Рецензия на мистико-историческую повесть Алексея Тенчоя "Вечное золото"
Новая повесть писателя-ламы - своеобразная версия загадочных событий в сталинской России.
Есть в истории России страницы, которые вызывают при их изучении неоднозначную реакцию общественности. Одна из таких тем – личность Иосифа Сталина. Идол для одних и монстр для других, он оставил такой противоречивый след в истории, что в народном сознании его имя часто соседствует с чем-то сверхъестественным или ужасным. Настолько, что до сих это имя порождает множество легенд на грани реальности и мистики.
А что будет, если сопоставить несколько, казалось бы, «малозначимых» исторических фактов и проследить их связи? Имея на руках даже разрозненные факты, можно легко проследить причинно-следственные связи, которые создают нашу вселенную. С этого, кстати, начинается и любое творчество. Так, к примеру, появился и сенсационный «Код да Винчи» Дэна Брауна. А повесть Тенчоя «Вечное золото» - своеобразная версия загадочных событий в России. Это благотворная тема и для художественного вымысла. Тут хочется сразу обозначить, что совпадение имен в новой повести Алексея Тенчоя с именами известных и не известных реальных людей – случайность. Вопрос «правда или вымысел» –– останется для каждого читателя открытым. Вот такую историю читателю предстоит осмыслить
.
Герой, который нам рассказывает свою удивительную историю, сам услышал ее от совершенно разных людей: «Начало ее мне рассказал православный священник, середину –– буддийский монах, а окончание –– дочь красного комиссара». И вот мы уже погружаемся в тайну, исследование которой, как часто у Тенчоя, затрагивает самые фундаментальные вопросы –– как нашего бытия, так и смысла существования всей вселенной. Пройдя сквозь галерею созданных автором ярких образов и пережив удивительные и драматические события вместе с ними, мы сможем иначе увидеть историю России прошлого века. И даже –– подоплеку того, что происходит в современности… И открывает путь к великой тайне.
Однако есть ряд исторических фактов, которые нашли отражение в повести «Вечное золото». Известно, что Иосиф Джугашвили поступил в Тифлисскую духовную семинарию и проучился там пять лет, однако перед самым окончанием учебы его отчислили. Почему это произошло? Очевидцев тех событий давно нет в живых, и об истинных причинах можно лишь догадываться.
О необъяснимом интересе к буддизму говорит следующий исторический факт: Сталин разрешил строительство в Бурятии Иволгинского дацана –– крупнейшего сегодня в России буддийского монастыря. Постановление о его открытии вышло 2 мая 1945 года. Казалось бы, самый расцвет «культа личности», да еще подкрепленный Победой в Великой Отечественной войне. Как же такое стало возможным? В то время как за два десятилетия до этого почти все полсотни имевшихся бурятских буддийских храмов были разрушены до основания! А сотни их служителей расстреляны, почти две тысячи сосланы в лагеря.
Ламы Иволгинского дацана, объясняя эту «странность», рассказывают, что Сталин разрешил строить дацан из-за того, что репрессированные, а затем собранные по разным лагерям бурятские ламы, с помощью особых ритуалов воздействуя на стихии природы, помогли решить исход обороны Москвы и даже самой Отечественной войны в пользу Советского Союза. Однако все свидетельства этого были уничтожены…
Вновь Тенчой обращается и к теме тайны смерти, которая сплетена с жизнью в неразрывное целое, и порой не угадаешь, есть ли между ними границы. Привязанность к жизни и бесстрашие перед лицом смерти - как найти баланс между ними, чтобы не сорваться в бездну и не сгинуть в ней безвозвратно?
Обо всем этом вы и узнаете, прочитав новую повесть Тенчоя. Вовлекая в череду необыкновенных приключений в погоне за «вечным золотом», он вновь открывает нам самое важное. И на этот раз о неумолимости закона причинно-следственной связи (что в буддизме называется «кармой») расскажет нам православный священник. Впрочем, в советском лагере они оказались все вместе –– и русский батюшка, и монах, и бурятские ламы, и обычные репрессированные интеллигенты. Государственная машина в борьбе с «отжившими» идеологиями, внедряя в народное сознание огнем и мечом, не делала различий между «инакомыслящими». И пусть не сама эта борьба становится ядром повествования «Вечного золота», но часто именно драматические события истории человечества позволяют заглянуть в бездну.
Например, почему возник спор коммунистической идеи о всеобщем благе «каждому по потребностям» и идеи о буддийском «благе для всех живых существ»? Чем он разрешится? «У вас было бесконечное золото… Вы могли накормить голодных, раздать нуждающимся! Создать рай здесь, на нашей земле! Мы появились, потому что здесь были голодные, нуждающиеся. Они нас сюда впустили, они нас поддерживают», –– с упреком в адрес могущественных бурятских лам говорит один из героев.
Что ответил ему буддийский священник, в распоряжении которого, казалось бы, бесконечные «магические» возможности? Который, кажется, может даже исход войны, перемоловшей жизни десятков миллионов людей всей планеты, повернуть в свою пользу?