинский договор, согласно которому граница между Россией и Китаем была установлена от реки Аргунь до хребта Шабата в Западных Саянах – сейчас это современная российско-монгольская граница. И, собственно говоря, трёхсотлетие присоединения Бурятии к России мы должны отмечать не в 1959 году, как это было сделано из-за тогдашней политической конъюнктуры, а только в 2027 году.
– Буряты сложились, как отдельная общность, именно в рамках Российского государства, и своё современное развитие Улан-Удэ получил именно благодаря тому, что он был объявлен столицей Бурят-Монгольской АССР. Если бы этого не произошло, то Улан-Удэ ждала бы судьба Петровск-Забайкальского, Нижнеудинска, Новоселенгинска, Баргузина, Кяхты, и других небольших уездных городов, пусть даже через некоторые из них прошёл Транссиб.