Молодые монахи возрождают в Монголии буддизм после многих лет репрессий
Судьба одной из старейших религий мира теперь лежит на очень молодых плечах монгольских монахов.
Монастыри страны все чаще управляются монахами-представителями поколения Миллениум (Миллениалы или Поколение Y (поколение «игрек»; другие названия: поколение Миллениума (millennials), поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры) — поколение родившихся после 1981 года, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. Поколение Y противопоставлялось Поколению X - предыдущему демографическому поколению. Встречается употребление термина Yllo (Young Liberty Love). Эти монахи - первое поколение, выросшее после десятилетий религиозных репрессий при советской системе, уничтоживших почти все буддийское духовенство.
После всего лишь четырех лет собственных исследований 29-летний Лувсан Даян уже обучает двух молодых монахов.
“Я чувствую, что у меня еще недостаточно знаний, - сказал он. - Я думаю, правильно ли, чтобы другие называли меня учителем, если я сам все еще учусь?”
Он усиленно учится, потому что репрессии, начавшиеся в 1930-е годы с приходом коммунизма, убили по официальным данным около 17 000 монахов. В то время большинство монголов были набожными приверженцами формы буддизма подобной той, которая применялась в Тибете.
После того как в 1990 году в Монголию пришла демократия, монастыри и школы были восстановлены оставшимися в живых монахами, многим из них тогда было уже по 70 лет. Монастырь Лувсана, Амарбаясгалант, представляет собой обширный комплекс, расположенный глубоко в бесконечных лугах, в 35 км (22 милях) от ближайшей дороги. Амарбаясгалант хийд — «Монастырь безмятежной радости», один из трёх крупнейших буддийских монастырей Монголии, расположен на р. Селенга в горной долине Шивэнгийн Хөндий на высоте 1035 м у подножия покрытого лиственничной тайгой хребта Бурэгийн-Нуруу, в сомоне Баруунбурэн аймака Сэлэнгэ в северной Монголии. Архитектурный проект монастыря принадлежит I Богдо-гэгэну Дзанабадзару, в качестве усыпальницы которого он и был возведён.
До советской эпохи в нем находилось около 800 монахов. После того как начались чистки, половина монахов монастыря бежала, а большинство оставшихся были убиты. Сейчас монахов там осталось меньше 40, а самому старшему, главе монастыря, всего 35 лет.
Молодые монахи изо всех сил пытаются сохранить разрушающиеся монастырские здания, которые датируются 18-м веком и были объявлены объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня осталось 28 из более чем 40 оригинальных храмов. Стаи гнездящихся голубей покрывают стены фекалиями и доводят монахов, чья религия запрещает убивать, до отчаяния.
Лувсан будит своих учеников - 10-летнего Батхана Туула и 11-летнего Тэмүүлэна - около семи, чтобы проверить, как они запомнили Священные Писания. Они повторяют их остаток утра.
Во второй половине дня младшие монахи могут изучать математику и литературу, если найдется учитель.
Такой выбор карьеры необычен в современном мире и найти детей, желающих пойти в монахи, сложно. Выбор часто делается как родителями, так и детьми, и редко является простой задачей.
“Ему сначала не понравилась идея стать монахом, потому что он испугался картин и алтарей”, - сказала мать Тэмүүлэна Бадамханда Дамбия, рассказывая о реакции своего сына, когда она впервые затронула эту тему. “Он сказал, что они пугают его”. По ее словам, ему потребовалось некоторое время.
Однако, если дети приходят в монастырь, то выиграна лишь половина сражения. Удержать их – вот реальный вызов. “В наши дни очень редко можно найти монахов, которые остаются верными своим обетам”, - сказал Лувсан.
Многие монахи, которые растут в монастыре, жаждут внешнего мира, который им разрешено посещать два раза в год в течение двух недель. В монастыре есть 3G-доступ в Интернет, но использование мобильных телефонов ограничено для тех, кто старше 25 лет.
“Легко рубить лес, верно?” - сказал Лувсан Равдан, второй заместитель главы монастыря. «Но для того, чтобы выросли новые деревья, требуется много времени». Он надеется вернуть монастырю его прежнюю славу.
Пока что Тэмүүлэн стремится помочь омолодить Амарбаясгалант. “Когда я вырасту, если монастырь станет больше и более известен, то, надеюсь, сюда придет много детей”, - сказал Тэмүүлэн.