Игра престолов по-монгольски: звездный час Туракины-хатун
Средний сын Чингисхана Угэдэй был слабым правителем, и при нем возвысилась одна из его самых умны и талантливых жен.
Возвышение Туракины-хатун
Звали эту женщину Туракина-хатун или иначе Дорагине. Помимо хронического слабоволия, ее муж, Великий хан монголов Угэдэй, страдал от запойного пьянства, и зная за собой этот грех, на всякий случай передоверил управление государством расторопной супруге. Туракина-хатун не была старшей женой, но отличалась высоким IQ и чувствовала себя в дворцовых интригах как рыба в воде.
Другие дети Чингиса к этому времени тоже поумирали, и в их улусах тоже правили жены. Главная соперница Туракины-хатун по имени Соркуктани-беки была вдовой Тулуя, младшего сына Чингисхана, и правила Северным Китаем и Восточной Монголией. На западе была еще Эбускун - вдова Чагатая, второго сына Чингисхана, управлявшая Туркестаном.
В течение десяти лет Монгольская империя находилась под властью нескольких женщин. Что удивительно, ни в одной из них не было ни капли монгольской крови. Все они оказались в плену во время военных походов и были взяты в жены чингизидами. Но и это еще не все: многие из них были христианками, и в традициях религии Христа воспитывали своих детей - будущих великих ханов.
Туракина-хатун не любила войны, и в годы своего правления поддерживала религии, развивала образование, строила общественные сооружения в разных частях империи. Однако все это время она неуклонно шла к своей главной цели, желая посадить на ханский трон своего сына Гуюка. На этом пути у Туракины возникли серьезные проблемы, так как Золотая Семья недолюбливала Гуюка и не хотела отдавать ему власть.
Целых пять лет Туракина-хатун изо всех сил продвигала непутевого Гуюка в императоры. Для этого она целиком сменила правительство и назначила первым министром таджичку Фатиму, привезенную из Хорезма. Наконец, в 1246 г. Туракина-хатун созвала чингизидов на малый курултай - избирать императора. Мероприятие имело открытый характер, и в Какакорум прибыло много гостей. Был среди них и отец Александра Невского, Владимиро-Суздальский князь Ярослав Всеволодович, умерший от яда сразу после обеда с Туркиной-хатун. Возможно, так она хотела "насолить" Соркуктани-беке за интриги против нее с Батыем.
Гуюк показывает острые зубы
Осенью 1246 г. стараниями Туракины ее сын Гуюк стал наконец Великим монгольским ханом. Хороший сын кланялся бы в пояс матери за такой подарок, но Гуюк унаследовал все самое плохое, что было в характере матушки, и, в частности, стремление к неограниченной власти.
Не откладывая на потом, он начал резко закручивать гайки, чтобы устранить всех, кто затмевал его фигуру Великого хана. Первой сыновья "благодарность" обрушилась на Фатиму. Туркина-хатун защищала свою советницу и подругу, буквально, до последнего вздоха, но из ее шатра солдаты увели Фатиму силой.
Сразу после этого Туркина-хатун скоропостижно скончалась. В чем была причине ее смерти, доныне не известно. Но с тех пор подозрения в убийстве матери неустанно витают над тенью Гуюка.
Хан устроил над беззащитной Фатимой показательный суд. Много дней и ночей ее томили голодом и жаждой и подвергали жестоким пыткам. Как пишет Дж. Уэзерфорд:
"Для монголов это было нарушением заветов Чингисхана, который хотя и убивал своих врагов и правил очень жестко, но делал это без пыток... Тем более что так поступали с женщиной - подобного прецедента в монгольской истории еще не было".
Наверное, Туракина-хатун умерла во-время. Ей не пришлось увидеть страшную смерть Фатимы, а также странную кончину Гуюка, умершего через полтора года после того, как мать возвела его на трон.