Буддизм в Монголии сталкивается с нехваткой наличных средств
Иностранный журналист о финансовых трудностях проекта ИХ Майдар.
Религия возрождается после десятилетий подавления со стороны Советского Союза, но огромный долг страны может стать огромным препятствием на этом пути, прежде чем она сможет действительно процветать, пишет журналист Янан Ван Taipei Times.
На бесплодной земле за пределами столицы Монголии бывший пастух охраняет полузакрытый пьедестал и заброшенную голову золотого Будды - напоминание о денежных проблемах, препятствующих процветанию буддизма в стране.
Когда 68-летний кочевник Цэгмид Лүндүв был нанят для патрулирования этого места в 2013 году, проект казался весьма перспективным: разрастающийся комплекс медитационных и духовных центров, находящихся в просторных степях за пределами Улан-Батора и под духовным руководством Далай-ламы.
Однако два года назад строительство было приостановлено в ожидании дополнительного финансирования. К тому времени были частично построены две ноги, голова, еще не установленная на туловище и рука с пальцами, сложенными в мудру обучения и понимания.
Только Лүндүв, его жена, внук и их щенок охраняли это святое место от непрошенных посетителей. “Как только проект успешно завершится, все проблемы Монголии уйдут”, - сказал Лүндүв, странный человек в потрепанной белой тунике и с обаятельнойулыбкой. “Это откроет новую эру”.
Один из основных финансовых спонсоров проекта, Genco Group, принадлежит монгольскому президенту Халтмаа Баттулге, который вступил в должность в июле этого года и должен теперь вывести страну из лабиринта долгов, опираясь на пакет помощи от МВФ в размере 5,5 млрд.долларов США.
Буддизм вновь обрел известность после того, как его отменили в годы советского контроля, причем более половины населения теперь идентифицируют себя как буддистов, если верить официальным данным.
Тем не менее, проблемы с финансовой задолженностью в стране серьезно ограничили развитие инфраструктуры, необходимой для полноценного расцвета религии, при этом монастыри не располагают надлежащими жилыми помещениями для монахов.
Буддийские традиции в Монголии предшествуют правлению Чингисхана, который установил тесные связи с тибетской буддийской школой, утверждает тайбейский журналист.
Внук Хана Хублая даже поручил своему духовному гуру создать более легкую форму тибетского скрипта, которая могла бы использоваться на территориях, находящихся под его правлением.
Однако даже при сильном влиянии тибетского буддизма монголы придали религии свой собственный культурный оттенок. Монгольский буддизм вдохновлен шаманскими призывами с использованием водки; русский ликер для монгольских буддистов столь же священнен, как вино для христиан, думает Янан Ван. Кроме того, поскольку монгольская империя страдала от нехватки населения, Далай-лама в то время разрешал монгольским монахам жениться и иметь детей, хотя иметь любовниц было строго запрещено, утверждает он.
С самой большой проблемой монгольский буддизм столкнулся в то время, когда Монголия была страной-спутником СССР. С 1924 года по начало 1990-х годов Совет по делам искусств Монголии решил, что более 1250 монастырей и храмов должны быть разрушены. Множество религиозных артефактов было тогда утеряно.
“После 60 лет угнетения монгольское монашество было в значительной степени разрушено”, - сказал Глен Маллин, эксперт по тибетскому буддизму.
Только одному монастырю, монастырю Гандантегчинлен Улан-Батора, было разрешено оставаться открытым в течение этого периода, чтобы поддерживать утверждения Совета о религиозной терпимости.
“Большинство монгольских монастырей не имеют надлежащих условий для фактического проживания монахов”, - говорит Весна Уоллес, ученый-религиовед из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. “Монастыри получают финансирование только тогда, когда они что-то создают, а не за повседневную работу. Они полагаются на пожертвования, поэтому многие монахи довольно бедны и вынуждены вступать в брак, потому что они не могут жить на свой собственный доход”, - отмечает она.
Но вернемся к проекту Гранд Майтрейи или Их Майдар. Лүндүв верит, что деньги придут.
На официальной странице проекта в Facebook в марте говорилось, что первый этап строительства будет завершен к концу этого лета, если пожертвование увеличится до 25 000 долларов США.
Каждое утро Лүндүв выливает свежезаваренную чашку чая на поле вокруг строительной площадки в качестве подношения богам.
“Строительство будет закончено, - сказал Лундув. - Правительство поддержит нас, потому что наша страна - буддийская страна”.
“Наша история связана с нашей религией”, - добавил он.
В сюжете: БуддаМайтрейястроительствомонастырь