Спустя почти 100 лет, в Монголии появился новый лхарамба
Монгольский лама сдал ежегодный экзамен-диспут и был аккредитован как геше лхарамба.
Об этом событии сообщил центр “Сумади Гирди” в Улан-Баторе.
Геше лхарамба – это высшая буддийская монашеская степень. Геше лхарамба является достижением наивысшего уровня для монахов, исповедующих монголо-тибетский буддизм.
Восьмидневный экзамен проходит в монастыре в Индии и обычно состоит из двух частей – дискуссии о сутрах и экзамена на знание других культур.
Монахи должны провести по меньшей мере двадцать лет, вникая в содержание пяти томов учений тибетского буддизма, для того чтобы повысить свою квалификацию.
Кандидаты сидят, а экзаменаторы ходят между ними. Когда один из кандидатов поднимает какой-либо вопрос, экзаменатор втягивает его в дискуссию и занимает противоположную позицию. Если кандидат побеждает в дискуссии, это означает, что он сдал экзамен.
Дело в том, что в Монголии после народной революции, произошедшей в 1921 году, никто не получал такую высокую степень в буддийской науке.
Новый геше лхарамба Д.Жавзандорж начал путь ламы в 1991 году в монастыре Эрдэнэмандал аймака Сүхбаатар. Потом стал изучать буддийскую философию в монастырях Дашчойлин и Дашчоймпил Гандантегчинлина, а в начале 1998 года уехал в Индию продолжать учёбу.
Кстати, Геше — буддийская монашеская учёная степень. Присуждается в монастырях школ Гелуг и Сакья.
Впервые титула геше стали удостаиваться знаменитые наставники школы Кадам, такие как геше Чекава Еше Дордже (1102—1176), составивший авторитетный текст по практике лоджонг, известный как «Семеричное воспитание ума», и геше Лангри Тангпа (dGe-bshes gLang-ri Thang-pa, 1054—1123).
Программа обучения геше представляет собой адаптацию предметов, изучавшихся в индийских буддийских университетах, таких как Наланда. Все предметы представляли собой различные тематические разделы Кангьюра. В Тибете эта программа впервые появляется в школе Сакья под именами ка-ши («четыре предмета») и ка-чу («десять предметов»), по прохождении которой степень присуждалась по результатам ритуализованных дебатов. Ко временам Цонкапы её можно было получить в монастырях Сангпу, Кьормолун и Дэвачен.
Под влиянием Сакьи и Гелуг, традиции Кагью и Ньингма также выработали свои системы учёного образования. В этих школах присуждается степень ка-рабджампы («ясный знаток писаний»), а также титул кхэнпо («знаток»; в монгольском произношении — хамбо), приобретший в Гелуг значение настоятеля. Обучение в этих школах строилось не вокруг дебатов, как в Гелуг, а на основе составления комментариев, привлекающих как можно больше классических трудов. Обычно обучение занимало девять лет, включая трёхлетнее затворничество.